Фронтальный опрос:
1. Какие области входят в состав Северо – Западного района? (Ленинградская, Псковская, Новгородская, г. Санкт – Петербург)
2. В чем суть выражения: «Санкт – Петербург «сам создал себе» удобное географическое положение»? (Санкт – Петербург возник «на пустом месте», на неосвоенной территории. Создание морского порта, системы каналов, связывающих Петербург с Волгой, столичное положение улучшили географическое положение города.)
3. Почему промышленность города привязывалась к морскому побережью? (промышленные предприятия Санкт – Петербурга до революции ориентировались на импортное сырье: английский уголь, американский хлопок).
4. Назовите ведущую отрасль промышленности С – П. (машиностроение: особенно судостроение, энергетическая, военная продукция – боевые корабли, танки, самоходные орудия).
VIII Итог урока
1. Согласны ли вы со словами Анцифирова Н.П.
2. Оценки.
IX Домашнее задание: параграф 28 задание 3 страница 131, сообщения учащихся о городах Новгороде и Пскове.
1. Справочно – информационный материал.
Достопримечательности Санкт – Петербурга
Памятники архитектуры | Дата постройки | Архитекторы |
Петропавловская крепость | 1712-1733 | Д. Трезини |
Кунсткамера – музей антропологии и этнографии | 1718-1734 | М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови |
Здание Двенадцати коллегий | 1722-1742 | Д. Трезини |
Александро – Невская лавра | 1710-1790 | Д. Трезини, И.Е. Старов |
Смольный монастырь | 1748-1764 | Б. Растрелли |
Зимний дворец | 1754-1762 | Б. Растрелли |
Никольский морской собор | 1753-1762 | С.И. Чевакинский |
Казанский собор | 1801-1811 | А.Н. Воронихин |
Биржа – Военно-Морской музей | 1805-1810 | Тома де Томон |
Стрелка Васильевского острова | 1805-1810 | Тома де Томон |
Смольный институт | 1806-1808 | Дж. Кваренги |
Адмиралтейство | 1806-1823 | А.Д. Захаров |
Русский музей – Михайловский дворец | 1819-1825 | К.И. Росси |
Исаакиевский сбор | 1819-1858 | О. Монферран |
Арка Главного штаба | 1824-1829 | К.И. Росси, В.И. Демут-Малиновский |
Комплекс улицы Зодчего России | 1828-1834 | К.И. Росси |
Александровская колонна | 1829-1834 | О. Монферан |
Конные статуи на Аничковом мосту | 1841-1850 | П.К. Клодт |
Летний сад | 1704-1720 | И. Матвеев, М.Г. Земцов, Д. Трезини |
Медный Всадник | 1768-1782 | Э.М. Фальконе, М.-А. Колло |
2. Имена
Петр I, Д. Трезини, Ж-Б. Леблон, Б. Растрелли, Дж. Кваренги, Т. де Томон, К. Росси, О. Монферран, А.Д. Захаров, Ксения Блаженная, Иоани Кронштадтский, А. Меньшиков, А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Ахматова, Ф.М. Достоевский, А.А. Собчак, В.В. Путин.
3. Калининград стр. 30 № 1,07
Калининград и область принимают около 40 тыс. иностранных туристов, преимущественно из Польши, Германии и бывших союзных республик. Им есть что смотреть здесь. В Калининграде имеется единственный в России Музей янтаря. Очень своеобразный Музей Мирового океана расположился на старом исследовательском судне «Витязь», отшвартованном на р. Преголя в центре города. Работает Музей Иммануила Канта при государственном университете его имени. Художественная галерея ежегодно проводит десятки различных выставок. А известный на всю страну Калининградский зоопарк, ведущий свою историю от знаменитого Кенигсбергского зоопарка, отметил в 1996 г. столетие. Ботанический сад, основанный в 1904 г., насчитывает более 2,5 тыс. представителей флоры. Его считают одним из лучших в России. Органный зал Калининградской филармонии радует горожан и туристов частыми концертами отечественных и зарубежных звезд классической музыки.
Традиционными стали в Калининграде фестивали искусств «Осеннее созвездие», «Музыкальная весна», «Янтарный соловей», «Джаз-янтарь», «Калининград – in Rock».
Встречая свое недавно отмеченное 750-летие, Калининград преобразился: в лучшую сторону изменились его центральная площадь – площадь Победы, Московский проспект и другие центральные улицы, отреставрированы многие исторические объекты города, в частности Королевские ворота. Туристам есть где отдохнуть и что посмотреть.
Тема: ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИИЯ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА.
Цели. Познакомить учащихся с составом Центрального района России и особенностями его экономико-географического положения.
Рассмотреть основные факторы формирования района и их влияние на социально – экономическое развитие района.
Оборудование.
Физическая и политико-административная карты России, экономическая карта «Центральные районы России», атласы, контурные карты.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Устный фронтальный опрос.
· Что такое экономический район?
· По какому плану изучается экономический район?
· Назовите и покажите по карте экономические районы европейской части России.
· Дайте краткую (3-5 предложения) характеристику Северо- западного экономического района.
· По каким показателям легко определить экономический район.(По его особенностям ГП, достопримечательностям, отраслям специализации и другим показателям характерных только для данной территории).
· Из каких единиц состоит экономический район? (Из субъектов РФ- областей, краев, республик, автономных округов).
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем изучать Центральную России и раскроем факторы формирования данной территории.
Класс делится на 3 группы или получают задание по рядам.
Центральная России подразделена на 3 крупных и очень не похожих друг на друга района:
Центральный район, Центрально- Черноземный район и Волго – Вятский район.
По карте атласа и таблицы 18 учебника стр.131. Изучите состав каждого района и покажите их по карте. 1 группа – Центральный район,
2 группа – Центрально – Черноземный район, 3 группа – Волго – Вятский район.