Тема: «Театрализованные игры»

Цель: изучение своеобразия, характеристики видов, педагогических условий и методики руководства театрализованными играми в разных возрастных группах.

Инструкция: 1.Изучите предложенный материал по теме.

Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные
инсценировки).
Герои литера­турных произведений становятся действующими лицами,
а их приключения, события жизни, измененные детской фан­тазией, - сюжетом игры.
Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а
значит, деятельность ребенка театрализованных игр предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается
творчество ребенка в этих играх? Право­мерно ли относить их к разряду
творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде все­го, что текст произведения для детей - только канва, в ко­торую они вплетают новые сюжетные линии, вводят допол­нительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, за­тем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые про­сились в теремок и обещали никого не обижать. Игра за­кончилась
дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную
сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не
видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ро­левой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама мо­жет быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В
театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания
определены содер­жанием произведения. Творчество ребенка проявляется в
правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуще­ствить, надо понять, каков
персонаж, почему так поступа­ет, представить себе его состояние, чувства, т. е.
проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания
произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и
прочно входят аудио­визуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведе­ний. Облегченному, потому что ему преподносится гото­вый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слу­шания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэто­му, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исклю­чения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, ко­торые показывают на детских утренниках) не столь рас­пространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой
подготовленности, которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию
искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать
интонации, осо­бенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо
научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль
произведения. Умение пред­ставить героя произведения, его переживания,
конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом за­висит от
личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впе­чатления об окружающей жизни,
тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребе­нок
должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой,
телодвижениями, жестами, вырази­тельной по лексике и интонации речью и т. п.).
Следователь­но, подготовленность к театрализованной игре можно опре­делить как
такой уровень общекультурного развития, на ос­нове которого облегчается
понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него,
про­исходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти
показатели не складываются стихийно, а фор­мируются в ходе
воспитательно-образовательной работы.

В самой природе театрализованной игры заложены ее
связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить
ее с игрой в театр. Такое соедине­ние будет успешным при условии, что дети
представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обя­занности.
Конечно, педагог может рассказать о театре, по­казать иллюстрации, однако
впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в
те­атр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побы­вав зрителями. На
помощь могут прийти родители, кото­рые, откликнувшись на просьбы, советы
педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый
театральный день в дошкольном учреждении: силами пе­дагогического и
обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить
спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объеди­нить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на осно­ве интересной деятельности, позволяющей каждому ребен­ку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Воспитание интереса к театрализованной игре, развитие твор­ческих способностей для ее организации и осуществления перспек­тивно в плане приучения детей к содержательному досугу. Привле­кая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи их ребенка, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра. Подго­товка домашнего спектакля требует определенного времени и мо­жет быть приурочена к какому-либо семейному торжеству, праздни­ку (юбилей дедушки, день рождения папы, дата свадьбы родителей). Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников и знакомых
сплачивают членов семьи, на­полняют их жизнь содержательной деятельностью,
радостными ожи­даниями. Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт
«артистической и театральной» деятельности ребенка, приоб­ретенный им в
дошкольном учреждении. Важно, чтобы они подчер­кивали компетентность ребенка,
обращаясь к нему за советом, по­мощью («Как вы в детском саду готовите
пригласительные билеты? Кто по-твоему лучше исполнит эту роль? Научи, как
сделать шапоч­ку для лисы»). Таким образом повышается уровень самоуважения
ребенка. Он чувствует свою значимость в семье, осознает умелость, эрудицию, что
благоприятно скажется на развитии в целом.

А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в пол­ном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего тем, что при разыгрывании спектакля в дея­тельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими сло­вами, их заботит результат, которого они добились. А ре­зультат - это то, как изобразили, как разыграли произве­дение. На достижение этого результата направлено внима­ние педагога и детей. Собственно в активном стремлении к
творческому исполнению произведения заключается воспи­тательное значение
театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально- игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытно­го педагога дети стремятся к художественному
изображе­нию литературного произведения не только как «артисты», исполняющие
роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты»,
обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Возможности приобщения дошколь­ников к творческой художественной деятельности в процес­се подготовки
театрализованной игры и ее хода чрезвычай­но высоки. Причем тем выше, чем
способнее педагог, по­тому что в деятельности, которая у него хорошо
получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особен­ностям, легче
увлечь детей, развить их таланты.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драмати­ческому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руко­водстве у детей формируются представления о работе ар­тистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понима­ние, что спектакль готовит творческий коллектив (все вме­сте творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осоз­нают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Поз­же это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

Есть много разновидностей театрализованных игр, от­личающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

Виды театрализованных игр.

В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произ­ведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использовани­ем настольного театра с объемными или плоскостными фи­гурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру)показывают сказ­ку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стен­довых
театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды. В такой игре могут использоваться два рода игру­шек-кукол с разным устройством и разной техникой вож­дения. В современном дошкольном учреждении чаще име­ются куклы типа исконно русской театральной игрушки - петрушки (театр петрушек). В практике такие игрушки чаще называются бибабо (театр бибабо). У этих игрушек перча­точный принцип устройства: кукла, полая внутри, надева­ется на руку (в головку куклы ребенок помещает указатель­ный палец, в рукава костюма – большой и средний, осталь­ные пальцы прижимает к ладони). Показывается спектакль из-за ширмы; кукловоды держат кукол над головой, поэто­му они имеют еще одно название - верховые.

В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревочки, зак­репленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необ­ходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, ка­кими способами показывать движения кукол (наклон, по­ворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали.

Педагогические условий  для развития театрали­зованных игр

1. С раннего возраста учить вслушиваться в художественное слово. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? -Шил»).

2. Воспитывать у детей интерес к драматизации, театраль­ной деятельности. С этой целью создавать специальные си­туации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сцен­ки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитате­ля) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т.д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А.Барто, «Про Маринку» Н.Забилы и др.) (Р.И.Жуковс­кая). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применя­ются разные виды театра: настольный, пальчиковый, дра­матизация с помощью фланелеграфа. Использование элемен­тов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей боль­шой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

3. На интерес к театрализованным играм у детей среднего и
старшего возраста влияют содержание произведения, вклю­чение их в ситуацию
театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям.
Укреплению ин­тереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой
работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей
подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе,
зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах теат­рального искусства,
об истории театра. Наконец, на протя­жении всего дошкольного детства интерес
поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подби­рать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение;

4. Заботиться об оснащении театрализованных игр. Следу­ет приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки- самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены се­мей воспитанников дошкольного учреждения. Бабушки мо­гут помочь в изготовлении костюмов, а папы - подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы, экраны для тенево­го театра и др. Раз в год (можно в марте в Международный день театра) желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками пе­дагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки, ко­стюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающи­ми театрализованные игры воспитанников. Хорошим допол­нением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых;

5. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей мораль­ной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, на­деленными выразительными характеристиками. В наиболь­шей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких ди­алогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои ска­зок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Глав­ный акцент в педагогическом руководстве театрализован­ными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.








































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: