ТЕМА № 12
ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ПЛАН
1. Виды запасов.
2. Затраты на содержание запасов.
3. Управление запасами в транспортных структурах.
Виды запасов
Под запасами следует понимать сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты и готовую продукцию, представляющие собой материальные ценности, ожидающие потребления.
Запасы нужны для обеспечения любого производства сырьем, материалами, а для торгующих организаций — товарами. Запасы позволяют избежать дефицита, т.е. отсутствия необходимых ресурсов. Вместе с тем содержание запасов всегда связанно с риском, и прежде всего потому, что они на определенный период «омертвляют» вложенный в их приобретение денежный капитал. Со временем запасы могут стать негодными для реализации (например, скоропортящиеся продукты или немодные товары ограниченного спроса).
Все запасы можно классифицировать по месту их нахождения. Дело в том, что предприятия, поставляющие одно другому необходимые ресурсы для обеспечения производства и потребления товарной продукции, находятся в самых разных точках географического пространства и связаны между собой транспортно-складскими системами. Другими словами, рассматриваемые нами запасы располагаются в определенных местах их нахождения. В условиях географической разобщенности взаимосвязанных предприятий значительная доля запасов находится в пути следования от отправителя к получателю.
|
|
Кроме того, запасы классифицируют по назначению и времени их получения.
Производственные запасы формируются на территориях предприятий, преобразующих их в готовую товарную продукцию или полуфабрикаты. В состав производственных запасов входят так называемые подготовительные, или буферные запасы. Их образуют перед использованием в производстве. На этой стадии выполняют, например, комплектацию необходимых для производства ресурсов, контролируют их количество и качество, обеспечивают доставку к местам обработки.
Товарные запасы находятся как у предприятий — производителей сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, так и в сфере обращения. Под товарными запасами понимаются материальные продукты труда, произведенные для продажи.
Существует также понятие сбытовые запасы. К ним относят готовую продукцию или полуфабрикаты предприятия, формируемые на их сбытовых складах до продажи покупателям.
Как в сфере производства, так и в сфере товарного обращения различают текущие, гарантийные, сезонные и переходящие запасы, которые пополняют через определенные промежутки времени.
|
|
Текущий запас служит для обеспечения непрерывности производственных и торговых процессов между двумя смежными поставками ресурсов. На его величину влияет периодичность (цикл) поставок по договорам, а также объем заказываемых ресурсов.
Гарантийный (страховой) запас необходим на предприятиях сферы производства или обращения для возможности продолжения действующих на них процессов в случаях нарушений сроков поставок или получения ими в запасы некомплектной, некачественной продукции. Размер страхового запаса определяют на основе статистической обработки данных о таких нарушениях, которые были зафиксированы за предыдущий период.
Сезонные запасы необходимы для предприятий с сезонным характером их деятельности или с учетом сезонной возможности поставок ресурсов по условиям навигации, климата, заключенных договоров. Примером могут служить запасы «северного завоза». На складах торговли формируются запасы товаров народного потребления, спрос на которые повышен в определенные времена года. Другим примером могут служить запасы, формируемые осенью на плодоовощных базах, предназначенных для их хранения, переработки, удаления отходов, расфасовки, подготовки к розничной продаже в зимний и весенний периоды.
Переходящие запасы представляют собой остатки материальных ресурсов, зафиксированные в конце отчетного периода (месяц, квартал, год). Они характеризуют результаты потребления имеющихся материальных ресурсов за прошедший период и служат для корректировки объемов их закупок или производственных заданий на выпуск готовой продукции в предстоящий период.
Во временном учете запасов получили применение термины «максимальный желательный запас», «пороговый запас» и «неликвидный запас».
Максимальный желательный запас характеризует оптимальный уровень запаса, экономически обоснованный в принятой системе управления материальными ресурсами. Он служит своеобразным ориентиром при расчете объема заказываемых ресурсов.
Пороговый запас характеризует такой его уровень, который определяет собой момент заказа новой партии материальных ресурсов.
Неликвидный запас образуется в результате ухудшения качества товаров, их морального износа. Они не пользуются спросом на рынке их сбыта.
Известен еще один вид запасов, называемый запасами в пути. К ним относятся материальные ресурсы, перемещаемые различными видами транспорта. Эти ресурсы при доставке их железнодорожным и автомобильным транспортом иногда называют «запасами на колесах».
В зависимости от измерителей запасов их можно подразделить на:
• абсолютные, измеряемые в натуральных показателях (тонны, штуки);
• относительные, выраженные в периодах потребления (как правило, в днях и неделях) и показывающие обеспеченность предприятия, т.е. период, в течение которого может осуществляться работа без дополнительных поставок.
Существует и такой показатель как запасоемкость, отражающая отношение величины запасов товаро-материальных ценностей к объему реализации продукции, работ или услуг. В торговых компаниях запасоемкость характеризует продажу товаров и товарные запасы. Рост запасоемкости характеризует рост спроса.
Главный фактор, определяющий величину товарных запасов — объем их потребления в единицу времени. Этот фактор играет главную роль в выборе способа пополнения запасов. Известны два основных способа их пополнения: транзитный и складской.
При транзитном способе пополнение запасов осуществляется на основе договоров изготовителя и потребителя товарной продукции на «прямые поставки», минуя складские объекты посредников в системах оптовой торговли. Транзитные поставки, как правило, связывают между собой крупных изготовителей и потребителей сырья и товарной продукции. Например, автомобильные заводы получают по договорам автошины непосредственно с шинных заводов, стальной прокат — с предприятий металлургии.
|
|
При складском способе пополнения запасов товарная продукция распределятся через складские объекты крупнооптовой и мелкооптовой торговли.
Оптовые склады распределяют продукцию широкого ассортимента различных производителей и, как правило, одного назначения. Такие склады заключают договоры с производителями продукции, приобретают оптовые партии и продают их «мелким оптом». Складской способ пополнения запасов наиболее часто используется в торговле. Магазин имеет возможность приобретать небольшое количество товаров широкого ассортимента по мелкооптовым ценам в одном месте, не заключая договоры непосредственно с предприятиями-производителями.
Затраты на содержание запасов
На любом предприятии раньше или позже приходится решать вопросы, обусловленные приобретением и хранением запасов, необходимых для обеспечения производственной деятельности. Если запасы значительны, то помимо расходов на их приобретение, возникают затраты и убытки, связанные с их содержанием — прямые затраты. Величины этих затрат и убытков зависят от сроков потребления запасов, способов и условий их хранения. Указанные затраты и убытки имеют несколько составляющих: издержки на складские и погрузочно-разгрузочные работы, охрану и страхование, потери от естественной убыли и обесценивания.
Складские издержки могут быть довольно значительными. Если запасы представляют собой скоропортящиеся продукты, то необходимы условия, которые обеспечивают требуемый температурный режим хранения, соблюдение нормативов воздухообмена. Например, при длительном хранении мороженой рыбы, мяса нужно соблюдать температуру не ниже минус 18 °С, а для хранения фруктов и овощей температура на складе должна находиться в диапазоне от 3 до 5 °С. При хранении металлов, подвергающихся коррозии, на складах приходится поддерживать очень низкую влажность воздуха. Оснащение обычных складов холодильным оборудованием, устройствами обогрева, вентиляции, осушения воздуха приводит к возрастанию складских издержек.
|
|
При приемке запасов на склад, выдаче их со склада, перемещениях внутри него возникают издержки на погрузочно-разгрузочные работы и складские операции по инвентаризации запасов, контролю их сохранности. В структуру затрат на содержание запасов входит оплата привлекаемых страховых и охранных услуг. Размеры этой оплаты зависят от стоимости запасов, условий и сроков их хранения.
Содержание запасов часто сопровождается убытками, возникающими в результате незначительной естественной убыли (нормативной потере веса), возможной порчи или утраты из-за нарушений условий хранения и доставки при перемещениях и грузовых операциях.
Наряду с прямыми затратами по содержанию запасов, имеют место и косвенные затраты. Под ними подразумеваются финансовые потери, связанные с уплатой налогов и замораживанием средств предприятия, расходуемых на приобретение и поддержание требуемого уровня запасов. Все расходы по содержанию запасов обычно соотносят с их стоимостью при получении и оценивают в процентах к этой стоимости.
В качестве примера приведем некоторые усредненные расходы по содержанию запасов скоропортящихся продуктов: страхование — 0,1%; складское хранение — 0,25%; налоги — 0,15%; погрузочно-разгрузочные операции — 1,2%; обесценивание — 5%; естественная убыль — 0,3%; порча — 8%; оплата банковского кредита — 6%; всего 21%. Из этих данных видно, что основные затраты и потери связаны с обесцениванием и порчей запасов из-за нарушения сроков их хранения.
В случаях содержания дорогостоящих запасов, например, компьютерных запасных частей, структура затрат будет иной. Для хранения таких запасов не требуются большие складские площади и погрузочно-разгрузочные затраты, но обеспечение условий хранения и охрана вызывают значительные затраты. При хранении запасов на открытых площадках, например песка, основные потери происходят из-за его выветривания и вымывания атмосферными осадками.