Республика Марий Эл, Чувашская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область.
Учитель: Итак, сколько же республик и областей входят в состав Поволжского региона? (3 республики, 5 областей).
Учитель: А теперь давайте подберем пары: Республика - название столицы; Область - областной центр.
Ученики:
Республика Марий Эл. - г. Йошкар - Ола
Чувашская республика - г. Чебоксары
Республика Татарстан - г. Казань
Ульяновская обл. - г. Ульяновск
Самарская обл. - г. Самара
Саратовская обл. г. Саратов
Волгоградская обл. - г. Волгоград.
Астраханская обл. - г. Астрахань.
Учитель: В пределах этой территории S составят 458 тыс. км2.
А теперь рассмотрим положение района по отношению к соседним районам и транспортным магистралям. - Как мы называем этот термин? (ЭГП - экономико-географическое положение).
По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
|
|
Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия
обрабатывающей промышленности в обратном направлении.
Учитель: Какой вывод можно сделать по ЭГП Поволжского района? (Район имеет очень выгодное ЭГП).
Учитель: Переходим к следующему вопросу нашего урока - население. Обратимся к таблице приложения №1 стр. 284 - 285 учебника.
Н = 17089 тыс. чел.
Р = 37 чел на 1 км2
Уровень урбанизации - 70 %
Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (13 городов).
Учитель: И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Саратов, Волгоград).
Учитель: Прочитайте задание карточки №1. "Определите, о каком поволжском городе идёт речь?"
Распространённое объяснение названия - перевод с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.” (Саратов).
Учитель: Откройте атлас на стр. 8-9.
Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза при рассмотрении карты? (Разнообразие цветовой гаммы).
Учитель: О чем это говорит? (Район достаточно многонационален: марийцы, чуваши, русские, татары и т.д.).
|
|
Учитель: Вспомним, одной из крупнейших народностей России после русских, какая является? (Татары).
Что вы знаете о заселении «Дикого поля»? О казачьих городках?
Учитель: Заслушаем сообщение о возникновении казачества на Нижнем Дону и Нижней Волге..
Вольное "степное рыцарство" на перекрестке Европы и Азии - исторический феномен или закономерность? Первые станы и казачьи городки на Нижнем и Верхнем Дону. Раздорский городок. Трактовка термина "казак".
Становление принципов и традиций демократического самоуправления казачьих общин: Круг казачьей станицы, выборность атаманской власти, складничество, односумье. Казак - воин-профессионал. Военные и морские походы донских казаков за "зипунами", их география. Военные традиции - вооружение, военная подготовка, способы ведения боя. Начало формирования военно-политической организации "Войска Донского".
Определённый интерес вызывает и происхождение названий города и речки Царицы. По этому поводу имеется немало легенд, но они научно недостоверны. Происхождение слова «Царица» связано вероятнее всего с тюркским «сары-су» («жёлтая, мутная вода»), переосмысленному по звуковому сходству в «Царицу». Кстати, слово «сары-су»— нарицательное обозначение рек в Казахстане, протекающих по глинистым степям, из-за чего их вода мутно-желтоватая. Название же города первоначально и острова, на котором он был основан, возникло, очевидно, от тюркского слова «сары-чин» («жёлтый остров»). Возможно, что название Царицына возникло от имени реки Царицы. По крайней мере, в путевых записках и дневниках XVI—XVII вв. некоторые иностранные путешественники сам город называют Царицей.
Сообщения учащихся.
Река Волга сейчас - цепочка водохранилищ. Определим по карте водохранилища Волги.
Ученик: Нижнекамское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское.
Учитель: Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи:
· Увеличить производство электроэнергии.
· Увеличить водоснабжение промышленных центров.
· Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.
А давайте подумаем, оправданы ли были эти цели? К каким последствиям привело создание этих водохранилищ?
· Затопление наиболее ценных земель. Сообщение о затоплении населённых пунктов.
· Уменьшение рыбных запасов (изменилась флора, например, осетровые перестали метать икру).
· Ухудшение экологической ситуации.
Но несмотря на эти последствия, были и положительные моменты: построено много гидроэлектростанций, тем самым решили проблему пиковых электронагрузок. Но не только создание ГЭС повлияло на развитие экономики района.
А какие отрасли специализации являются ведущими в районе?
Отрасли специализации | Фактор размещения | Центры-города |
1. Машиностроение. | Трудоёмкий, близость к сельскохозяйственным полям, т.е. потребительский. | Наб. Челны, Каменка, Тольятти. |
2. Химическая. | Сырьевой (проходят нефтепроводы). | Казань, Нижнекамск, Саратов. |
3. Промышленность строительных материалов. | Сырьевой (строит, песок, гипс). | Никольск, Михайловка. |
Учитель: Из субъектов федерации Поволжского района по промышленному развитию выделяется Волгоградская область.
Сообщени е “Экономическое развитие Волгоградской области”.
Учитель: От чего зависит специализация сельского хозяйства?
Ученик: От климатических условий.
Итог урока:
Итак, ребята, сегодня мы с Вами рассмотрели Поволжский район. Какой вывод можно сделать?
· Имеет выгодное ЭГП.
· В состав Поволжья входят 3 республики и 4 области.
· Отраслями специализации промышленности являются:
1. химическая
|
|
2. машиностроение
3. производство строительных материалов.
Домашнее задание: статья учебника, заполнить контурные карты.