Организация управления

   Решающее значение в успешности и надежности функционирования системы управления имеет организация управления.

   Для того, чтобы получить представление об организации управления организацией, следует понять ее сущность и цель.

    Известно, что управление - это процесс, который по определению не может быть хаотичным. Ему присуща такая характерная и устойчивая черта, как организация. В трактовке Большой Советской энциклопедии организация - это совокупность приемов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого. Поскольку для осуществления управления создается система управления, то речь следует вести об организации ее деятельности.

       Следовательно, сущность организации управления как системы может заключаться в упорядочивании деятельности элементов системы управления. В чем это заключается? Обратимся к схеме контура управления (рис. 3). Мы видим, что основными элементами контура являются субъект и объект управления, каналы передачи управляющих воздействий и приема обратной информации. Упорядочивание будет заключаться в определении характера и содержания их деятельности и согласовании ее по задачам и времени.

     Если же рассматривать управление как процесс, то сущностью можно считать упорядочивание процесса управления.

     Таким образом, синтезируя приведенные выше определения сущности сущностью организация управления можно считать согласование деятельности элементов системы управления в процессе управления.

     Тогда целью организации управления можно считать достижение максимальной эффективности деятельности системы управления.

     Для достижения цели организации управления необходимо решить задачу обеспечения согласованности действий элементов системы управления. Содержание этой задачи проявляется в трех аспектах:

            Для решения этой задачи необходимо решить комплекс частных задач, составляющих содержание организации управления:

           1. Создание системы формирования управляющих воздействий в субъекте управления (органа управления как рабочего места должностных лиц, непосредственно участвующих в управлении) и организация ее работы.

        Содержанием этого элемента является собственно организация управленческих процессов, т.е. регламентация состава процедур и задач, разрабатываемых в каждом подразделении, типизация процессов регистрации, передачи, обработки информации и процессов обоснования, принятия и организации выполнения управленческих решений; выбор состава организационной и вычислительной техники, разработка структуры органов управления, определение круга их обязанностей, прав и ответственности.

          2. Создание системы передачи управляющих воздействий (от органа управления к объекту управления - непосредственным исполнителям). Содержанием этого элемента является обеспечение рационального сочетания субъекта и объекта управления, т.е. определение содержания прямой и обратной связей между ними; системы заданий и контроля их выполнения, анализа и оценки деятельности управляемых объектов, форм стимулирования достижения лучших результатов.

          3. Создание системы обратной связи (получения информации от исполнителей (объекта управления)) и горизонтального обмена информацией между элементами объекта управления. Содержанием этого элемента является обеспечение взаимосвязи между управляющими системами различных производственно и организационно взаимосвязанных объектов, т.е. определение форм иерархического разделения труда между различными системами управления; сочетание деятельности систем управления объектами одного уровня в связанных отраслях народного хозяйства, отраслевого и территориального управления.

           4. Согласование деятельности всех перечисленных систем.

            Как комплекс конкретных практических действий организация управления включает:

          - определение состава должностных лиц для участия в управлении;

          - определение объема и содержания мероприятий по управлению организацией в ходе деятельности по достижению цели организации;

          - определение исполнителей, методов и сроков выполнения намеченных мероприятий;

           - составление технологического регламента работы персонала, привлеченного к работе по управлению;

           - организация контроля за выполнением намеченных мероприятий.

    Что же является основой для организации управления? Для этого рассмотрим содержание решения руководителя организации. В решении он должен определить:

            -концепцию деятельности по достижению цели организации;

            -содержание задач исполнителям;

            -основы координации действий;

            -основы обеспечения деятельности организации;

            -основы организации управления деятельностью организации.

           Из содержания последнего пункта решения руководителя организации на достижение цели организации следует, что основой организации управления является именно решение руководителя.

    На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

         Несмотря на различие в терминах, по существу понятия управление и менеджмент весьма близки. Однако понятие общего управления является более широким, чем понятие менеджмента, которое раскрывается как управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли (предпринимательского дохода) в условиях рыночной экономики. Таким образом, менеджмент может рассматриваться лишь как разновидность общего управления.

         Управление рассматривается как наука, имеющая свою методологию, основой которой является системный подход. На основе системного подхода строится процесс управления и обеспечивается достижение поставленных перед организацией целей.

      Решающее значение в успешности и надежности управления имеет организация управления, материальной основой которого является система управления. Поэтому организация управления заключается в согласовании взаимоотношений всех элементов этой системы и представляет собой упорядочивание взаимоотношений в системе управления с целью достижения максимальной эффективности ее деятельности в интересах выполнения поставленной задачи или решения возникшей проблемы в установленные сроки.

 

Тема 4. СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: