Управление запасами на любом виде транспорта заключается в обеспечении его производственной деятельности материалами и запасными частями, позволяющими поддерживать эксплуатационную готовность, надежность и безопасность подвижного состава и инфраструктуры, регламентированные действующими стандартами и нормами.
На автотранспортных предприятиях решение вопросов эксплуатации подвижного состава, ремонта, снабжения топливом и горюче-смазочными материалами осуществляется в зависимости от размеров предприятий и их функционального назначения. Многие автотранспортные предприятия возлагают функции материально-технического обеспечения своей производственной деятельности тем или иным фирмам, специализирующимся в этой области. Обеспечение горюче-смазочными материалами осуществляется через сеть автозаправочных станций. Техническое обслуживание автомобильного подвижного состава, его ремонт выполняются на станциях технического обслуживания и авторемонтных заводах и мастерских.
|
|
Основным преимуществом водных видов транспорта является использование естественных путей сообщения, не требующих столь значительных капитальных затрат, как на сухопутных видах транспорта. Безусловно, содержание искусственных сооружений — каналов, шлюзов нуждается в инвестициях, но они несоизмеримы с расходами на содержание железных или автомобильных дорог. Инфраструктура на водных видах транспорта, как и на автомобильном, отделена от судоходных компаний и находится как в государственной собственности (естественные и искусственные водные пути сообщения, морские и речные порты), так и в частном владении (судоремонтные и судостроительные заводы).
Использование речного транспорта ограничивается периодом навигации, поэтому ремонт судов производится преимущественно во время зимних стоянок.
Морской транспорт, в отличие от речного, часто эксплуатируется за пределами национальных границ, и его работа регулируется нормами морского и международного права, позволяющего по желанию судовладельцев менять порты приписки и флаг судна, т.е. переходить из одной юрисдикции в другую. Организацию материально-технического обеспечения и технического обслуживания морского флота принимают на себя различные специализированные компании и фирмы, выбираемые по усмотрению судовладельцев независимо от национальной принадлежности судов.
На воздушном транспорте решение вопросов материально-технического обеспечения производственной деятельности связано с тем, что эксплуатация самолетов происходит за пределами регионов регистрации авиационных компаний. Парк воздушных судов включает в себя самолеты и вертолеты различных типов и производителей. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта — аэропорты, грузовые терминалы, службы управления полетами, авиаремонтные предприятия, как правило, отделены от непосредственных перевозчиков-авиакомпаний и работают с ними на договорных условиях. Текущее техническое обслуживание, заправка топливом и экипировка воздушных транспортных средств выполняется в аэропортах специализированными предприятиями. На воздушном транспорте принята система планово-предупредительных ремонтов, осуществляемых на авиаремонтных предприятиях при участии компаний — производителей авиатехники. Эти предприятия и формируют у себя запасы необходимых ресурсов для восстановления самолетов и вертолетов.
|
|
Особую роль в транспортной инфраструктуре РФ играет железнодорожный транспорт. Если сравнить показатели работы разных видов транспорта в РФ, то по объемам перевозок железные дороги занимают на сегодняшний день третье место, уступая автомобильному и трубопроводному транспорту. Железнодорожный транспорт в РФ не имеет альтернативы, в первую очередь при перевозках сырьевых ресурсов из труднодоступных районов в промышленные центры. Средняя дальность грузовых перевозок по железной дороге превышает 1200 км, причем это массовые грузы, и никакой другой наземный вид транспорта просто не способен осуществить такой объем перевозок на столь значительные расстояния (средняя дальность перевозок автомобильным транспортом — не более 25 км).
Номенклатура материальных запасов на железнодорожном транспорте составляет тысячи наименований, причем в основном это производственные запасы, обеспечивающие предприятия топливом, материалами и запасными частями для ремонта подвижного состава, железнодорожного пути, строений, оборудования и устройств.
Характерной особенностью технического обслуживания на железнодорожном транспорте является система предупредительных ремонтов, базирующаяся на анализе сроков эксплуатации подвижного состава.
На железных дорогах существуют все виды запасов за исключением производственных и товарных.
Текущие запасы предназначены для обеспечения производственной деятельности в интервалах между поставками. Основная номенклатура текущих запасов — топливо, запасные части для обслуживания и нормативных ремонтов вагонов, локомотивов, железнодорожного пути, устройств энергоснабжения и управления перевозками.
Страховые запасы (гарантийные) создаются на случай непредвиденных обстоятельств, связанных, как правило, с чрезвычайными ситуациями: стихийными бедствиями, авариями, вызывающими перерывы в движении.
Сезонные запасы формируются в путевом хозяйстве железных дорог для организации ремонтных работ, проводимых преимущественно в теплое время года. К запасам, пополнение которых осуществляется в весеннее-осенний период, относятся материалы для ремонта железнодорожного полотна — песок, щебень, шпалы, рельсы и др.
Комплексное использование этих логистических инструментов в масштабах отрасли возможно при внедрении глобальной отраслевой информационной технологии, способной в реальном времени отслеживать материальные потоки на всех уровнях существующей в настоящее время системы материально-технического обеспечения на железнодорожном транспорте.
ТЕМА № 12