Когда же, если не сейчас?»
Обучающие цели урока:
• Организовать самостоятельную деятельность учащихся при
оценке целостного представления о населении и хозяйственном освоении Европейского Севера;
• Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и
межпредметных связей.
• создать электронный материал по данной теме.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
• создать условия для развития у школьников умений анализировать
картографические и статистические материалы, давать краткую
характеристику особенностям хозяйственного освоения, географии и демографии населения; формулировать проблемы,
предлагать пути их решения;
• создать условия для развития умения формулировать собственную
точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные цели:
• содействовать развитию умения общаться между собой
• помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
• ознакомить учащихся с особенностями хозяйственного освоения;
|
|
• выявить различия географии северных и южных частей района;
• определить причины оттока населения с Европейского Севера.
Оборудование:
• физическая карта Европейского Севера;
• атласы;
• карта плотности населения;
• электронный учебник «География».
Тип урока: интегрированный урок география - информатика (2 часа).
Ход урока:
1.Организационный момент: учащиеся нацеливаются на значимость и место данного урока в системе уроков данной темы. Учитель объясняет форму проведения урока, знакомит с планом урока, создает положительный настрой.
Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.
II. Целеполагание, мотивация: учитель называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока:
Знать:
1) особенности хозяйственного освоения Севера;
2) различия географии населения северных и южных частей района;
3) своеобразие демографии населения;
4) особенности возрастного состава населения;
5) особенности национального состава населения;
6) причины оттока населения с Европейского Севера.
Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, выделять главное в понимании поставленного вопроса.
Учащиеся записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели.
III. Первичное усвоение материала: после рассказа учителя, учащиеся создают семь групп.
IV. Основное освоение материала: перед каждой группой ставится задача - составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, причины оттока населения с Европейского Севера, возрастной состав населения, урбанизация, национальный состав.
|
|
Каждая группа получает карточку с требованиями к созданию слайда.
Группы формируют слайды и защищают их.
Примерное содержание слайдов, подготовленных учащимися:
I СЛАЙД «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ОСВОЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»
ВЕК | Кольско – Карельский край | Северный край |
X | Новгородская колонизация | |
XIII | Освоение поморами Кольского Севера – Кола | |
XIV | Создание КИЖСКОГО ПОГОСТА | |
XV | Создание Соловецкого и Печорского монастырей | Московская колонизация края. Роль больших монастырей. Добыча соли. |
XVI XVII | Беломорская торговля. Архангельск. | |
XVIII | Формирование промышленного очага на юге (Петрозаводск), базы полярных экспедиций и Северного флота в Екатерининской Гавани. | |
XX | Ворота в Арктику: Мурманск и его роль в освоении Северного морского пути, в обороне Севера в Первую и Вторую мировые войны. Открытие и освоение ресурсов. Беломорско – Балтийский канал. Геополитическое положение района и роль Северного морского флота. | Экспортная база леса, освоение лесных и топливных ресурсов. Роль в освоении космоса и ядерных испытаниях(космодром и полигон на Новой Земле). Открытие крупнейших нефтегазоносных ресурсов на шельфе Баренцева моря. |
II CЛАЙД «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»
ВОЛОГДА – искусство кружевного промысла. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ(Родина Деда Мороза) – изготовление серебряных украшений с чернью. СЕВЕР – косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур. ОСТРОВ КИЖИ, МАЛЫЕ КАРЕЛЫ – ценные и живописные деревянные сооружения: церкви, шатры, избы с деревянными кружевными наличниками. НА ЮГЕ, БЛИЗ ЧЕРЕПОВЦА –металлический промысел. КОМИ – охота, рыболовство, собирательство. КАРЕЛИЯ– пчеловодство, смолокурение, оружейное, кузнечное, бондарное дело, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из бересты. КОЛЬСКИЙ П-ОВ, (саамы), ПОБЕРЕЖЬЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ – оленеводство, изготовление из оленьих шкур одежды, сумок, чумов (жилищ). |