Целью дисциплины является формирование у студентов комплексного подхода к оценке принимаемых государством решений в области экономической, энергетической, социальной, образовательной и инновационной политики российского государства на современном этапе.
Дисциплина «Современная российская политика» изучается на 3 курсе в 5,6 семестрах, относится к базовой части цикла обязательных дисциплин ООП ФГОС ВПО по направлению подготовки 41.03.04 – «Политология» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «7» августа 2014 г. № 939.
При освоении курса обеспечивается активная ориентация студентов в политических событиях. Соблюдается связь с изучаемыми в высшей школе другими социально-гуманитарными и профессиональными дисциплинами.
При освоении данной дисциплины используются знания, умения и готовности обучающихся, приобретаемые в результате параллельного освоения дисциплин (модулей): «История политических учений», «Политическая философия», «Государственная политика и управление», «Введение в политическую теорию», «Политическая социология», «Государственно-национальная политика и управление этнонациональным процессом».
|
|
Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
Содержание рабочей программы представлено в Приложении № 1.
Фонд оценочных средств по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.
Код и формулировка компетенций:
ОПК-1 владение базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||||
2 («Не удовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | 4 («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||||
Первый этап (уровень) | 1. Знать теорию власти как основу политических наук. 2. Знать методы анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. 3. Иметь представление о базовых и специальных теориях (контент-анализе, ивент-анализе), прикладных методах в области политических наук. | 1.незнание теории власти как основы политических наук. | частичное представление о теории власти как основы политических наук | понимание теории власти как основы политических наук | целостное понимание теории власти как основы политических наук | ||
2. отсутствие представлений о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | частичное представление о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | иметь представления о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | формировать целостное представление о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | ||||
3. отсутствие представлений о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | частичное представление представлений о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | иметь представления представлений о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | формировать целостное представление представлений о методах анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. | ||||
Второй этап (уровень)
| 1. Уметь оперировать основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры), прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук.
2. Уметь использовать знания базовых и специальных теорий, прикладных методов в области политических наук. | неумение оперировать основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры), прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | задатки умения оперировать основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры), прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | способности самостоятельно оперировать основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры), прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | свободное оперирование основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры), прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | ||
Неумение использовать знания базовых и специальных теорий, прикладных методов в области политических наук. | задатки умения использовать знания базовых и специальных теорий, прикладных методов в области политических наук. | способности самостоятельно использовать знания базовых и специальных теорий, прикладных методов в области политических наук. | свободное оперирование знаниями базовых и специальных теорий, прикладных методов в области политических наук. | ||||
Третий этап (уровень) | 1. Владеть основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры) в области политических наук. | не владеть основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры) в области политических наук. | поверхностное владение основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры) в области политических наук. | владеть приемами основных и специальных теорий (теорией власти, теорией политической культуры) в области политических наук. | уверенно владеть основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры) в области политических наук. | ||
2. Владеть: основными и специальными прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | не владеть основными и специальными прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | поверхностное владение основными и специальными прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | владеть приемами основными и специальными прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. | уверенно владеть основными и специальными прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. |
ОПК-5 способность к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации
|
|
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
2 («Не удовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | 4 («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | 1. Знать способы повышения мотивации по выполнению деятельности исследователя в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 2. Знать способы повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 3. Иметь представление о способах и методах повышения своей мотивации и квалификационного уровня в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | 1.незнание способов повышения мотивации по выполнению деятельности исследователя в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | частичное представление о способах повышения мотивации по выполнению деятельности исследователя в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | понимание основных способов повышения мотивации по выполнению деятельности исследователя в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | целостное понимание способов повышения мотивации по выполнению деятельности исследователя в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. |
отсутствие представлений о способах повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | частичное представление о способах повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | иметь представления о способах повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | формировать целостное представление о способах повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | ||
отсутствие представлений о способах и методах повышения своей мотивации и квалификационного уровня в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | частичное представление о способах и методах повышения своей мотивации и квалификационного уровня в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | иметь представление о способах и методах повышения своей мотивации и квалификационного уровня в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | целостное представление о способах и методах повышения своей мотивации и квалификационного уровня в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | ||
Второй этап (уровень) | 1. Уметь повышать мотивацию в плане выполнения профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 2. Уметь повышать свой квалификационный уровень в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | неумение повышать мотивацию в плане выполнения профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера неумение повышать свой квалификационный уровень в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | задатки умения повышать мотивацию в плане выполнения профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера задатки умения повышать свой квалификационный уровень в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | способности самостоятельно повышать мотивацию в плане выполнения профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера способности повышать свой квалификационный уровень в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | свободное умение повышать мотивацию в плане выполнения профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера свободное умение повышать свой квалификационный уровень в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера |
Третий этап (уровень) | 1. Владеть технологиями повышения мотивации в сфере профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | не владеть технологиями повышения мотивации в сфере профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | поверхностное владение технологиями повышения мотивации в сфере профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | владеть приемами технологиями повышения мотивации в сфере профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | уверенно владеть приемами технологиями повышения мотивации в сфере профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера |
2. Владеть методиками повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | не владеть методиками повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | поверхностное владение методиками повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | владеть приемами методиками повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | уверенно владеть методиками повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера |
Критериями оценивания являются баллы, которые выставляются преподавателем за виды деятельности (оценочные средства) по итогам изучения модулей (разделов дисциплины), перечисленных в рейтинг-плане дисциплины (для экзамена: текущий контроль – максимум 40 баллов; рубежный контроль – максимум 30 баллов, поощрительные баллы – максимум 10).
|
|
Шкалы оценивания:
(для экзамена:
от 45 до 59 баллов – «удовлетворительно»;
от 60 до 79 баллов – «хорошо»;
от 80 баллов – «отлично»).
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Этапы освоения | Результаты обучения | Компетенция | Оценочные средства |
1-й этап Знания | 1. Знать теорию власти как основу политических наук. 2. Знать методы анализа, синтеза, сравнения в области политических наук. 3. Иметь представление о базовых и специальных теориях (контент-анализе, ивент-анализе), прикладных методах в области политических наук. 1. Знать способы повышения мотивации по выполнению деятельности исследователя в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 2. Знать способы повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 3. Иметь представление о способах и методах повышения своей мотивации и квалификационного уровня в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | ОПК – 1, ОПК – 5 | Устный опрос, доклад, контрольная работа, тестирование |
2-й этап Умения | 1. Уметь оперировать основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры), прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. 2. Уметь использовать знания базовых и специальных теорий, прикладных методов в области политических наук. 1. Уметь повышать мотивацию в плане выполнения профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 2. Уметь повышать свой квалификационный уровень в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера | ОПК – 1, ОПК – 5 | Устный опрос, доклад, контрольная работа, тестирование |
3-й этап Владеть навыками | 1. Владеть основными и специальными теориями (теорией власти, теорией политической культуры) в области политических наук. 2. Владеть: основными и специальными прикладными методами (сортировочное древо, пузырьковые метод, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ внешних факторов) в области политических наук. 1. Владеть технологиями повышения мотивации в сфере профессиональной деятельности в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. 2. Владеть методиками повышения своей квалификации в области политики, политического консультанта, политического технолога, политического имиджмейкера. | ОПК – 1, ОПК – 5 | Устный опрос, доклад, контрольная работа, тестирование |
Рейтинг-план дисциплины
Рейтинг–план дисциплины представлен в приложении 2.
Экзамен. Структура экзаменационного билета: в каждом билете – по два вопроса. Первый вопрос требует теоретического осмысления вопроса, терминологии, основных элементов; второй вопрос дает возможность демонстрации теоретической части вопроса с практикой, с современностью.
Образец экзаменационного билета:
Минобрнауки России
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
«Башкирский государственный университет»
Факультет философии и социологии
Кафедра философии и политологии
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
по дисциплине «Современная российская политика»
Направление/Специальность Политология
1. Федеральное Собрание Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Утверждено на заседании кафедры ________, протокол №___
(дата)
Заведующий кафедрой _______________ ________________
(подпись) (Ф.И.О)
Вопросы для экзамена
1. Федеральное Собрание Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации.
4. Местное самоуправление в современной России.
5. Судебная власть в Российской Федерации.
6. Лоббизм в современной России.
7. Революция как вид политического процесса: специфические особенности российских революций.
8. Система мер борьбы с терроризмом в современной России.
9. Современная экономическая политика России.
10. Условия становления гражданского общества в современной России.
11. Формирование федеральной элиты.
12. Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России.
13. Региональная политическая элита России.
14. Политическая культура современной России.
15. Россия в системе международных отношений.
16. Этнополитическая ситуация в современной России.
17. Функционирование партийной системы России.
18. Приоритеты внешней политики современной России.
19. Популизм в современной России.
20. Политические партии в современной России.
21. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
22. Межэтнические конфликты и пути их разрешения в современной России.
23. Модели российской модернизации.
24. Особенности современной российской политической модернизации
25. Российская модель демократизации.
26. Мажоритарная избирательная система и практика ее использования в России.
27. Особенности демократического процесса в России.
28. Пропорциональная избирательная система и практика ее использования в России.
29. Основные тенденции развития политического сознания в современной России.
30. Военная доктрина Российской Федерации.
Перевод оценки из 100-балльной в четырехбалльную производится следующим образом:
- отлично – от 80 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов);
- хорошо – от 60 до 79 баллов;
- удовлетворительно – от 45 до 59 баллов;
- неудовлетворительно – менее 45 баллов.
Примерные критерии оценивания ответа на экзамене.
Критерии оценки (в баллах):
14 баллов выставляется студенту, если студент ответил правильно на 25-21 вопросов, демонстрируя знание функциональных возможностей, терминологии, основных элементов, умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Студент без затруднений отвечает на вопросы теста;
8 баллов выставляется студенту, если студент ответил правильно на 20-16 вопросов, демонстрируя знание терминологии, основных элементов, умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий. При выполнении практической части работы допущены несущественные ошибки;
5 баллов выставляется студенту, если студент ответил правильно на 15 вопросов, однако допускал неточности. Имеются принципиальные ошибки в ответах на вопросы теста. Студент не смог ответить на существенный вопрос теста;
4 балла и менее выставляется студенту, если студент ответил правильно всего лишь 14 и менее вопросов теста; ответы на вопросы свидетельствуют о непонимании и крайне неполном знании основных понятий и методов. Обнаруживается отсутствие навыков применения теоретических знаний при выполнении практических заданий. Студент не смог ответить на принципиальные вопросы теста.
Устный опрос – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.