Новые концепции управления государством и экономикой

     К настоящему времени сложилась и уже реализуется новая парадигма управления, представляющая собой систему взглядов на управление государством в условиях рыночной экономики. Основу новой парадигмы управления составляет следующие концепции управления.

       Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне предприятий и организаций. Рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных целевых программ. Об этом свидетельствует провальный опыт проводящихся в России реформ в здравоохранении, ЖКХ, науке и образовании, оборонной промышленности, почти полностью отданных на откуп рыночному управлению (менеджменту).

      Государственное управление в настоящее время понимается как сфера практической деятельности по решению проблем государственной организации и регулирования общественной жизни. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

       На государство возлагается задача заполнения внерыночных зон хозяйствования. Здесь в первую очередь имеются в виду: национальная безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Именно таким путем государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций.

         Государственное планирование и программирование, как и везде в мире, должно осуществляться преимущественно косвенными рыночными методами, включая государственные заказы, антимонопольную практику, денежную политику, движение учетной ставки и курса национальной валюты, бюджет, налоги, займы, другие финансовые рычаги, социальное законодательство и пр.

        Государство должно четко понимать, что его роль по отношению к отечественным предпринимателям и зарубежному бизнесу должна быть разной. Оно обязано защищать интересы российских компаний за рубежом, где им приходится  конкурировать с иностранными компаниями. Внутри страны государство должно выступать в качестве коммерческого партнера, который оплачивает все, что покупает, из налоговых сборов.

         Полицентрическая система хозяйствования должна обеспечить повышение роли самоуправления на всех уровнях. Центры хозяйствования все больше перемещаются в регионы, экономическая самостоятельность которых все более расширяется. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно повышается роль координации общих усилий на уровне управления народным хозяйством в целом. Только так может быть обеспечена управляемость экономики страны в целом.

    Сочетание рыночных и административных методов

управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства, приватизации и акционирования. Однако на его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, что повышает значение эффективного хозяйствования. Оно достигается на базе комбинирования рыночных и административных методов.

                Управление организациями как открытыми, социально ориентированными системами. Каждая организация, как государственного, так и негосударственного секторов, функционирующая в современных условиях, должна самостоятельно решать все вопросы или большинство их не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Так, например, в негосударственном секторе одним из важнейших факторов развития предприятий является их конкурентоспособность, для достижения которой существенно расширены выполняемые функции управления, Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций и пр. – далеко не полный перечень задач, которые раньше решали министерства и ведомства, а теперь стоят в ряду организаций означает, что наряду с экономической функцией они несут и огромную социальную ответственность перед обществом (удовлетворение его потребностей в товарах и услугах), регионами, населением (экологичесая безопасность, создание рабочих мест и пр.) и трудовыми коллективами (повышение качества трудовой жизни).    

         К новой концепции управления относят контроллинг, представляющий собой деятельность по информационно-аналитической и методической поддержке принятия управленческих решений. Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, обычно называются контроллерами. Контроллер не только контролирует, но и планирует, анализирует и консультирует руководство предприятия.

     Таким образом:

     1. Подготовка современных управленцев-профессионалов

невозможна без знания истории развития управления. Управление развивалось на протяжении веков, прежде чем превратилось в самостоятельную отрасль знания, науку.  Основными этапами развития управленческой мысли считаются донаучный период, когда управленческая мысль развивалась в составе других наук и создала научно-теоретическую базу науки управления, и научный период, когда была сформирована и признана наука управления со всеми ее научными течениями, школами и подходами. При этом научный период в свою очередь делится на периоды индустриализации, систематизации и информационный. 

        2. Основной вклад в развитие науки управления внесли школа научного управления (Ф.У.Тейлор), административная школа (А.Файоль), школа человеческих отношений (Г.Мюнстенберг, М.Фоллет), школа поведенческих наук (А.Маслоу, Д.Мак-Грегор), количественная школа (Р.Акофф, Л.Берталанфи).

    Зарождению науки управления в период индустриализации способствовали А.Смит, Р.Оуэн. Для периода систематизации характерно зарождение менеджмента (А.Файоль) и последующая деятельность школы научного управления (1885-1920г.г.), административной школы (1920-1950г.г.), школы человеческих отношений (1930-1950г.г.). Завершение этого периода отмечено началом деятельности поведенческой и количественной школ (1950г. по настоящее время). Эти две школы внесли основной вклад в развитие науки управления в информационном периоде.

  3. Школа научного управления способствовала признанию управления самостоятельной областью научных исследований. Этой школой созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы ХХ в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства и др.  

  4. Административная школа выработала подходы к совершенствованию управления организацией. Она рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций управления– предвидение (прогнозирование), планирование, организация, координирование и контроль, что впоследствии стало основой для выработки алгоритма работы руководителя по принятию и реализации решений. Кроме того, представителями этой школы сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные производственные функции – производство, финансы, маркетинг и др.), выделили управление как особую специальность и самостоятельную область деятельности.

   5. Школа человеческих отношений пришла к выводу о необходимости учета так называемого, "человеческого" фактора, под которым в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. Один из важнейших теоретических выводов, сделанных представителями школы заключался в том, что любая организация представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

6. Школа "поведенческих наук во главу угла поставила задачи мотивирования деятельности работников, исходя из их выявленных потребностей, открыть и развить индивидуальные способности и возможности каждого работника, поставить их на службу интересам организации. Разработана теория "пирамиды потребностей", которая внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Исследования школы дали мощный толчок к использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений.

        Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т.е. способствовали росту эффективности деятельности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов.

7. Количественная школа характеризуется внедрением количественных методов в управление, использованием математического моделирования для поиска решений в сложных ситуациях, применяя для решения задач управления точные науки (экономико-математические методы), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и пр., разрабатывая на этой основе эффективные методики. Влияние количественной школы обусловливается и тем, что она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

    8. Существенный вклад в развитие науки управления внесли отечественные ученые и государственные деятели, в ряде случаев опережая развитие управления (менеджмента) на Западе. К ним следует отнести А.А.Богданова, О.А.Ерманского, А.К.Гастева, П.М.Керженцева, Н.А.Витке, Ф.Р.Дунаевского, Е.Ф.Розмирович, А.Г.Аганбегяна, С.В.Шаталина. Немалый вклад в развитие нмуки и практики управления внесен и государственными деятелями В.И.Лениным, И.В.Сталиным, С.М.Кировым, М.В.Фрунзе.

    9. В период 50-70-х годов отечественной наукой управления были сформулированы ряд законов и закономерностей управления. В 90-е годы прошлого столетия на основании собственного опыта и опыта развитых государств был сделан важный вывод о том, что рынок не может быть неуправляемым - он требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

      10. В настоящее время в управлении государством реализуется новая управленческая парадигма, основу которой составляют концепции      децентрализации системы управления, полицентрической системы хозяйствования, сочетания рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора,                 управления организациями как открытыми, социально ориентированными системами, контроллинга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: