Управление запасами в транспортных структурах

 

Управление запасами на любом виде транспорта заключается в обеспечении его производственной деятельности материа­лами и запасными частями, позволяющими поддерживать эксплуа­тационную готовность, надежность и безопасность подвижного со­става и инфраструктуры, регламентированные действующими стан­дартами и нормами.

На автотранспортных предприятиях решение вопросов эксплуатации подвижного состава, ремонта, снабжения топливом и горюче-смазочными материалами осуществляется в зависимости от размеров предприятий и их функционального назначения. Многие автотранспортные предприятия возлагают функции материально-технического обеспечения своей производ­ственной деятельности тем или иным фирмам, специализирующимся в этой области. Обеспечение горюче-смазочными материалами осу­ществляется через сеть автозаправочных станций. Техническое об­служивание автомобильного подвижного состава, его ремонт выпол­няются на станциях технического обслуживания и авторемонтных заводах и мастерских.

Основным преимуществом водных видов транспорта является исполь­зование естественных путей сообщения, не требующих столь значитель­ных капитальных затрат, как на сухопутных видах транспорта. Безус­ловно, содержание искусственных сооружений — каналов, шлюзов нуждается в инвести­циях, но они несоизмеримы с расходами на содержание железных или автомобильных дорог. Инфраструктура на водных видах транспорта, как и на автомобильном, отделена от судоходных компаний и находит­ся как в государственной собственности (естественные и искусственные водные пути сообщения, морские и речные порты), так и в частном вла­дении (судоремонтные и судостроительные заводы).

Использование речного транспорта ограничива­ется периодом навигации, поэтому ремонт судов производится пре­имущественно во время зимних стоянок.

Морской транспорт, в отличие от речного, часто эксплуатирует­ся за пределами национальных границ, и его работа регулируется нормами морского и международного права, позволяющего по же­ланию судовладельцев менять порты приписки и флаг судна, т.е. переходить из одной юрисдикции в другую. Организацию матери­ально-технического обеспечения и технического обслуживания мор­ского флота принимают на себя различные специализированные компании и фирмы, выбираемые по усмотрению судовладельцев независимо от национальной принадлежности судов.

На воздушном транспорте решение вопросов материально-тех­нического обеспечения производственной деятельности связано с тем, что эксплуатация самолетов происходит за пределами регио­нов регистрации авиационных компаний. Парк воздушных судов включает в себя самолеты и вертолеты различных типов и производителей. Объекты инфраструктуры воздушного транспор­та — аэропорты, грузовые терминалы, службы управления полета­ми, авиаремонтные предприятия, как правило, отделены от непос­редственных перевозчиков-авиакомпаний и работают с ними на до­говорных условиях. Текущее техническое обслуживание, заправка топливом и экипировка воздушных транспортных средств выпол­няется в аэропортах специализированными предприятиями. На воздушном транспорте принята система планово-предупре­дительных ремонтов, осуществляемых на авиаремонтных предпри­ятиях при участии компаний — производителей авиатехники. Эти предприятия и формируют у себя запасы необходимых ресурсов для восстановления самолетов и вертолетов.

Особую роль в транспортной инфраструктуре РФ играет железнодорожный транспорт. Если сравнить показатели работы разных видов транспорта в РФ, то по объемам перевозок железные дороги занимают на сегод­няшний день третье место, уступая автомобильному и трубопровод­ному транспорту. Железнодорожный транспорт в РФ не имеет аль­тернативы, в первую очередь при перевозках сырьевых ресурсов из труднодоступных районов в промышленные центры. Средняя даль­ность грузовых перевозок по железной дороге превышает 1200 км, причем это массовые грузы, и никакой другой наземный вид транс­порта просто не способен осуществить такой объем перевозок на столь значительные расстояния (средняя дальность перевозок авто­мобильным транспортом — не более 25 км).

Номенклатура материальных запасов на железнодорожном транс­порте составляет тысячи наименований, причем в основном это про­изводственные запасы, обеспечивающие предприятия топливом, материалами и запасными частями для ремонта подвижного соста­ва, железнодорожного пути, строений, оборудования и устройств.

Характерной особенностью технического обслуживания на же­лезнодорожном транспорте является система предупредительных ремонтов, базирующаяся на анализе сроков эксплуатации подвиж­ного состава.

На железных дорогах существуют все виды запасов за исключе­нием производственных и товарных.

Текущие запасы предназначены для обеспечения производ­ственной деятельности в интервалах между поставками. Основная но­менклатура текущих запасов — топливо, запасные части для обслужи­вания и нормативных ремонтов вагонов, локомотивов, железнодорож­ного пути, устройств энергоснабжения и управления перевозками.

Страховые запасы (гарантийные) создаются на случай не­предвиденных обстоятельств, связанных, как правило, с чрезвычай­ными ситуациями: стихийными бедствиями, авариями, вызывающи­ми перерывы в движении.

Сезонные запасы формируются в путевом хозяйстве желез­ных дорог для организации ремонтных работ, проводимых преимуще­ственно в теплое время года. К запасам, пополнение которых осуще­ствляется в весеннее-осенний период, относятся материалы для ремон­та железнодорожного полотна — песок, щебень, шпалы, рельсы и др.

Комплексное использование этих логистических инструментов в масштабах отрасли возможно при внедрении глобальной отрасле­вой информационной технологии, способной в реальном времени отслеживать материальные потоки на всех уровнях существующей в настоящее время системы материально-технического обеспечения на железнодорожном транспорте.

 

ТЕМА № 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: