double arrow

ИТОГОВОЕ задание по группам. 5-7 мин.

Составьте своё районирование территории России, объясните какие принципы районирования, вы брали за основу, в чём географическая, экономическая, социальная выгода вашего районирования.

Нанесите на контурную карту НОВЫЕ экономические районы (своей творческой группы). И подготовить защиту своего проекта - новое районирование территории России.

Руководитель группы защищает и показывает по карте НОВОЕ районирование.

По 10 бальной шкале оценивает работу членов своей группы.

Карточку и контурные карты сдают учителю для подведения итогов работы т проектных лабораторий.

           

       Территориальное (географическое) разделение труда

Как возникает территориальное разделение труда?

При изучении отраслей хозяйства вы обратили внимание, что для ряда районов характерно развитие того или иного производства. Вспомним, Се­вер европейской части России ассоциировался у нас с одним из главных районов лесной промышленности, продукция которой (лес, бумага, кар­тон) поступает в другие районы страны. Потоки газа и нефти по трубопро­водам устремляются в районы потребления из Западной Сибири — основ­ной топливной базы России; Центральная Россия, Северо-Запад, По­волжье, Урал выступают как районы производства сложной промышлен­ной продукции, Северный Кавказ — один из главных районов зернового хозяйства и технических культур. Таким образом, на территории страны можно выделить главные районы добывающей и обрабатывающей про­мышленности, развития сельского и рекреационного хозяйства, торго-во-финансовой деятельности и другие. Другими словами, районы специ­ализируются на различных отраслях.

Очень важно, что районы не только производят определенную продук­цию, но и ведут активный, выгодный обмен товарами и услугами, успешно работая друг на друга для создания межрайонного, межрегионального обмена, географического разделения труда.

Николай Николаевич Баранский (1881—1963)

Один из основателей отечественной экономической геогра­фии, создатель учения о географическом разделении труда и теории экономико-географического положения. Задачей географии считал комплексное изучение террито­рии — «от геологии до идеологии», причем не просто для ее описания, а и для преобразования. География, по Баранскому, должна быть конструктивной наукой.

 

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению труда?

Территориальное разделение труда появилось в то время, когда хозяйство перестало быть натуральным (то есть производящим абсолютно все необ­ходимое для жизни) и стало товарным (производящим что-то сверх своих потребностей, на продажу).

Вначале такое разделение труда происходило на небольших территори­ях: в городе работают ремесленники, в окрестных селах — крестьяне. Но с развитием экономики, с появлением дешевого транспорта разделение тру­да стало охватывать большие территории — уже целые районы и регионы специализировались на производстве той или иной продукции.

Разделение труда может «жестко» диктоваться природой — ее условия­ми и ресурсами. Например, в России единственная разведанная и освоенная группа крупных месторождений алмазов — в Якутии. А на всем огромном протяжении берегов Северного Ледовитого океана единственный незамер­зающий участок — северный берег Кольского полуострова. И как бы мы ни хотели добывать алмазы в Центральном районе или построить крупный порт круглогодичного действия в устье Лены — ничего не удастся.

Но гораздо чаще ограничения, накладываемые природой, менее жест­кие. А уж для обрабатывающей промышленности или для сферы услуг их практически нет вообще. В этом случае территориальное разделение труда возникает, если одновременно соблюдаются два условия:

1) в данном районе дешевле произвести конкретную продукцию;

2) эту продукцию возможно перевезти в другой район (к потребителю) так, чтобы она при этом осталась конкурентоспособной, то есть не слиш­ком подорожала из-за транспортных расходов.

Как меняется территориальное разделение труда?

Появление новых видов производств, новых технологий на транспорте, ос­воение новых районов, изменение потребностей общества — все это посто­янно меняет сложившуюся картину разделения труда.

Например, в 1930-х гг. началась разработка месторождений Подмосковного угольного бассейна (в основном на территории современной Тульской области). Этот уголь был главным топливом для теплоэлектростанций Центрального райо­на и сырьем для химической промышленности. Но с 1960-х гг., когда рез­ко увеличилась добыча нефти, а особенно в 1980-х гг., когда в Центр пришел де­шевый газ Западной Сибири, добыча угля стала невыгодна. Добыть газ за несколько тысяч километров и перекачать его по трубам в итоге дешевле, чем до­бывать под землей уголь низкого качества. Поэтому электростанции Центра в ос­новном переведены на газ и мазут, на газ перешла и химическая промышлен­ность.

Разделение труда между районами меняется по многим причинам: ис­тощение природных ресурсов, удорожание (или удешевление) транспорта, изменение цен мирового рынка и т. д.

Эти изменения могут способствовать как расцвету отдельных районов, так и их деградации, упадку.

В относительно благоприятных условиях находятся районы с широким набором отраслей специализации, что, впрочем, является общим прави­лом: чем разнообразнее система, тем она устойчивее.

Представьте, что будет с городами — центрами алмазной промышленности Яку­тии, если цена алмазов на мировом рынке резко снизится. Для них это будет ката­строфой. А крупный город со множеством предприятий всегда имеет больший спектр возможностей. Не случайно уровень безработицы в нашей стране минима­лен именно в крупных городах.

ВЫВОДЫ

Географическое разделение труда — одна из закономерностей развития обще­ства. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней.

Разделение труда между районами нашей страны осложняется огромны­ми расстояниями. В последнее десятилетие переход к рыночной экономике во многом изменил привычную картину. Как приспособить производство к но­вым условиям, что производить и потреблять на месте, что вывозить, что вво­зить— все эти вопросы должны решаться применительно к каждому кон­кретному району. Для этого-то (в том числе) и нужна экономическая геогра­фия!

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.              Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселе­ния.

2.           Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разде­ление труда», выделите его составные части.

3.            Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна — узкая или широкая? Почему?

4.         Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.

5.          Какова хозяйственная специализация вашего края? Какие условия ее опре­делили? Перспективна ли она в современных условиях? Есть ли возможности для ее углубления? Предложите свой проект участия вашего края в районном, региональном географическом разделении труда и на федеральном уровне.

6.         С какими современными производствами ассоциируются названия отдель­ных городов или районов? Приведите примеры.

 

 

Тема: Европейская Россия. (Западный макрорегион) 30 часов

Тема урока: Общая характеристика Европейской России.

Планируемые результаты обучения:

1. Учащиеся должны уметь давать оценку географического положения региона, природных

условий и ресурсов для жизни и деятельности населения.

2. Учащиеся должны уметь анализировать карты разного содержания для характеристики

природных условий и ресурсов Европейской России; работать с контурными картами.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

 

Основное содержание: Европейская Россия – основа формирования территории Русского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

 

 Средства обучения: Карты: 1) Физическая карта России, «Природные зоны России»,

                                             карта «Степень благоприятности природных условий для

                                             жизни человека.

                                               2) Фотографии и иллюстрации природы Русской (Восточно

                                               –Европейской равнины)

                                               3) Атласы, контурные карты

                                               4) 2 диска: 1) География 9 класс «Уроки Кирилла и

                                               Мефодия»

                                               2) География 8 класс «Уроки Кирилла и

                                               Мефодия»

                                               5) Портреты ученых и путешественников

                                               6) Брошюра «География России. Эколого – экономические

                                                   аспекты»

 

  Эпиграф к уроку: «Учиться – всё равно что плыть против течения: остановился, и тебя   

                              отнесло назад»

                                                                                                              (Китайская мудрость)

 

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: