Проблемный вопрос: Какие экологические проблемы возникли на Восточно-Европейской равнине в следствии хозяйственной деятельности людей?

Исследование по теме: Экологические проблемы и пути их решения.

Задания:

1. Назовите экологические проблемы, возникшие в связи с интенсивным использованием природных ресурсов?

2. Расскажите об экологически кризисных районах Русской равнины.

3. Какая экологическая ситуация сложилась на реках равнины?

4. С какой целью создают заповедники? Приготовьте буклет: «Заповедники Восточно-Европейской равнины».

5. Выводы оформите в виде презентации. Сформулируйте ответ на проблемный вопрос.

Итог первого урока: Учащиеся отбирают необходимую информацию из разных источников информации, проводят исследование, делают выводы.

Домашнее задание: Подготовить презентацию по своему исследованию.

Второй урок.

Выступление учащихся по группам со своей презентацией.

1. Географическое положение Русской равнины.
2. Климат и внутренние воды Русской равнины.
3. Восточно-Европейская равнина. Природные зоны.
4. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования.

Вывод по изученной теме:

Восточно-Европейская (Русская) равнина обладает исключительно разнообразными природными условиями и ресурсами. Это обусловлено геологической историей развития и географическим положением. С этих мест началась русская земля, с давних пор равнина заселялась и осваивалась людьми. Не случайно, что именно на Русской равнине расположена столица страны – Москва, наиболее развитый экономический район – Центральная Россия с самой высокой плотностью населения. Длительное хозяйственное использование ресурсов равнины привело к ряду экологических проблем. Поэтому основной стратегией хозяйственной деятельности людей должно стать рациональное природопользование.

Итог урока: Все учащиеся получают оценки в соответствии с «Критериями оценивания презентации».




Урок-состязание по теме: «Русская равнина» (2-ой вариант урока)

Цели:

· Закрепить знание номенклатуры по Русской равнине.

· Продолжить формирование умений работать с контурными картами.

· Продолжить формирование умений находить взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе.

· Закрепить знания основных географических понятий по теме.

· Используя отрывки из произведений художественной литературы, продолжить формирование интереса к чтению художественной литературы.

· Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её ресурсам.

Оборудование:

· Физическая карта “ Восточно-Еропейская равнина”.

· Атласы по географии.

· Рабочие тетради по географии на печатной основе.

Ход урока

I. Организационный момент.

       Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда садится за отдельные столы. Выбираются капитаны команд.

       За каждым столом – чистые листки бумаги, по 2 атласа, 1 рабочая тетрадь.

Деятельность учителя.

Учитель: Мы с вами закончили изучение крупного региона России – Русскую или Восточно – Европейскую равнину. Отсюда шло расселение славян по России, здесь мы с вами живем, приблизительно по такому же плану будем в дальнейшем изучать другие районы.

       И сегодня, соревнуясь, мы вместе с вами выясним, как вы усвоили эту тему.

Каждой команде будет предложено несколько заданий. Каждое задание оценивается оценкой в 5 баллов.

       Задания могут быть даны одинаковые для обеих команд или разные, но подобные для каждой команды.

       При оценке ответов будет учитываться:

А) количество правильных ответов, в некоторых случаях скорость ответов;

Б) умение работать по карте атласа и контурной карте..

Ответы будут устные и письменные. Ответ готовите все вместе, отвечает кто – либо один из каждой команды. Результаты ваших ответов будет оцениваться жюри.

Задание. Найдите соответствие.

Текст:

А) Горячие, сухие ветры.

Б) Скопление, обломочных горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.

В) Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из –под тающего древнего ледника.

Г) Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность.

Д) Участок территории, на котором сохранился в естественном виде весь ПК.

Е) Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.

Ж) Обширные области земной коры, отличающиеся относительной устойчивостью.

З) Формы поверхности суши, представляющие Большие промоины с крупными стенками.

И) Места выходов кристаллического фундамента на поверхности земли

К) Огромное количество комаров и мошек.

1. Платформа

2. Щит.

3. Овраг.

4. Эрозия.

5. Суховей

6. Гнус.

7. Полесье.

8. Солончак.

9. Морена.

10. Заповедник.

 (Ключ: А7, Б9, В8, Г6, Д1, Е10, Ж3, З4, И2, К5.)

Задание 2. ( Учитель каждой команде даёт карточки с заданиями).

Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.

Я карточка. Тундра.

А) сфагнум, брусника, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, голубика, ягель, тюльпан, клевер.
Б)куропатка, гусь, лемминг, суслик, песец, олень, сова, утка, волк, кулик, верблюд, чайка, комар.

2-я карточка. Тайга.

А) ель, берёза, осина, фикус, можжевельник, брусника, черника, абрикос, земляника, малина, осока, ландыш, сосна, лиственница, эвкалипт.
Б) медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха. белка, волк, синица, дрофа, сова, дятел, поползень.



Я карточка. Степь.

А) ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.
Б) заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок, хорь, ящерица, поползень, кузнечик.


Задание.

Вопрос 1-й команде.

Учитель. О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

       “Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной, Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: