Сущность, основные элементы и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма

Управление предприятием сферы сервиса и туризма — это, прежде всего управление на основе постоянных нововведений. А такая модель инновационного развития носит рисковый характер, так как предполагает постоянные изменения ассортимента, предложе­ний, цен на них и т. д. Чтобы выжить в условиях рыночных отноше­ний, нужно решаться на внедрение новшеств и на смелые, нетриви­альные действия, а это усиливает риск.

Риск можно определить как неопределенность в отношении возмож­ных потерь на пути к цели. Для более полной характеристики опреде­ления «риск» целесообразно выявить понятие «ситуация риска», так как оно непосредственно сопряжено с содержанием термина «риск». Понятие ситуация можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обста­новку для того или иного вида деятельности. Рискованной ситуа­ции сопутствуют три условия:

♦ наличие неопределенности;

♦ необходимость выбора альтернативы;

♦ возможность оценить вероятность осуществления альтернатив.

Деятельность любого предприятия, в том числе и предприятия сфе­ры сервиса и туризма, сопряжена с риском, в силу того что оно функ­ционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом. Сложность определяется количеством факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, и тем, насколько эти факторы схожи между собой. Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым).

Ситуация умеренной неопределенности является уже более напряженной. Элемент значительного риска вно­сит высокая степень сложности внешней среды. Однако она не пре­терпевает частых серьезных изменений и является достаточно ста­бильной.

Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью, требует от фирмы достаточной гибкости в связи с постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Наибольшую сложность представляет собой ситуация высокой нео­пределенности. Это связано с тем, что вне­шняя среда полна динамизма и неопределенности.

Каждая из рассмотренных выше ситуаций требует своего специфи­ческого подхода к организации деятельности предприятия.

Специфика работы большинства туристских предприятий такова, что им приходится иметь дело, по крайней мере, с двумя уровнями неуправляемых факторов (неопределенности) вместо одного: внут­ренними неуправляемыми аспектами — отечественными (в родной стране), которые могут влиять на успех деятельности туристского предприятия, и внешними (иностранными) неуправляемыми аспекта­ми — полный набор неуправляемых факторов внешней международной среды. Неопределенность создается неуправляемыми элементами всех сред бизнеса, но каждая страна, в которой действует компания, добавляет свой уникальный набор неуправляемых факторов. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного измене­ния политической или экономической ситуации в государстве. Так, например, природные катаклизмы в Юго-Восточной Азии привели к тому, что значительная часть туристов отказалась от запланирован­ной поездки в этот регион. Теракты в США сильно повлияли на тур- поток в эту страну. Введение визового режима в Чехии для туристов из России также значительно уменьшило количество выезжающих туда граждан России.

Следует отметить, что ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Последняя характеризуется тем, что ве­роятность наступления результатов решений или событий в принци­пе не устанавливаема. Ситуация риска включает в себя следующие эле­менты, взаимосвязь которых и составляет его сущность (табл. 2.2.).

Таблица. 2.2

Элементы, характеризующие сущность риска:

 

Важным элементом риска является наличие вероятности откло­нения от выбранной цели. Любой риск имеет математически выра­женную вероятность наступления потери, которая опирается на ста­тистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину риска, необ­ходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к оп­ределению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого со­бытия, умноженной на вероятность его наступления.

Вероятность наступления события может быть определена объек­тивным или субъективным методом.

Объективная мера рисков опирается на исторические статистические данные о прошлых потерях, на гипотезы о тенденциях, состоянии и воз­можном развитии вероятности этого типа потерь сегодня и в будущем, на вычисление частоты, с которой происходит данное событие.

Субъективные оценки опираются на интуицию предпринимателя. Промежуточное положение занимает метод экспертных оценок. Все мы — люди и организации, осознанно или неосознанно — постоянно оцениваем степень чистой рискованности наших начинаний.

Два основных параметра таких оценок:

♦ вероятность потерь (чем она выше, тем больше риск);

♦ величина потерь (чем она больше, тем опаснее риск).

Среднее ожидаемое значение — это - то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Среднее ожидаемое зна­чение является средневзвешенным для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения.

Исходя, из вышеизложенного можно дать следующее наиболее полное определение риска. Риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качествен­но оценить вероятность достижения предполагаемого результата, не­удачи и отклонения от цели.

Запуск любого бизнеса — это риск. Предприниматель должен де­тально знать все участки и этапы своего бизнеса. И одна из главных задач, особенно вначале, — хорошо осознавать совокупность рисков, характерных для каждого участка и этапа. В литературе риски подразделяют по нескольким классификацион­ным признакам (табл. 2.3). Рассмотрим некоторые их виды более под­робно.                                                                                       

 

Таблица 2.3

Классификация рисков.

Классификация рисков

 

 


По природе возникновения
                                         

     
 

 


Страховой риск — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование. На нормальном страховом рынке давно устоялись следующие основные ка­тегории стандартно страхуемого риска:

♦ персональный риск — возможность материальных и/или эмоцио­нальных потерь, которые может понести личность (смерть, трав­ма, потеря трудоспособности, болезнь, безработица и т. д.);

♦ имущественный риск — возможность материальных потерь в ре­зультате повреждения, разрушения или хищения того или иного имущества, принадлежащего человеку или организации;

♦ риск ответственности — возможность экономических потерь в результате того, что человек или организация будут в законном порядке признаны виновными в нанесении ущерба другим ли­цам и организациям;

♦ риск несоответствия — возможность того, что продукция или ус­луга фирмы не соответствует стандарту или договору. Неустой­ки, моральный и материальный ущерб, проистекающие из этого, можно застраховать.

Существует группа рисков, которые страховые компании не берут­ся страховать (например, нельзя застраховать предприятие от того, что оно не получит сверхприбыль, и т.д.). Но именно взятие на себя не- страхуемого риска является потенциальным источником роста при­были предпринимателя.

Нормальная страхуемость риска определяется двумя критериями:

♦ случайный характер потерь (событие, приводящее к потерям, не должно быть предопределенным или преднамеренно под­строенным);

♦ финансовый характер потерь (потери должны быть измеримы и возместимы деньгами).

Существуют риски, не соответствующие одному из критериев. Есть, к примеру, риск безответной любви, которая может разрушить всю жизнь, но в деньгах вряд ли измерима. Нормальный страховщик такие риски не страхует. Однако на рынке есть сектор экзотической стра­ховки, где страхуют множество необычных рисков.

Обычно под причиной возникновения конкретной рисковой ситу­ации подразумевается какой-то источник (фактор), вызвавший не­определенность ситуации. Для риска такими источниками являются непосредственно хозяйственная деятельность, действия самого пред­принимателя и особый вид знаний — информация. Поэтому по природе возникновения различают хозяйственный риск; риск, связанный с лич­ностью предпринимателя; риск, обусловленный недостатком инфор­мации. Последний тип риска наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостоверность информации о партнерах (заказчи­ках или поставщиках), особенно об их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю риском быть обманутым. Непол­ная информация о конкурентах при выходе на новый рынок может также стать источником потерь для предпринимателя.

По ожидаемым результатам выделяют спекулятивный и чистый риски.

Чистый риск — это возможность неожиданной или незапланиро­ванной потери без альтернативы возможного выигрыша. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого ре­зультата.

Спекулятивный риск — это ситуация с возможностью не только претерпеть потери, но и приобрести некие выгоды из различных ва­риантов развития событий. В бизнесе этот класс рисков встречает­ся на каждом шагу. В принятии такого рода рисков на себя, соб­ственно, и состоит роль предпринимателя в экономике.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Разновидностью спекулятивного риска являются финансовые риски. Инвестор, осу­ществляя вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов — доход или убыток. Особенностью фи­нансового риска является вероятность наступления ущерба в резуль­тате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и бир­жевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, то есть риска, который вытекает из природы этих операций. К финан­совым рискам относятся кредитный, процентный, валютный и риск упущенной финансовой выгоды.

Риски могут возникнуть вследствие внутренних решений или воз­действия внешней предпринимательской среды.

Под внешними факторами понимаются те условия, которые пред­приниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. Согласно данным социологических опросов предпринимателей, наиболее опасными для ведения цивилизованного бизнеса являют­ся следующие факторы (табл. 2.1.).

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятель­ности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут ока­зывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уро­вень риска, но способствуют его изменению.

Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уро­вень предпринимательского риска. В экономической литературе вы­деляют четыре группы таких факторов:

· стратегия фирмы;

· принципы деятельности компании;

· ресурсы и их использование;

· качество и уровень использования маркетинга.

Эти группы факторов включают в себя десятки конкретных дей­ствий в каждой фирме.

Для предприятий сферы сервиса и туризма наибольший интерес представляет изучение предпринимательских рисков. В целом, пред­принимательский риск — это риск, возникающий при любых видах де­ятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией и т. д.

Основными причинами предпринимательского риска в сфере сер­виса и туризма являются следующие.

1. Невостребованность произведенных туристских услуг. Данный риск возникает вследствие отказа потребителей от приобретения, про­изведенного определенным предприятием турпродукта. Его Невостребованность может привести к тому, что туристское предприятие ока­жется в затруднительном финансовом положении.

Степень риска во многом зависит от того, какие схемы компания использует при работе с поставщиками услуг. Так, если турфирма работает с ними напрямую и приобретает блок мест у гостиницы или авиакомпании на условиях комитмента (жестким блоком), то риск реализации целиком возлагается на туроператора, любой про­стой номеров или Невостребованность мест на воздушном судне не компенсируется, а выплаченная оператором сумма не возвращает­ся ни в каком виде.

При работе посредством meet-компании в соответствии с действу­ющими в международном туристском бизнесе правилами и обычаями потерпевшая сторона, то есть принимающая фирма, может настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией тура.

Причинами возникновения этого риска являются:

♦ квалификация обслуживающего персонала (работников);

♦ организация технологического процесса производства услуг;

♦ организация продажи туруслуг;

♦ организация рекламы производимых услуг;

♦ управление предприятием;

♦ маркетинговые исследования рынка туристских услуг и др.

Уровень риска невостребованности услуг зависит от уровня квали­фикации обслуживающего персонала предприятия сферы услуг, его деловых качеств и личной заинтересованности. Организация техноло­гического процесса в производстве туристского продукта также сказыва­ется на уровне риска невостребованности услуг. Использование новей­ших информационных технологий значительно влияет на организацию технологического процесса. Риск невостребованности услуг может воз­никать в связи с тем, что реклама недостаточна или избыточна по интен­сивности, частоте доведения ее до потребителя; неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ро­лики между различными группами потенциальных покупателей; выбра­ны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.

Следует учитывать также политическую нестабильность. Во избе­жание возможности риска надо тщательно изучать и анализировать обстановку в регионах и странах нахождения фактических и потен­циальных потребителей туристских услуг. Демографический фактор также влияет на риск невостребованности услуг турпредприятий.

2. Неисполнение хозяйственных договоров (контрактов). Многочис­ленные и разнообразные деловые связи между турпредприятиями и потребителями их услуг опосредуются заключением хозяйственных договоров в соответствии с гражданским законодательством. Хозяй­ственная деятельность базируется на сделках, своевременное испол­нение которых хозяйствующими партнерами и потребителями явля­ется важным условием устойчивой работы фирмы.

Чтобы по возможности избежать возникновения риска, руководи­тели (менеджеры) турфирм должны при заключении и исполнении хозяйственных договоров руководствоваться соответствующими ста­тьями ГК РФ и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими договорные отношения с хозяйствующими партне­рами или физическими лицами.

Если отказ происходит по инициативе туриста, на него налагаются штрафные санкции, влекущие невозврат депозита или стоимости тура, внесенных туристом ранее.

Особого рассмотрения требует вопрос о разграничении ответственно­сти между туроператором и турагентом, а также между туроператором и принимающей стороной при отказе туриста от забронированных услуг. Если отказ туриста объективно мотивирован неудовлетворен­ностью условиями тура, то ущерб несет виновная сторона, которая неправильным образом информировала туриста о содержательной стороне турпоездки и ее условиях. В каждом конкретном случае дол­жны быть изучены обстоятельства и принято правильное решение об отнесении ущерба.

Усиление конкуренции. Причин возникновения в процессе хозяй­ственной деятельности, туристского предприятия, риска усиления кон­куренции, множество, здесь приведены основные, на которые следует обращать внимание в первую очередь:

♦ утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудни­ков фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, пред­принятого конкурентами;

♦ несовершенство маркетинговой политики, то есть неправиль­ный выбор рынков сбыта и неполная или неверная информа­ция о конкурентах;

♦ замедленное введение новаций по сравнению с конкурентами из- за отсутствия необходимых средств, для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных услуг:

♦ недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы;

♦ появление на рынке производителей туруслуг, аналогичных ус­лугам, способным удовлетворить спрос потребителей;

♦ появление новых предприятий-конкурентов.

Кроме вышеперечисленных, существуют и другие причины, влияю­щие на уровень конкуренции. Руководителям предприятий при орга­низации хозяйственной деятельности необходимо помнить, что зако­нодательством России не допускается недобросовестная конкуренция.

4. Возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов. Риск возникновения непредвиденных расходов в первую очередь возника­ет в случае увеличения рыночных цен на услуги поставщиков турус­луг выше запланированного уровня из-за:

♦ ошибок в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынках поставщиков;

♦ изменения политики ценообразования у поставщиков услуг, с ко­торыми у производителя туруслуг заключены долгосрочные до­говоры, предусматривающие возможность пересмотра цен;

♦ уменьшения количества поставщиков, из которого турфирма мо­жет выбирать наиболее экономичных.

Сюда же относится риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в реализации услуг. Косвенным убытком от простоя счи­тается упущенная прибыль, затраты, связанные с ликвидацией по­следствий события, вызвавшего перерыв в работе, а также текущие расходы, которые несет турфирма независимо от того, продолжает­ся производственный процесс или он приостановлен. Как правило, косвенный убыток значительно превышает непосредственные убыт­ки, связанные с повреждением или уничтожением имущества.

5. Форс-мажорные риски. Данные риски связаны в основном с не­предвиденными обстоятельствами, возникающими как внутри пред­приятия, так и за его пределами.

В целом следует отметить, что предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Условием создания эффективно функционирующей системы управления предпринимательской  деятельностью в отрасли, является повышение научной обоснованности управленческих решений, то есть обеспечение взаимодействия таких основных элементов системы управления, как принципы, методы, функции управления, инструментарий, ориентирующие реализацию проектов на достижение необходимых результатов и уровня эффективности. Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования такого механизма управления процессом взаимодействия бизнес субъектов национальной экономики, который обеспечивал бы достижение поставленных целей повышения эффективности управления предпринимательской деятельности, как в стратегическом аспекте, так и в недалеком будущем.

Для привлечения предпринимателей в развитие инфраструктуры туризма с учетом специфики данной отрасли необходимо привести в действие организационно – экономические механизмы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в индустрии отдыха и туризма.

В этой связи научно значимыми становятся вопросы методологии и инструментария оценки предпринимательского риска, в том числе, и для туристских коммерческих образований.

Риск присутствует практически во всех сферах человеческой жизни, поэтому точно и однозначно сформулировать его невозможно, т.к. определение риска зависит от сферы его использования (например, у математиков риск – это вероятность, у страховщиков – это предмет страхования и т.д.). Неслучайно в литературе можно встретить множество определений риска.

Туризм правомерно рассматривать как предпринимательскую деятельность, потому что он связан с инициативным новаторским взаимодействием субъектов рынка по поводу передачи права собственности на туристский товар или услугу. Индустрия туризма включает в себя различные виды деловой активности (транспортное обслуживание, гостиничные услуги, деятельность туроператоров и турагентов и др.), которые взаимосвязаны и обеспечиваются многими деловыми предприятиями, как мелкими, так и очень крупными, которые тесно сотрудничают между собой. Кроме того, в этой деятельности принимают участие специалисты по маркетингу и рекламе и, конечно, розничные торговцы – турагенты, которые непосредственно обеспечивают рынок сбыта продукции туризма. В дополнение к этому туризм обслуживает множество «поддерживающих» компаний, в том числе организаций по обмену валюты, страхованию, кредитованию и т.д.

С точки зрения управления сфера туризма представляет собой сложную систему, в которой передаются и обрабатываются большие потоки информации. Обеспечение качественного уровня управления возможно только при использовании современных информационных технологий управления. Поэтому на предприятиях сферы туризма широкое применение находят специализированные информационные системы, обеспечивающие сбор, передачу, обработку актуальной информации, необходимой для принятия управленческих решений и снижения предпринимательского риска.

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери от непредвиденных обстоятельств.

В литературе имеется множество определений риска.

Риск - уровень финансовой потери, выражающейся:

а) в возможности не достичь поставленной цели;

б) в неопределённости прогнозируемого результата;

в) в субъективности оценки прогнозируемого результата.

Всё множество изученных подходов расчёта риска, предлагается сгруппировать в три концептуальных метода:

а) риск оценивается как сумма возможных ущербов, взвешенных с учетом их вероятности.

б) риск оценивается как сумма рисков от принятия решения и рисков внешней среды (независимых от наших решений).

в) риск определяется как произведение вероятности наступления отрицательного события на степень отрицательных последствий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бандурин А., Чуб Б. Стратегический менеджмент. М, 2000

2. Воловода А. Рынок туристических услуг: состояние, тенденции, методы воздействия. Автореф дисс.к.э.н. \\ Спб, 2004

3. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования \\ Учебное пособие. - М.: Издательство "Финпресс", 1998

4. Забелин П., Моисеева Н. Основы стратегического управления \\ М., 1998

5. Ильина Е. Туризм-путешествия. Создание туристской фирмы \\ М., 2003

6. Квартальнов В. Менеджмент туризма \\ М., Финансы и статистика, 2001

7. Кокорев В.П. Маркетинг: организация и управление \\ Барнаул, изд-во Алтайского ун-та, 1995

8. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. М., 2004

9. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999

10. Черкасов В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности. М.: Рефл-бук, 1999

11. Саак А. Э.Пшеничных Ю. А.

П93 Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2007, — 512 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-469-01368-5

12. http://www.rb-edu.ru/articles/management/article4830.html(Романов В. С.)

     13. http://www.risk-manage.ru/likbez/classification/

14. http://www.risk24.ru/vidi.htm

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: