Изучение нового материала

Учитель: «Совершенно верно, тема нашего урока Европейский Север. Факторы формирования и особенности природы района (дети записывают тему в тетрадь)

Учитель: «Исходя из темы, пожалуйста, цель сегодняшнего урока»

Обучающиеся пытаются сформулировать цель.

Затем осуществляется проверка формулировки цели

Учитель: «для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи

Учитель: «итак, с чего традиционно начинается характеристика любого экономического района страны?» (С определения состава района)

Учитель: «Используя административную карту России, определите, какие субъекты федерации входят в состав Европейского Севера» На выполнение задания отводится 2 минуты.  

Один из обучающихся выполняет это задание на оборотной стороне доски.

Проверка осуществляется с помощью слайда презентации. Обучающиеся записывают правильный ответ в тетрадь

Учитель: «Что является следующим пунктом плана характеристики района?» ( определение особенностей ЭГП)

Учитель: «правильно, используя карты и типовой план описания, выяснить особенности ЭГП Европейского Севера, результаты занесите в тетрадь»

 

По истечении времени учитель просит одного из обучающихся охарактеризовать ЭГП Европейского Севера у карты (в это же время осуществляется проверка)

При демонстрации карт транспорта Европейского Севера, учитель ставит к ним ряд вопросов:                                                      

  1. В чём особенность расположения ж/д путей?

 2. Какого значение Северного морского пути?

 3. Назовите единственный не замерзающий порт Европейского Севера, объясните причину этого явления?

 4. Назовите водный путь, связывающий Европейский Север с Центральным районом?

Проанализировав карты транспорта, учитель просит дать оценку ЭГП района и обосновать свой ответ.

«Европейский Север имеет выгодное ЭГП, так как:

1. граничит с развитыми государствами и самыми мощными в хозяйственном отношении районами страны

2. имеет выход к Баренцеву и Белому морям».

Учитель: «Специфика ГП района определила своеобразные природные условия. Назовите главные особенности природных условий Европейского Севера?» (Вечная мерзлота, заболоченность, суровый климат)

Обучающиеся выписывают их в тетрадь

У: по особенностям природы территорию района подразделяют на две части: Кольско-Карельскую и Двино-Печорскую. Ваша задача, используя текст учебника(§21) и карты атласа, определите, какими природными ресурсами обеспечен Европейский Север на примере Кольско-Карельской и Двино-Печорской частей (работа по группам) (5 минут)  

Задания для каждой из групп вы можете найти у себя на столах» (см приложение 1)

Учитель подходит к каждой группе и забирает отложенные минералы, затем осуществляется проверка на основе

Учитель оценивает работу каждой группы

Учитель: «кроме полезных ископаемых, какие ещё ресурсы мы относим к природным»

( Лесные, водные, почвенные и т. д.)

Учитель: «дайте оценку обеспеченности района этими ресурсами»

Обучающиеся оценивают лесные и водные ресурсы.

Закрепление изученного материала

Учитель: «итак, мы с вами рассмотрели особенности ЭГП и природных условий Европейского Севера, а теперь, основываясь на имеющихся и приобретённых знаниях о данной территории, попробуйте озвучить фрагмент фильма, который вы видели в начале урока, используя тот материал, который указан в задании № 2 на ваших столах (идёт повторная демонстрация фильма). На выполнение задания отводится 4 минуты.

В озвучивании фильма принимают участие 1 и 2 группа, 3 группа оценивает их выступление по критериям, которые находятся у них на столах (приложение 2). Свою оценку они аргументируют.

Подведение итогов урока.

 Объявляется количество баллов набранных за урок, обучающиеся сами определяют свою оценку.

Рефлексия

Учитель: «выделите ключевое слово или словосочетание являющееся ключевым на сегодняшнем уроке» ( Европейский Север)

Учитель: «Назовите, что вы знали о Европейском Севере до сегодняшнего урока?»

Всё, что называют обучающиеся, записывается на доске под стрелкой «знали»

Учитель: «а теперь назовите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?»

 Всё, что называют обучающиеся, записывается на доске под стрелкой «узнали»

Учитель: «скажите, что бы вы хотели ещё узнать об этом районе?»

Всё, что называют обучающиеся, записывается на доске под стрелкой «хотели бы узнать»

Учитель: «а что вы считаете лишним, не нужным для изучения по данной теме?»

Всё, что называют обучающиеся, записывается на доске под стрелкой «не нужно знать»

Учитель вслух анализирует получившуюся схему.

Домашнее задание отражено на экране

 

Тема: Природа Европейского Севера.

Цели: Знать состав района, этапы и факторы формирования района. Сравнивать характеристики двух частей района. Дать оценку влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Оборудование: физическая карта, административная карта России, картины природы Карелии, Кольского полуострова, тайги, атласы, фильм «Природа Европейского Севера».

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

-Определите особенности Экономико-географического положения Европейского Севера. Оцените его с точки зрения благоприпятствия ЭТП развитию хозяйства Европейского Севера.

Учащиеся находят что:

1. Район имеет приморское положение, омывается Баренцевым и Белыми морями.

2. Район – сосед Центральной России - индустриальной базой страны, что выгодно для экономического развития

Европейского Севера.

3.На западе район граничит с развитыми странами Европой - Норвегией и Финляндией. Отношения со странами добрососедские, что позволяет развивать экономические связи с этими государствами.

4. Транспортная сеть – родная. Железные дороги расходятся по трем направлениям – на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по каналу (Беломоро – Балтийскому) – в Белое море.

Далее учащиеся работают в группах и кратко рассказывают о климате, рельефе, особенностях природы, водных ресурсах, делают выводы.

1 группа. Климат.

 

По особенностям природы территорию района делят на две части: западную – Кальско - Карельскую и восточную – Двино Печорскую. Природные условия менее благоприятные, чем в Центральной России.

Часть района находится за Северным полярным кругом, значит полярная ночь зимой, а лето прохладное. Осадков выпадает больше на западе района, он ближе к Атлантическому океану, здесь преобладает циклональная погода.

 

2 группа. Рельеф. Полезные ископаемые.

Сильные ветры на побережье. Увлажнение избыточное. В основании Кольско – Карельской части лежит Балтийский щит – древние кристаллические породы и (т.д. по тексту).

 

3 группа. Водные ресурсы.

Моря - Баренцево море, известное с XI века, Белое море вдается в сушу на 700км – имеют большое значение для рыболовства, судоходства, внешней торговли, военно-морского флота.

Тысячи озер, крупные реки – Онега, Северная Двина, Мезень Печора (по тексту).

 

4 группа. О природных зонах.

Европейский Север расположен в зонах тундры и тайги. Тайга состоит из ели, сосны. В Карелии растет ценная береза с мраморным рисунком древесины (по тексту).

 

Выводы по работе с темами.

III. Просмотр фильма «Природа Европейского Севера».

 

Задание: по фильму подготовить вопросы для взаимоконтроля.

 

IV. Итог урока.

- Назовите крупные реки Европейского Севера.

- Какие полезные ископаемые добываются в этом районе?

- Как формировался рельеф Европейского Севера?

V. Дома: параг.21 подготовить вопросы по параграфу.

 

 

Интегрированный урок географии и информатики по теме: «Население и хозяйственное освоение Европейского Севера».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: