Исследование по теме: Экологические проблемы и пути их решения.
Задания:
1. Назовите экологические проблемы, возникшие в связи с интенсивным использованием природных ресурсов?
2. Расскажите об экологически кризисных районах Русской равнины.
3. Какая экологическая ситуация сложилась на реках равнины?
4. С какой целью создают заповедники? Приготовьте буклет: «Заповедники Восточно-Европейской равнины».
5. Выводы оформите в виде презентации. Сформулируйте ответ на проблемный вопрос.
Итог первого урока: Учащиеся отбирают необходимую информацию из разных источников информации, проводят исследование, делают выводы.
Домашнее задание: Подготовить презентацию по своему исследованию.
Второй урок.
Выступление учащихся по группам со своей презентацией.
1. Географическое положение Русской равнины.
2. Климат и внутренние воды Русской равнины.
3. Восточно-Европейская равнина. Природные зоны.
4. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования.
Вывод по изученной теме:
Восточно-Европейская (Русская) равнина обладает исключительно разнообразными природными условиями и ресурсами. Это обусловлено геологической историей развития и географическим положением. С этих мест началась русская земля, с давних пор равнина заселялась и осваивалась людьми. Не случайно, что именно на Русской равнине расположена столица страны – Москва, наиболее развитый экономический район – Центральная Россия с самой высокой плотностью населения. Длительное хозяйственное использование ресурсов равнины привело к ряду экологических проблем. Поэтому основной стратегией хозяйственной деятельности людей должно стать рациональное природопользование.
Итог урока: Все учащиеся получают оценки в соответствии с «Критериями оценивания презентации».
Урок-состязание по теме: «Русская равнина» (2-ой вариант урока)
Цели:
· Закрепить знание номенклатуры по Русской равнине.
· Продолжить формирование умений работать с контурными картами.
· Продолжить формирование умений находить взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе.
· Закрепить знания основных географических понятий по теме.
· Используя отрывки из произведений художественной литературы, продолжить формирование интереса к чтению художественной литературы.
· Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её ресурсам.
Оборудование:
· Физическая карта “ Восточно-Еропейская равнина”.
· Атласы по географии.
· Рабочие тетради по географии на печатной основе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда садится за отдельные столы. Выбираются капитаны команд.
За каждым столом – чистые листки бумаги, по 2 атласа, 1 рабочая тетрадь.
Деятельность учителя.
Учитель: Мы с вами закончили изучение крупного региона России – Русскую или Восточно – Европейскую равнину. Отсюда шло расселение славян по России, здесь мы с вами живем, приблизительно по такому же плану будем в дальнейшем изучать другие районы.
И сегодня, соревнуясь, мы вместе с вами выясним, как вы усвоили эту тему.
Каждой команде будет предложено несколько заданий. Каждое задание оценивается оценкой в 5 баллов.
Задания могут быть даны одинаковые для обеих команд или разные, но подобные для каждой команды.
При оценке ответов будет учитываться:
А) количество правильных ответов, в некоторых случаях скорость ответов;
Б) умение работать по карте атласа и контурной карте..
Ответы будут устные и письменные. Ответ готовите все вместе, отвечает кто – либо один из каждой команды. Результаты ваших ответов будет оцениваться жюри.
Задание. Найдите соответствие.
Текст:
А) Горячие, сухие ветры.
Б) Скопление, обломочных горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.
В) Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из –под тающего древнего ледника.
Г) Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность.
Д) Участок территории, на котором сохранился в естественном виде весь ПК.
Е) Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.
Ж) Обширные области земной коры, отличающиеся относительной устойчивостью.
З) Формы поверхности суши, представляющие Большие промоины с крупными стенками.
И) Места выходов кристаллического фундамента на поверхности земли
К) Огромное количество комаров и мошек.
1. Платформа
2. Щит.
3. Овраг.
4. Эрозия.
5. Суховей
6. Гнус.
7. Полесье.
8. Солончак.
9. Морена.
10. Заповедник.
(Ключ: А7, Б9, В8, Г6, Д1, Е10, Ж3, З4, И2, К5.)
Задание 2. ( Учитель каждой команде даёт карточки с заданиями).
Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.
Я карточка. Тундра.
А) сфагнум, брусника, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, голубика, ягель, тюльпан, клевер.
Б)куропатка, гусь, лемминг, суслик, песец, олень, сова, утка, волк, кулик, верблюд, чайка, комар.
2-я карточка. Тайга.
А) ель, берёза, осина, фикус, можжевельник, брусника, черника, абрикос, земляника, малина, осока, ландыш, сосна, лиственница, эвкалипт.
Б) медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха. белка, волк, синица, дрофа, сова, дятел, поползень.
Я карточка. Степь.
А) ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.
Б) заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок, хорь, ящерица, поползень, кузнечик.
Задание.
Вопрос 1-й команде.
Учитель. О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?
“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной, Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.
(Степь. Засуха в степи).