Управление: сущность и содержание

     С конца прошлого века понятия «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор», «начальник» подменяются терминами "менеджмент", "менеджер", "маркетинг". Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя организации или директора предприятия. Поэтому считаю необходимым внести некоторую ясность в соотношение понятий «управление» и «менеджмент», понимание их содержания и существа их различия и сходства.

      Обратимся к схеме (Рис.1).

 

 

          1900 г.             1917 г.                      1990 г.     2000 г.- н.в.

Европа

Рын. экон. Рын. экон.    Рыночная экономика Рын. экон. Рын. экон.

Менеджеры Менеджеры        Менеджеры       Менеджеры Менеджеры


Россия                                              СССР          Росс. Федер. Росс. Федер.

Рын. экон. Рын. экон.     Плановая экономика Рын. экон. Рын. экон.  

У п р а в л я ю щ и е            Директоры,            М е н е д ж е р ы 

                                                  начальники,

                                                  заведующие

 

                          Рис. 1. Менеджеры и управляющие

 

     Таким образом, несмотря на различие в терминах, по существу понятия управление и менеджмент весьма близки. Основное различие в том, что в социальной экономике как управление осуществляется с целью безусловного достижения каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана, или даже перевыполнения их.

   Термином же «менеджмент» как в мировой практике, так и в России обозначается узкая, весьма специфическая сфера деятельности – управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли (предпринимательского дохода) в условиях рыночной экономики (Рис. 2).     

        Таким образом, менеджмент может рассматриваться как разновидность общего управления.

             Термин «менеджмент» наиболее применим для характеристики управления в социально-экономической сфере в условиях рыночной экономики. В эту сферу могут входить не только промышленные фирмы, но и также банки, страховые общества, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и другие хозяйственные единицы, выступающие на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

                    При этом следует учитывать, что некоторые государственные и публичные организации (государственные учреждения, армия, церковь, школы, больницы, библиотеки), цель деятельности которых состоит не в получении прибыли, а выполнении конкретных функций используют принципы и методы менеджмента. Однако руководство такими организациями к менеджменту не относится.

 

 


                    Рис. 2. Место менеджмента в системе видов управления

 

        Таким образом, рассматривая менеджмент как процесс - это управление социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельностью коммерческих организаций в условиях рыночной экономики.

         Поэтому, поскольку Государственная противопожарная служба относится к государственным структурам, в дальнейшем будет применяться исключительно термин «управление» (за исключением деятельности коммерческих организаций в условиях рыночной экономики),

        Так что же по существу представляет собой управление, каково его содержание?

        Рассмотрим этот вопрос, беря за основу простейшую схему исследования: сущность-цель-задача-содержание. Кстати, необходимо обратить внимание на то, что любой руководитель по сути исследователь, т.е. принимая решение, он исследует широкий круг вопросов (факторы внешней среды, противодействующие решению проблемы - случайные и умышленные; внутриорганизационные факторы - возможности своей организации и др.), итогом чего и является решение.

         Итак, сущность управления (Рис. 3). Есть различные трактовки.

 

 

 


                           Рис. 3. Сущность управления

        Однако, большинство сходится на том, что в самом общем виде сущность управления в организации можно определить как поддержание согласованной целенаправленной деятельности всех элементов объекта.

       Тогда цель (Рис.4 ) управления будет заключаться в обеспечении достижения цели организации.

        Для достижения цели управления (как и любой другой) необходимо решить задачуорганизации управления. Одно из определений организации трактует ее как деятельность по упорядочиванию всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.

      Поэтому, для решения основной (генеральной) задачи организации управления необходимо решить комплекс частных задач, которые объединены в два направления, составляющие основное содержание управления в организации:

      - упорядочить (создать) процесс управления как совокупность управленческих действий (функций);

      - создать систему управления.

   Каждое из этих направлений включает комплекс мероприятий, составляющих содержание управления организацией.

            Таким образом, содержание управления представляет собой совокупность мероприятий (задач управления), которые охватывают деятельность руководителей, менеджеров и обеспечивающих служб по выполнению управленческих действий с использованием системы

   С у щ н о с т ь

В поддержании согласованной целенаправленной деятельности всех элементов объекта по достижению цели. Эта деятельность направлена на обеспечение эффективного использования ресурсов организации для достижения цели организации.

 

    Ц е л ь 

а). обеспечение достижения цели организации;

 

    З а д а ч а

В организации управления. 

Одно из определений организации трактует ее как деятельность по упорядочиванию всех элементов определенного объекта (органов управления) во времени и пространстве и их действий.

 

    С о д е р ж а н и е

Как комплекс частных задач.

Упорядочить (создать) процесс управления (как со-вокупность управ-ленческих действий (функций) Прогнозирование Планирование Организация Координация. Контроль Создать систему управления Система управления: совокупность функци-онально связанных органов управления, рабочих мест руково-дителей (менеджеров) и технических средств управления

 

                             Рис. 4. Сущность и содержание управления

 

управления при подготовке к определенным действиям и в ходе деятельности по достижению цели организации.

    Управление призвано координировать и регулировать функциональные процессы, протекающие в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной культуры, управление производством и финансами организации, осуществление учета и анализа проведенной работы и др.

    Основу управления, как процесса составляет управленческая деятельность, включающая комплекс управленческих действий, определяемых как функции управления (менеджмента ).

    Управленческое действие (функция) – конкретный вид управленческой деятельности, которая реализуется определенными приемами и способами для достижения целей управления. В общенаучном понимании они определены еще А. Файолем как прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль и составляют основу управления как технологического процесса.

        В деятельности руководителя организации прогнозирование рассматривается как взгляд в будущее, оценку возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Его основным содержанием считается:

        - изучение проблемы (поставленной задачи);

        - организация и осуществление мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организации в готовности к решению возникающих проблем и обеспечению ее жизнедеятельности;

      - непрерывное добывание, сбор, обобщение, анализ и оценку информации об обстановке вокруг и внутри организации;

      - формулирование концепции (замысла) действий.

     Рассматривая управление организацией с позиций менеджмента необходимо в неразрывной связи с прогнозированием рассматривать маркетин г как основной инструмент достижения целей менеджмента. При этом маркетинг рассматривается как деятельность по продвижению товара на рынке.

      Планирование – это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. Как свидетельствует опыт, планирование (как определение направлений развития) и прогнозирование тесно связаны. Основу планирования составляет принятие решения, которое является основой управления.

      В планировании отражаются цели, задачи и последовательность их выполнения, стратегии, программы и планы достижения целей, определяются необходимые ресурсы и порядок их использования по целям и задачам.

        Организация направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Она представляет собой процесс создания необходимой структуры (распределение ресурсов) для реализации разработанного плана, системы обеспечения (финансового, материально-технического и др.) действий по достижению цели.

        Координация – другая важнейшая функция организации. Одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий руководителей (менеджеров) всех уровней организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели организации, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. И руководитель должен уметь согласовывать действия исполнителей. Это умение является одним из важнейших критериев при оценке уровня профессиональной подготовки руководителя (менеджера). 

       Обеспечение деятельности – важная функция организации. Включает в себя подготовительную деятельность, материально-техническое и финансовое обеспечение реализации решения.                  

        Контроль. Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. И на своевременное выявление отклонений от плана направлена система контроля. Контроль - это постоянный процесс обеспечивающий достижение цели организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объекта управления проблем и изменений внешней среды. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации плана.

           Важной функцией контроля является регулирование.

           В последнее время к основным функциям менеджмента относят мотивацию, что не совсем верно. Мотивация, как стимулирование повышения эффективности труда работников, входит в блок организующих функций и по отношению к основным функциям управления (менеджмента) является подфункцией (функцией управления второго уровня).

       Конкретное содержание каждой функции, их роль и взаимосвязь в процессе управления будут рассмотрены в ходе дальнейших занятий.

        Система управления организацией составляет организационно-техническую основу управления и представляет собой совокупность функционально связанных органов управления, рабочих мест менеджеров и технических средств управления. Средства управления включают связь, автоматизированные системы управления, а также другие специальные системы. Система управления должна иметь высшую по отношению к подчиненным подразделениям степень жизнеспособности и устойчивости.

      Таким образом, исходя из раскрытых выше сущности, цели, задачи и содержания управление – это особого рода деятельность руководящего, организаторского и административного характера, осуществляемая в рамках постоянно действующей, целенаправленной системы коллективного (совместного) труда. Специфика деятельности противопожарной службы формирует и специфическое понятие управления в этой сфере. Применительно к сфере обеспечения противопожарной безопасности управление организацией представляет собой целенаправленную деятельность руководства организации (начальника, его заместителей и помощников) по поддержанию организации и ее элементов в готовности к действиям, подготовке их к деятельности по достижению цели и руководству ими при выполнении задач обеспечения противопожарной безопасности.

        По отношению к классическому понятию управление можно рассматривать также как руководство. Однако, несмотря на их кажущуюся идентичность, они не равнозначны.

          С точки зрения технологии у п р а в л е н и е – знание правил и приёмов управления и умение применять (владеть) ими в конкретной ситуации и обстоятельствах, т.е. исключительно административная деятельность.

         Р у к о в о д с т в о – осуществление управления в сочетании с умением обходиться с людьми, то есть иметь организаторские способности.

        При этом, п р а в и л а – это необходимость применения конкретных приёмов управления в конкретных ситуациях, а п р и е м ы - это способы воздействия на проблему с целью её решения.

          К приемам управления могут быть отнесены совет, просьба, команда, распоряжение, приказ, делегирование полномочий. Таким образом, правила управления содержат рекомендации для практической деятельности органов управления по целесообразному применению приемов управления в конкретных ситуациях. Так, например, одно из правил управления говорит о том, что чем меньше в запасе управленца свободы и больше затруднений, тем сложнее приём. Это правило может быть проиллюстрировано таблицей (Рис.5).

     В данной таблице продемонстрирован управленческий (административный) подход к решению проблем, что, как свидетельствует опыт, часто далеко от эффективности.

      Тот же опыт подтверждает, что наиболее продуктивным в решении управленческих проблем является сочетание управленческих (административных) и организаторских навыков.

Целесообразность такого подхода демонстрируется таблицей (Рис.6).

 

Степень свободы, %

Приём

п/п

Название

Описание

Управленца Исполнителя
50 50 1 Совет Одна голова хорошо, а две лучше.
60 40 2 Просьба Хуже приказа; ибо заставляет думать, как угодить.  
70 30 3 Команда Руководитель должен думать! Не спеши выполнять команду т.к. следующая может отменить предыдущую.  
80 20 4 Распоряже-ние Выполнить наилучшим образом.  
100 0 5 Приказ Не обсуждается, а выполняется.
100 100 6 Делегирова-ние С больной головы на здоровую.  

       

    Рис. 5. Выбор приема управления в зависимости от соотношения  степеней свободы

                 управленца и исполнителя

   Вторая сотня (дополнительные 100% в предпоследней колонке таблицы) - это знания и опыт организаторской деятельности, которые и превращают управленца в полноценного руководителя.

 

Степень  

свободы, %

 

п/п

Приём

Степень

свободы, %

Управленец Исполнитель Руководитель Управленец
50 50 1 Совет 150 50
60 40 2 Просьба 160 40
70 30 3 Команда 170 30
80 20 4 Распоряжение 180 20
100 0 5 Приказ 200 0
100 100 6 Делегирование полномочий 100 100

 

         Рис. 6. О соотношениях степеней свободы для руководителя и управленца

 

                  3.2. Методологические основы управления

 

    Управление, как особый вид человеческой деятельности может рассматриваться с различных позиций (Рис. 7). Но в основе каждого из подходов заложена наука, научно-теоретическая база, формирующая практические рекомендации для реализации их на практике. Поэтому необходимо в первую очередь рассмотреть управление как науку.

  

 

 

Управление

 

Искусство (практика выполнения работы)
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс (упорядоченное выполнение управленческих действий)
Люди, управляющие организацией
Орган(аппарат) управления

         

                          Рис. 7. Подходы к понятию «управление»

 

    Управление, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.

     В основе метода управления лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от:

     - простого к сложному;

     - низшего к высшему;

     - конкретного к абстрактному;

     - старого к новому и т.д.

     В центре исследований управления находится человек, осуществляющий производственную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации, поэтому по сути метод управления - это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязи и взаимное влияние человека и организации.

     Руководители и исполнители работают в различных сферах деятельности. И наука об этой сфере, формируя их мировоззрение составляетметодологическую основу управленияв конкретной сфере. Так, наука о государстве и праве формирует мировоззрение руководителей и исполнителей в сфере государственного управления, военная наука - в сфере военного управления, экономическая наука – в управлении экономикой, в менеджменте и т.д. 

         Методология в буквальном смысле слова (логос - наука, метод - путь, направление) есть учение о методах познания. Методология как наука осуществляет поиск наиболее целесообразных методов достижения цели организации, метод определяет конкретные практические действия по достижению цели. На основании избранного метода разрабатываются методики (методические рекомендации) как рекомендации по выполнению практических действий. Таким образом, с точки зрения содержания методы управления представляют собой систему правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методологический же подход применительно к управлению предполагает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение цели управления.

        К наиболее распространенным в современном управлении методологическим подходам относят: системный, ситуационный, программно-целевой, комплексный, количественный, процессный, поведенческий, параметрический, рефлексивный, поисковый, факторный, маркетинговый и другие. Последний наиболее характерен для менеджмента.

         Системный подход предполагает рассмотрение различных процессов и явлений в управлении как систему. 

         Ситуационный подход способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать цели организации. 

         В практике управления системный и ситуационный подходы применяются чаще всего. Их детальному рассмотрению будет посвящена отдельная тема.

Программно-целевой подход предусматривает четкое

определение цели и  разработку программы действий для оптимального ее достижения.

Комплексный  подход предусматривает принятие

управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды (технологические, экономические, организационные, экологические, социальные и др.). Все перечисленные факторы должны учитываться во взаимосвязи и во взаимозависимости.

В рамках комплексного подхода выделяются два

специфических подхода: поисковый и целевой.

Поисковый имеет целью определение состояния объекта

управления в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций его развития в будущем. При этом обычно не учитываются факторы, которые могут изменить эти тенденции.

Целевой подход предусматривает целенаправленное

изменение объекта в будущем. При этом особое внимание уделяется определению путей и сроков перехода управляемой подсистемы из заданного состояния в желаемое.

Количественный – предполагает формализацию

управленческого процесса и описание его с помощью математических моделей.

       Процессный подход рассматривает управление не как единовременное действие, а как серию непрерывных взаимосвязанных управленческих действий (функций) - прогнозирования, планирования, организации, координации и контроля. Т.е. как процесс. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. При этом каждое из них тоже в свою очередь является процессом, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий (например, процесс принятия решения, процесс коммуникации). Процесс управления является общей суммой всех действий.

Поведенческий подход в управлении сформировался в науке управления в 30-х годах в противовес рационалистическому подходу. Он основывается на принципиально ином понимании роли «человеческого фактора» в организации. Его основателем является американский социолог и психолог Э. Мэйо, разработавший «теорию человеческих отношений». В отличие от классической теории управления, где в центре внимания находится формальная структура, в центре теории Э. Мэйо – неформальная структура, представляющая собой совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений и сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций. Все это существенно определяет поведение людей в организации. Администрация должна учитывать интересы и мотивы поведения человека в интересах эффективности организации:

  -мотивационных механизмов поведения человека;

  -связи удовлетворенности и производительности труда;

  -эффективности стилей руководства;

  -влияния организационных структур и характера

коммуникации в организации на организационное поведение и т.д.

    При поведенческом подходе в центральной фигурой является человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией труда.

         Параметрический подход позволяет оценить внешнюю среду по трем параметрам: по изменениям, которые воздействуют на различные аспекты текущей стратегии организации; по угрозам для текущей стратегии организации и по возможностям для достижения целей организации. Наиболее часто применяется при организации контроля.

    Кроме того, этот подход используется в управлении персоналом как способ установления функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия. Обоснование параметрических связей между объектом и субъектом управления - научно обоснованный подход к определению численности управленческого персонала кадровых служб организации.

         Факторный подход в теории управления предполагает определение факторов среды прямого и косвенного воздействия. К факторам в среде прямого воздействия можно отнести, например, средства пожаротушения.  Среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. К таким факторам можно отнести уровень подготовленности личного состава пожарных подразделений, руководства пожарной охраны, противопожарной подготовки населения.

  Рефлексивный подход к управлению. Самоконтроль, самоанализ и

оценка результатов управленческой деятельности бесспорно создают условия для обращения еще к одному методологическому подходу - рефлексивному. Понятие «рефлексия» означает обращение назад; размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Маркетинговый – выделяется как один из современных

методологических подходов. предполагает ориентацию управления на удовлетворение спроса потребителей.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: