Педагогическое руководство

Много полезных рекомендаций о приемах педагогичес­кого
руководства театрализованными играми содержится в работах Жуковской, Л. С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в
виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к
театрализованным иг­рам. При таком отношении функции воспитателя сводятся к
тому, чтобы предложить детям литературное произведе­ние и обеспечить
необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает
сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения
детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем,
как произнести слова, как выпол­нить действие. Он не замечает, что на
протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При фор­мальном
руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится
к минимуму.

В основу руководства театрализованными играми сле­дует
положить работу над текстом литературного произ­ведения. Р. И. Жуковская
советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

В старших группах перед игрой проводится беседа по со­держанию.
Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых
проявляются особенности пове­дения персонажей. Например, в сказке «Теремок»
каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой
отрезок дети фиксируют с помощью фиш­ки. Затем можно разделить полоску бумаги
на столько час­тей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить со­держание
каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по
пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления
лисы. Предлагается представить и рассказать, чем в это вре­мя были заняты
мышка, лягушка, заяц, еж, как подошла лиса к дому и т. д. Вопросы педагога
помогают детям понять изме­нения, произошедшие в поведении и настроении
обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том,
что делали персонажи, как делали, почему так делали.

Обогащению детей художественными средствами пере­дачи
образа способствуют этюды. Детям предлагают изоб­разить отдельные эпизоды из
прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную
избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном
предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их
диалоги, реплики, а затем - про­играть. В другом случае требуется выбрать любое
событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают,
какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения
под фрагменты му­зыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым
импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без
которых театрализован­ная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что- то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, вырази­тельно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ре­бенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры педагог, замечая бедность вырази­тельных
средств у кого-то из играющих, напоминает о чув­ствах, настроении героя в
данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась,
когда тебя Журавль в гости пригласил?»; «Наташа, вспомни, как Ля­гушка в
теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают
ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с
партнера­ми, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища,
мимику, речевые выразительные средства.

Организация театрализованной игры начинается с от­бора
произведения, в котором обязательно участвуют до­школьники. Малышей воспитатель
увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок».
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои
замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают,
что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность
попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются
о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

С целью усвоения последовательности событий, уточне­ния образов персонажей организуется разнообразная ху­дожественно-творческая деятельность: рисование, апплика­ция, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой ра­боте раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать подгруппами (не более 6 че­ловек). Каждая подгруппа получает задание, например, вы­лепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку. Таким образом отпадает необходи­мость в специальном запоминании текста.

Психологическому настрою на предстоящую игру слу­жит
оформительская деятельность детей: участие в подго­товке афиш, пригласительных
билетов, декорации, костю­мов и т.п. Чтобы в театрализованной игре участвовали
все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зри­тельный зал, кто
отвечать за музыкальное сопровождение спектакля (включать и выключать
магнитофон, руководить детским оркестром). С помощью педагога дети решают, кого
пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогический
и обслуживающий персонал. Приглашенным заранее вручают билеты.

Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрали­зованной
игре, поэтому хорошо, если есть возможность за­печатлеть ее с помощью
фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое
удоволь­ствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает
свои промахи, критически оценивает от­дельные моменты игры, что очень важно для
дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в
беседе по поводу игры, поскольку они по­буждают детей к комментариям, к
интерпретации.

Итак, основная цель педагогического руководства - бу­дить
воображение ребенка, создавать условия для того, что­бы как можно больше
изобретательности, творчества про­явили сами дети.

2. Выполните задания, указав Ф. И. студента. Дата выполнения 19.03.20г. Материалы отправить E- mail: son@vupedcol.ru (в указанный срок).


































































Задания

1. Докажите воспитательную ценность театрализованных игр.

2. Раскрыть педагогические приемы руководства театрализованной игрой.

2. Закончите схему:

- в сюжетно-ролевой игре ребенка привлекает процесс деятель­ности,

- в театрализованной игре ребенка привлекает...

Тесты

1.Что из перечисленного является примером театрализованных игр

А. Подвижная игра «Горелки»

Б. Игра по сказке «Теремок»

Г. Игра «Построим комнату для куклы Кати»

Д. Игра «В больницу»

2.Назовите вид игры, в котором дети разыгрывают в лицах литературные произведения.

А. Театрализованная

Б. Сюжетно-ролевая
В. Со строительным материалом

Г. Режиссерская

3.Какой возраст считается периодом расцвета игры- фантазирования?

А. Ранний возраст

Б. Младший дошкольный возраст

В. Старший дошкольный возраст

Г. Младший школьный возраст

4.Кто из ученых относит игры-драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка?

А. Е.О. Смирнова

Б. А.Н.Леонтьев

В. Л.С. Выготский

Г. О.М. Дьяченко

5.Требования, предъявляемые к произведениям для театрализованных игр.

А. Понятная для детей моральная идея

Б. Выразительные характеристики персонажей

В. Повторы ситуаций

Г. Все ответы верны

6. Приемы руководства театрализованной игрой это:

А. Знакомство с содержанием произведения по линии его специального разучивания.

Б. Использование этюдов

В. Разнообразная художественная деятельность (рисование, лепка, конструирование по произведению)

Г. Нет верного ответа

7.Какие особенности вы видите в театрализованной игре?

А. Готовый сюжет

Б. Не требуется никакой атрибутики

В. Дополнительная подготовка детей не осуществляется

Г. Все ответы верны

8.В каком виде представлены куклы бибабо?

А. В виде костюмов

Б. В виде перчатки

В. Герои, сделанные из дерева

Г. Герои, сделанные из меха

9.Что необходимо для организации театрализованных игр?

А. Строительный материал

Б. Декорации

В. Костюмы

Г. Все ответы верны

10.С какого возраста с детьми можно организовывать театрализованные игры?

А. 4года

Б. Ранний возраст

В. 6лет

Г. 7лет

11.Виды театрализованных игр?

А. Теневой театр

Б. Игра малой подвижности

В. Игра с правилами

Г. Настольные игры

12.Какая подготовка детей требуется для организации театрализованных игр?

А. Знание программы

Б. Физическая подготовка

В. Знание детьми своих ролей

Г. Все ответы верны

13.Какиекачества формируются у детей в процессе театрализованной игры?

А. Наблюдательность

Б. Отзывчивость

В. Ловкость

Г.Доброта

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: