Девиз урока: «Кто же если не мы?

                      Когда же, если не сейчас?»

Обучающие цели урока:

• Организовать самостоятельную деятельность учащихся при
оценке целостного представления о населении и хозяйственном освоении Европейского Севера;

• Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и
межпредметных связей.

• создать электронный материал по данной теме.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

• создать условия для развития у школьников умений анализировать
картографические и статистические материалы, давать краткую
характеристику особенностям хозяйственного освоения, географии и демографии населения; формулировать проблемы,
предлагать пути их решения;

• создать условия для развития умения формулировать собственную
точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные цели:

 

• содействовать развитию умения общаться между собой

• помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:

 

• ознакомить учащихся с особенностями хозяйственного освоения;

• выявить различия географии северных и южных частей района;

• определить причины оттока населения с Европейского Севера.

Оборудование:

• физическая карта Европейского Севера;

• атласы;

• карта плотности населения;

• электронный учебник «География».

Тип урока: интегрированный урок география - информатика (2 часа).

Ход урока:

1.Организационный момент: учащиеся нацеливаются на значимость и место данного урока в системе уроков данной темы. Учитель объясняет форму проведения урока, знакомит с планом урока, создает положительный настрой.

Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.

II. Целеполагание, мотивация: учитель называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока:

Знать:

1)  особенности хозяйственного освоения Севера;

2) различия географии населения северных и южных частей района;

3) своеобразие демографии населения;

4) особенности возрастного состава населения;

5) особенности национального состава населения;

6) причины оттока населения с Европейского Севера.

 

Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, выделять главное в понимании поставленного вопроса.

 

Учащиеся записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели.

 

III. Первичное усвоение материала: после рассказа учителя, учащиеся создают семь групп.

IV. Основное освоение материала: перед каждой группой ставится задача - составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, причины оттока населения с Европейского Севера, возрастной состав населения, урбанизация, национальный состав.

Каждая группа получает карточку с требованиями к созданию слайда.

Группы формируют слайды и защищают их.

 

Примерное содержание слайдов, подготовленных учащимися:

I СЛАЙД «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ОСВОЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»

 

 

ВЕК Кольско – Карельский край Северный край
X   Новгородская колонизация
XIII Освоение поморами Кольского Севера – Кола  
XIV Создание КИЖСКОГО ПОГОСТА  
XV Создание Соловецкого и Печорского монастырей Московская колонизация края. Роль больших монастырей. Добыча соли.
XVI XVII   Беломорская торговля. Архангельск.
XVIII Формирование промышленного очага на юге (Петрозаводск), базы полярных экспедиций и Северного флота в Екатерининской Гавани.  
XX Ворота в Арктику: Мурманск и его роль в освоении Северного морского пути, в обороне Севера в Первую и Вторую мировые войны. Открытие и освоение ресурсов. Беломорско – Балтийский канал. Геополитическое положение района и роль Северного морского флота. Экспортная база леса, освоение лесных и топливных ресурсов. Роль в освоении космоса и ядерных испытаниях(космодром и полигон на Новой Земле). Открытие крупнейших нефтегазоносных ресурсов на шельфе Баренцева моря.

 










II CЛАЙД «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»

 

ВОЛОГДА – искусство кружевного промысла. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ(Родина Деда Мороза) – изготовление серебряных украшений с чернью. СЕВЕР – косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур. ОСТРОВ КИЖИ, МАЛЫЕ КАРЕЛЫ – ценные и живописные деревянные сооружения: церкви, шатры, избы с деревянными кружевными наличниками. НА ЮГЕ, БЛИЗ ЧЕРЕПОВЦА –металлический промысел. КОМИ – охота, рыболовство, собирательство. КАРЕЛИЯ– пчеловодство, смолокурение, оружейное, кузнечное, бондарное дело, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из бересты. КОЛЬСКИЙ П-ОВ, (саамы), ПОБЕРЕЖЬЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ – оленеводство, изготовление из оленьих шкур одежды, сумок, чумов (жилищ).

 




double arrow
Сейчас читают про: