Затраты на содержание запасов

ТЕМА № 12

ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

ПЛАН

1. Виды запасов.

2. Затраты на содержание запасов.

3. Управление запасами в транспортных структурах.

 

Виды запасов

Под запасами следует понимать сырье, материалы, комплек­тующие, полуфабрикаты и готовую продукцию, представляющие со­бой материальные ценности, ожидающие потребления.

Запасы нужны для обеспечения любого производства сырьем, материалами, а для торгующих организаций — товарами. Запасы позволяют избежать дефицита, т.е. отсутствия необходимых ресурсов. Вместе с тем содержание запасов всегда связанно с риском, и прежде всего потому, что они на определенный период «омертвля­ют» вложенный в их приобретение денежный капитал. Со временем запасы могут стать негодными для реализации (например, скоропор­тящиеся продукты или немодные товары ограниченного спроса).

Все запасы можно классифицировать по месту их нахождения. Дело в том, что предприятия, поставляющие одно другому необходимые ресурсы для обеспечения производства и потребления товарной продукции, находятся в самых разных точ­ках географического пространства и связаны между собой транспортно-складскими системами. Другими словами, рассматриваемые нами запасы располагаются в определенных местах их нахождения. В условиях географической разобщенности взаимосвязанных пред­приятий значительная доля запасов находится в пути следования от отправителя к получателю.

Кроме того, запасы классифицируют по назначению и времени их получения.

Производственные запасы формируются на территориях предприятий, преобразующих их в готовую товарную продук­цию или полуфабрикаты. В состав производственных запасов входят так называемые подготовительные, или буферные запасы. Их образуют перед использованием в производстве. На этой стадии выполняют, например, комплектацию необходимых для производства ресурсов, контролируют их количество и качество, обеспечивают доставку к местам обработки.

Товарные запасы находятся как у предприятий — произ­водителей сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, так и в сфе­ре обращения. Под товарными запасами понимаются материальные продукты труда, произведенные для продажи.

Существует также понятие сбытовые запасы. К ним отно­сят готовую продукцию или полуфабрикаты предприятия, форми­руемые на их сбытовых складах до продажи покупателям.

Как в сфере производства, так и в сфере товарного обращения различают текущие, гарантийные, сезонные и переходящие запасы, которые пополняют через определенные промежутки времени.

Текущий запас служит для обеспечения непрерывности про­изводственных и торговых процессов между двумя смежными по­ставками ресурсов. На его величину влияет периодичность (цикл) поставок по договорам, а также объем заказываемых ресурсов.

Гарантийный (страховой) запас необходим на пред­приятиях сферы производства или обращения для возможности про­должения действующих на них процессов в случаях нарушений сро­ков поставок или получения ими в запасы некомплектной, некаче­ственной продукции. Размер страхового запаса определяют на основе статистической обработки данных о таких нарушениях, которые были зафиксированы за предыдущий период.

Сезонные запасы необходимы для предприятий с сезон­ным характером их деятельности или с учетом сезонной возможно­сти поставок ресурсов по условиям навигации, климата, заключен­ных договоров. Примером могут служить запасы «северного заво­за». На складах торговли формируются запасы товаров народного потребления, спрос на которые повышен в определенные времена года. Другим примером могут служить запасы, формируемые осе­нью на плодоовощных базах, предназначенных для их хранения, пе­реработки, удаления отходов, расфасовки, подготовки к розничной продаже в зимний и весенний периоды.

Переходящие запасы представляют собой остатки мате­риальных ресурсов, зафиксированные в конце отчетного периода (месяц, квартал, год). Они характеризуют результаты потребления имеющихся материальных ресурсов за прошедший период и служат для корректировки объемов их закупок или производственных за­даний на выпуск готовой продукции в предстоящий период.

Во временном учете запасов получили применение тер­мины «максимальный желательный запас», «пороговый запас» и «неликвидный запас».

Максимальный желательный запас характеризует оптимальный уровень запаса, экономически обоснованный в приня­той системе управления материальными ресурсами. Он служит свое­образным ориентиром при расчете объема заказываемых ресурсов.

Пороговый запас характеризует такой его уровень, который определяет собой момент заказа новой партии материальных ресурсов.

Неликвидный запас образуется в результате ухудшения качества товаров, их морального износа. Они не пользуются спро­сом на рынке их сбыта.

Известен еще один вид запасов, называемый запасами в пути. К ним относятся материальные ресурсы, перемещаемые раз­личными видами транспорта. Эти ресурсы при доставке их желез­нодорожным и автомобильным транспортом иногда называют «за­пасами на колесах».

В зависимости от измерителей запасов их можно подразделить на:

абсолютные, измеряемые в натуральных показателях (тон­ны, штуки);

относительные, выраженные в периодах потребления (как правило, в днях и неделях) и показывающие обеспеченность пред­приятия, т.е. период, в течение которого может осуществляться ра­бота без дополнительных поставок.

Существует и такой показатель как запасоемкость, отра­жающая отношение величины запасов товаро-материальных ценно­стей к объему реализации продукции, работ или услуг. В торговых компаниях запасоемкость характеризует продажу товаров и товар­ные запасы. Рост запасоемкости характеризует рост спроса.

Главный фактор, определяющий величину товарных запасов — объем их потребления в единицу времени. Этот фактор играет глав­ную роль в выборе способа пополнения запасов. Известны два ос­новных способа их пополнения: транзитный и складской.

При транзитном способе пополнение запасов осуществ­ляется на основе договоров изготовителя и потребителя товарной продукции на «прямые поставки», минуя складские объекты посред­ников в системах оптовой торговли. Транзитные поставки, как пра­вило, связывают между собой крупных изготовителей и потребите­лей сырья и товарной продукции. Например, автомобильные заво­ды получают по договорам автошины непосредственно с шинных заводов, стальной прокат — с предприятий металлургии.

При складском способе пополнения запасов товарная продукция распределятся через складские объекты крупнооптовой и мелкооптовой торговли.

Оптовые склады распределяют продукцию широкого ассортимен­та различных производителей и, как правило, одного назначения. Такие склады заключают договоры с производителями продукции, приобретают оптовые партии и продают их «мелким оптом». Складс­кой способ пополнения запасов наиболее часто используется в тор­говле. Магазин имеет возможность приобретать небольшое количе­ство товаров широкого ассортимента по мелкооптовым ценам в од­ном месте, не заключая договоры непосредственно с предприятиями-производителями.

 

Затраты на содержание запасов

 

На любом предприятии раньше или позже приходится решать вопросы, обусловленные приобретением и хранением запасов, не­обходимых для обеспечения производственной деятельности. Если запасы значительны, то помимо расходов на их приобретение, воз­никают затраты и убытки, связанные с их содержанием — прямые затраты. Величины этих затрат и убытков зависят от сроков по­требления запасов, способов и условий их хранения. Указанные зат­раты и убытки имеют несколько составляющих: издержки на склад­ские и погрузочно-разгрузочные работы, охрану и страхование, по­тери от естественной убыли и обесценивания.

Складские издержки могут быть довольно значительными. Если за­пасы представляют собой скоропортящиеся продукты, то необходимы условия, которые обеспечивают требуемый температурный режим хранения, соблюдение нормативов воздухообмена. Например, при дли­тельном хранении мороженой рыбы, мяса нужно соблюдать темпера­туру не ниже минус 18 °С, а для хранения фруктов и овощей температу­ра на складе должна находиться в диапазоне от 3 до 5 °С. При хране­нии металлов, подвергающихся коррозии, на складах приходится поддерживать очень низкую влажность воздуха. Оснащение обычных складов холодильным оборудованием, устройствами обогрева, венти­ляции, осушения воздуха приводит к возрастанию складских издержек.

При приемке запасов на склад, выдаче их со склада, перемещениях внутри него возникают издержки на погрузочно-разгрузочные рабо­ты и складские операции по инвентаризации запасов, контролю их сохранности. В структуру затрат на содержание запасов входит опла­та привлекаемых страховых и охранных услуг. Размеры этой оплаты зависят от стоимости запасов, условий и сроков их хранения.

Содержание запасов часто сопровождается убытками, возникаю­щими в результате незначительной естественной убыли (норматив­ной потере веса), возможной порчи или утраты из-за нарушений ус­ловий хранения и доставки при перемещениях и грузовых операциях.

Наряду с прямыми затратами по содержанию запасов, имеют место и косвенные затраты. Под ними подразумеваются фи­нансовые потери, связанные с уплатой налогов и замораживанием средств предприятия, расходуемых на приобретение и поддержание требуемого уровня запасов. Все рас­ходы по содержанию запасов обычно соотносят с их стоимостью при получении и оценивают в процентах к этой стоимости.

В качестве примера приведем некоторые усредненные расходы по содержанию запасов скоропортящихся продуктов: страхование — 0,1%; складское хранение — 0,25%; налоги — 0,15%; погрузочно-разгрузочные операции — 1,2%; обесценивание — 5%; естественная убыль — 0,3%; порча — 8%; оплата банковского кредита — 6%; всего 21%. Из этих данных видно, что основные затраты и потери связаны с обесценива­нием и порчей запасов из-за нарушения сроков их хранения.

В случаях содержания дорогостоящих запасов, например, компью­терных запасных частей, структура затрат будет иной. Для хранения таких запасов не требуются большие складские площади и погрузочно-разгрузочные затраты, но обеспечение условий хранения и охрана вызывают значительные затраты. При хранении запасов на откры­тых площадках, например песка, основные потери происходят из-за его выветривания и вымывания атмосферными осадками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: