Беседа учителя с самостоятельной работой учащихся. Первый урок необходимо дать с максимальной записью учащимися образца ответа. По плану изучения ЭГП определяем:
- В какой части России находится Центральный район?
Центральный район находится на западе европейской части России. Центральным звеном ЭГП района является нахождение здесь столицы страны - Москвы. Поэтому определяем особенность ЭГП района – его столичное положение.
После распада СССР район оказался приграничным.
Задание:
- Найдите приграничные государства-соседи Центрального района. (Белоруссия,
Украина - это славянские государства, бывшие республики СССР, с ними давние и тесные экономические связи, в этих государствах население знает русский язык.)
- Найдите соседние экономические районы. (Северо-Западный район, Европейский Север, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район.)
- Определим экономическое положение Центрального района.
Центральный район расположен по соседству с крупным месторождением железной руды КМА и на территории центральной металлургической базы, через район проходят транзитные нефте- и газопроводы из Западной Сибири.
|
|
Очень выгодное транспортное положение района.
Задание:
- По карте атласа, и тексту учебника (найдите основные направления железных дорог, которые расходятся от Москвы.
1. Дорога на Тверь и далее в Санкт-Петербург;
2. На Савелов - Углич - Рыбинск;
3. На Ярославль - Вологду - Архангельск;
4. На Владимир - Нижний Новгород -Киров;
5. На Муром - Казань - Екатеринбург;
6. На Рязань - Воронеж -Ростов и т. д.)
Учащиеся находят дороги на карте атласа «Центральная Россия» и делают вывод о густоте железных дорог, которые расходятся во всех направлениях.
- Значение столицы Центрального района.
Столицей Центрального района является г. Москва. Москву называют «портом пяти морей».
Задание творческого характера:
- «Проплывите» из Москвы в 5 морей. Какой объект имеет важное значение для
выхода в Волгу? (Канал им. Москвы.)
Учащиеся «проплывают» по каналам Волго-Балтийскому и Беломоро – Балтийскому до Балтийского и Белого морей. По Волге и Волго-Донскому каналу до Азовского и Черного морей, по Волге до Каспийского моря - озера. И делают вывод о выгодности ЭГП Центрального района.
Вывод: Выгодность ЭГП Центрального района определяется по следующим признакам:
Столичное (по сути центральное) положение;
Насыщенность транспортными путями;
Соседи - развитые районы и республики бывшего Советского Союза:
Природные условия и ресурсы.
Задание:
- Прочитайте текст «Природные условия» и ответьте на вопросы и сделайте вывод:
|
|
· Благоприятны ли для развития хозяйства Центра климат, рельеф, природные
зоны (умеренно-континентальный климат, равнинный рельеф, леса?
· Почему, по словам Н. Н. Баранского, не богатства недр привели к развитию
промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли раз
личные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо?
· Какие полезные ископаемые имеются и добываются в Центре?
По картам атласа «Центральная Россия» - «Минеральные ресурсы» - учащиеся находят и
называют:
а) Подмосковный буроугольный бассейн (уголь низкого качества, подземная добыча, высокая себестоимость);
б) Торф - низкокалорийное топливо местного значения;
в) Фосфориты Подмосковья (Егорьевск, Воскресенск).
Вывод: Природными ресурсами Центральный район беден. Экономика района должна базироваться на привозных ресурсах и развивать нематериалоемкие отрасли.
- История развития района.
- Самостоятельно прочитайте абзац по истории развития района.
Ответьте на вопросы:
· Благодаря чему Центр занял командное положение среди других районов
уже с XIV века?
· Почему населению Центра пришлось «промыслити себе пропитание» не
земледелием, а другими способами?
· Какие промыслы развивались в центре?
· Что способствовало развитию торговли с окраинами?
· Почему ориентация промышленности Центра была в дальнейшем на обрабатывающие отрасли, требующие квалифицированной рабочей силы?
· Какую роль играл Центр в советский период?
Домашнее задание. §учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
Подготовить сообщения:
· О характере великоросса.
· О народных художественных промыслах:
а) Палехская миниатюра;
б) Гжель - фарфоровая посуда;
в) О «городах науки».
Тема урока: Московская столичная агломерация.
Цель урока: учащиеся должны уметь давать характеристику столичной агломерации, используя различные источники географической информации; сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга; уметь объяснять, анализировать экологическое состояние, проблемы столичной агломерации; вести дискуссию, быть толератными к чужому мнению.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: урок- дискуссия
Методы обучения: Эвристическая беседа;; частично-поисковый; проблемный, дискуссия.
План урока
1.мотивационно-целевой блок
2.изучение нового материала «Московская столичная агломерация»
3 дискуссия на тему: «Агломерация: благо или зло цивилизации?»
4. закрепление. Практическая работа «Сравнительная характеристика планировки и географического положения двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга».
Подготовительный этап. За 10 дней до урока учащиеся выбирают группу в которой они будут работать. Каждая группа получает вопросы, к которым необходимо подготовиться, изложить свою точку зрения.
Ход урока
1.Оргмомент. Постановка цели, задач урока. Вступительное слово учителя:
Эпиграф к уроку: «Агломерации – раковая форма городов»
Мишель Руж, исследователь агломераций.
21 век-век урбанизации. Что это такое? Да, это действительно рост городов, численности населения в них, распространение городского образа жизни. Наш век- это век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти все население в крупных городах. Век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звезд по ночам, так как они затянуты смогом….. Город как вирус или все больше и больше поражает живое. НО! Людям это нравится! Город- это очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город- двигатель прогресса. Виктор Гюго писал, что город выполняет роль мозга. Еще одно его назначение - быть центром своего окружения.
|
|
Если крупные города были названы чудовищами, приговоренными к непрерывному росту, то об агломерациях - тесных скоплениях городов- так можно сказать еще с большим основанием. Многих этот рост пугает, и агломерации становятся объектом критики. В них видят результат хаотического разрастания городов, расплывающихся подобно масляному пятну. Это какое-то неудержимое половодье, лавина, сметающая все на своем пути.
Но есть и прямо противоположные точки зрения. Агломерации характеризуют в качестве ключевых форм современного расселения, пророчат им большое будущее, считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселения, в улучшение условий жизни людей.
Так что же такое агломерация: благо или зло цивилизации? На этот вопрос мы сегодня попытаемся на нашем уроке найти ответ, рассмотрев самую большую в нашей стране Московскую столичную агломерацию.
Итак, у нас предварительно возникли 2 группы: 1.Сторонники развития агломераций
2.Группа, считающая, что агломерации - это зло цивилизации.
2. Этап изучение нового материала.
Эпиграф:
Москва!...
Как много в этом звуке
для сердца русского слилось,
как много в нем отозвалось!
А.С.Пушкин
Учитель:1. «Ребята, а что для каждого из вас значит Москва?» (учащиеся отвечают на вопрос)
«Город чудный, город древний, коренной Росси град»
2.Как возникла Московская агломерация?
Доклад на тему «Москва: от Кремля до Мытищ» (возникновение Москвы, этапы развития.
3. Почему сложилась радиально-кольцевая структура Москвы?
4.Как Вы думаете, почему существует такое выражение: «Москва представляет Россию на мировой арене» (в случае затруднения можно обратиться к учебнику на стр.141)
5. Чем представлена Московская агломерация? На основе, каких связей объединяются города между собой (работа с картами атласа).
Доп. Москва насчитывает около 9800 тыс. чел. Она- центр своего окружения. Общая численность ее агломерации 12000 тыс.человек, в ее составе свыше 50 городов и несколько десятков поселков городского типа, сотни сельских поселений. Московская агломерация- соседство очень разных по величине городов (16 городов - «стотысячников»), по времени образования (ровесники Москвы- Дмитров и Волокаламск, Подольск и Бронницы, новостройки первых пятилеток – Электросталь и Фрязино, по профессии.
|
|
6. Почему Московская агломерация вытянута на восток?
Этап дискуссия.
Далее выступления участников групп с доказательствами своего суждения
1 группа агломерация- благо! | 2 группа агломерация-зло! |
1.Экскурсия по городу «Москва- столица нашей Родины» (прекрасный город, достопримечательности, культурно-исторический центр и объекты мирового и культурного наследия т.д) 2. Москва- порт пяти морей! 3. Обилие городов науки. 4. Снижение роста промышленности в целом; происходит массовая реконструкция, повышение эффективности производства (интенсификация), переход к мини- производству | 1.Проблемы экологии: - промышленное загрязнение; - транспорт; - ухудшение с\х земель; 2. Транспортный паралич (пробки) 3.Трудности водоснабжения. 4.Различия качества жизни «богатых и бедных». 5. Отходы бытовые, свалки(под Загорском находится крупнейший могильник радиоактивных отходов, а в районе Люберц обнаружено захоронение продуктов разработки бактериологического оружия) 6.Статистика.Ухудшение здоровья населения. |