6. Задание на дом:
1. Мини-сочинение. В.Г. Белинский писал: «История донского казачества - это
побочная река, впадающая в большую реку русской истории».
2. Составить кроссворд по городам Поволжья.
3. Рассказ «Бессмертный подвиг нашего народа» (город герой - Волгоград).
Тема: Хозяйство Поволжья.
ТИП УРОКА: Лекция
ЭЛЕМЕНТЫ ОМСОО: Изучить особенности ресурсной базы района, познакомиться с
факторами развития и хозяйственной специализации Поволжья, выявить проблемы взаимодействия природы и общества.
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ: Определить роль Волги в становлении экономики. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Заполнение таблицы во время прослушивания лекции. ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: Карта «Поволжский экономический район», учебник,
контурные карты, статистические материалы, дополнительная
литература.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
1. НА ДОСКЕ: Визитная карточка Поволжья.
- крупнейший промышленный и сельскохозяйственный район.
- автомобильный «цех» страны.
- «первый авиационный цех»
- первое место по уровню развития химпрома,
- «космическое сердце страны»
- крупнейший район нефтепереработки.
- Волга — мать — кормилица.
- «жирные» черноземы.
- крупнейшая «бахча» России.
- важнейший внутренний рыбопромысловый бассейн.
Учитель: Посмотрите внимательно на достоинства Поволжского экономического района. И это еще не все показатели, которые ставят район на высокую планку в экономике страны. Сегодня вы познакомитесь с хозяйственной специализацией района.
ЦЕЛЬ: Ваша задача: внимательно слушать лекцию и по ходу заполнить таблицу, (таблица на доске, учащиеся заносят ее в рабочие тетради).
КОМПЛЕКСЫ | ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА | ЦЕНТРЫ |
2. Учитель рассказывает о специализации района, развитии комплексов, показателях производства, крупнейших центрах и проблемах развития данных отраслей.
ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: 1. машиностроение (автомобилестроение)
2. ТЭК (нефтяная, газовая» нефтеперерабатывающая)
3. химическая промышленность (горно-химическая, химия органического синтеза, производство полимеров)
4. АПК (растениеводство, животноводство, технические культуры)
5. транспорт (Волга, судоходные каналы, выход в море, железные дороги, автомобильный, газо- и нефтепроводы).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА «АПК Поволжья».
АПК имеет большое значение для России, так как является зерновой житницей страны,
крупнейшим производителем мяса, молока, шерсти, масличных культур (подсолнечника,
горчицы) и продуктов пищевой промышленности (мясной, маслобойной, мукомольно-
крупяной). Кроме того в Волго-Ахтубинской пойме расположен овощебахчевой район (арбузы, кабачки, помидоры), а к югу от Волгограда - овощеводческое хозяйство,
В растениеводстве ведущая роль принадлежит зерновому хозяйству (50% распаханы) рожь, озимая пшеница. На посевы горчицы приходится 90% площади посевов РФ,
Показатели общероссийского значения: 20% зерна и подсолнечника, 1/3 помидоров,
¾ арбузов, 14% поголовья крупного рогатого скота, 20% овец и коз, 14% мяса и молока, 12% яиц.
Вывод: Природные условия благоприятные, по уровню развития 3 место в стране.
Но есть и проблемы: неустойчивая погода, частые засухи периодически наносят ущерб.
Закрепление
Учитель предлагает нескольким учащимся (по выбору или желанию) зачитать свои записи в тетради,
4. Выступление учащихся о роли Волги
Закрепление.
Рефлексия. 1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
2. Какие вопросы вам показались легкими, а какие сложными?
Почему?
3. Ваше мнение о способе работы на уроке.
Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание.
1. Проблемы развития экономики района связаны с Волгой. Предложите пути выхода из данной ситуации,
2. После развала СССР какие возникли проблемы на Каспийском море?
3. Как бороться с браконьерством?
Тема: Урал. Факторы формирования района
Цели урока:
ü Учащиеся должны знать состав района, особенности географического положения, этапы формирования.
ü Учащиеся должны уметь по карте определять географическое положение района, выделять его особенности.
ü Учащиеся должны уметь характеризовать факторы формирования района.
ü Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с разными источниками информации
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы обучения: эвристическая беседа, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование: географическая карта, репродукции картин, фотографии по теме «Урал», учебники, атласы, рабочая тетрадь по ред. Сиротина (или контурные карты).
Структура урока:
7 Организационный этап.
8 Актуализация опорных знаний.
9 Изучение нового материала.
10 Закрепление новых знаний.
11 Итоги урока, домашнее задание.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Организационный этап | Учитель проверяет готовность класса, оборудования к уроку | Соотносят готовность своих рабочих мест с требованиями учителя | ||||
2. Актуализация опорных знаний | Эвристическая беседа: Посмотрите на карту. Какой географический район вы видите? Что такое Урал? Что вы знаете об этой территории? - Уникальность Урала воспевали в своих произведениях поэты, писатели и художники (демонстрация репродукций, фотографий, просмотр слайдов о природе Урала). Как Вы думаете, почему А.Т. Твардовский в своей поэме «За далью даль» назвал Урал «Опорный край державы»? Совместно с учащимися выявляет цели урока, формирует задачи урока, составляется план урока | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся записывают тему и план урока в тетрадь План: 1. Состав района. 2. Особенности географического положения. 3. Факторы формирования района. | ||||
3. Изучение нового материала | Беседа по картам атласа
Задание 1. По карте атласа определите, какие географические объекты входят в состав Уральского экономического района.
Учитель показывает объекты на карте.
Задание 2. Дайте характеристику географического положения (по типовому плану) Уральского экономического района.
Вопрос: В чем особенность Экономико-географического положения Урала?
Задание 3. Проанализируйте таблицу 21 на стр.181 учебника, ответьте на вопрос: как менялось географическое положение Урала в разные исторические периоды?
Задание 4. Заполнить таблицу (используя стр. 180-181, 163 учебника) «Факторы формирования района»:
Задание 5*. Подумайте, чем различаются связи Урала с пограничными районами? | Работают с атласом и контурной картой. Учащиеся называют состав района. Учащиеся по картам атласа составляют характеристику географического положения Урала. Выявляют особенности по картам атласа и записывают особенности ЭГП в тетрадь. Учащиеся рассматривают таблицу и отвечают на вопрос учителя. Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы (работа в парах). Дифференцированное творческое задание. | ||||
4. Закрепление новых знаний | В качестве закрепления учитель предлагает выполнить задание № 1, 2 в рабочей тетради (стр.49). | Учащиеся выполняют задание на контурной карте. | ||||
5. Итоги урока, домашнее задание | Учитель подводит итоги урока, Домашнее задание: параграф 42, творческое задание: подготовить сообщения. Примерные темы: «Ильменский минералогический заповедник», «Города Урала», «Экологические проблемы Урала», «Удивительный мир камня». | Самооценка работы на уроке. |
Тема: Природа Урала
Цель урока: познакомить обучающихся с природой Урала.
Задачи урока:
1. проанализировать связь между геологическим строением и рельефом Урала;
2. расширить знания о возрожденных горах, ассиметрии склонов
3. систематизировать знания о широтной зональности и высотной поясности на примере Уральских гор.
Оборудование:
· физическая карта;
· тектоническая карта;
· климатическая карта.
ХОД УРОКА
Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту.
Хребет запутает тропою лосей,
Черникой спелой потчевать начнет,
Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,
До светлой тучки ледником достанет,
В озера глянет, в стих войдет таким.
Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским.
(С.Щипачёв)
Эти строки об Уральских горах. Сегодня мы познакомимся с природой Урала.
- С чего начнем знакомство?
Работа с картой
- В каком направлении вытянуты Уральские горы? (С севера на юг. От побережья Северного Ледовитого океана в Заполярье почти до 50 градусов с.ш.)
- Определите, на сколько километров протянулись горы (70-52=18; 18*111км=1998 км)
- Как может повлиять на природу Урала его протяженность с севера на юг? (Разнообразие климата, природных зон).
К западу от Урала находится Русская равнина, к востоку – Западно-Сибирская низменность.
Урал – ассиметричные горы. Западный склон – пологий, восточный – крутой. От Русской равнины Уральские горы отделены краевым прогибом. Западные склоны сложены осадочными породами, а Водораздельный хребет и восточные склоны – магматическими и метаморфическими.
Урал – граница между Европой и Азией.
«Урал» (тюркский) – пояс; в античные времена он назывался «Рифейскими горами»; до XVIIвека – «Камень», «Каменный пояс».
- Определить по карте максимальную высоту Урала (Народная, 1895м).
-Сделайте вывод (Урал – невысокие горы).
Уральские горы состоят из нескольких горных хребтов, вытянутых с севера на юг параллельно друг другу. Между хребтами по продольным долинам текут реки. Хребты разделены поперечными долинами на отдельные массивы. Только один хребет образует длинную цепь и не разделяется поперечными склонами – это Водораздельный хребет, разделяющий речные системы Печоры и Волги на Русской равнине и Оби на Западно-Сибирской равнине.
Уральские горы имеют плоские или округлые вершины, покрытые каменными россыпями. Камни в россыпях разных размеров: крупные и очень крупные. Над вершинами иногда возвышаются останцы, имеющие причудливые очертания. Приполярный Урал имеет и остроконечные вершины в виде зубчатых гребней.
По особенностям рельефа, геологическому развитию, климату Урал делится на Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Некоторые географы отдельно выделяют Пай-Хой.