Типовая структура курсового проекта и курсовой работы

Наименование разделов курсового проекта. Примерное кол-во стр. Наименование разделов курсовой работы. Примерное кол-во стр.
Титульный лист. (см. прилож.1) 1 Титульный лист. (см. прилож.1) 1
Оглавление. 1 Оглавление. 1
  Введение включает: · актуальность выбранной темы; · объект и предмет исследования; · цель и задачи проекта; · краткое описание структуры проекта. 2 Введение включает: · актуальность выбранной темы; · объект и предмет исследования · цель и задачи работы; · краткое описание структуры работы. 2
1. Теоретическая часть (в конкретном проекте имеет своё название)включает: · постановка и сущность изучаемой проблемы; · понятийный аппарат данного научно-практического исследования; · теоретические и практические пути (методы) решения данной проблемы, т.е. могут быть использованы как теоретические конструкты, так и обобщенный практический опыт; · вывод (обобщение) по материалу главы. 8-10 1. Теоретическая часть (в конкретной работе имеет своё название)включает: · постановка и сущность изучаемой проблемы; · степень проработанности проблемы в различных источниках; · понятийный аппарат данной научно-исследовательской работы; · обобщение отечественного и зарубежного опыта в решении данной проблемы (как положительного, так и негативного); · определение методических подходов к решению рассматриваемой проблемы; · вывод (обобщение) по материалу главы. 15-20
2. Аналитическая часть (в конкретном курсовом проекте должна иметь свое название): · краткая характеристика исследуемого объекта (организации, на примере которой исследуется проблема); · анализ фактического материала, в т.ч. системы управления в исследуемой организации; · определить место исследуемой проблемы на примере конкретного предприятия;  · вывод по материалу главы (описать все выявленные недостатки при анализе изучаемой проблемы на примере исследуемой организации).   8-10 2. Аналитическая часть (в конкретной курсовой работе должна иметь свое название): · анализ фактического материала по проблеме (может проводиться как на примере конкретной организации, так и на основе обобщенного, по периодической литературе, опыта организаций); · вывод по материалу главы (описать все выявленные недостатки при анализе изучаемой проблемы). 3. Рекомендации по решению исследуемой проблемы. (в конкретной работе должна иметь свое название, и может выступать как отдельная глава, так и параграф второй главы): · рекомендуемые мероприятия, которые должны быть направлены на решение выявленных в ходе анализа проблем; · аргументирована целесообразность предложенных рекомендаций.   15-20
3. Проектная часть (в конкретном курсовом проекте должна иметь свое название и может выступать только как отдельная глава): · разрабатывается комплекс взаимосвязанных проектных мероприятий, направленных на устранение выявленных проблем; · рассчитывается социально-экономическая эффективность проекта; · предлагаются мероприятия по внедрению проекта. 10-15 Отсутствует.  
Заключение: · обозначить дальнейшие направления исследования по данной проблематике; · обобщить выводы по главам (и/или параграфам) 2 Заключение: · обозначить дальнейшие направления исследования по данной проблематике; · обобщить выводы по главам (и/или параграфам) 2
Список использованной литературы. (не менее 15 источников) 2 Список использованной литературы. (не менее 25 источников) 2
Приложения.   Приложения.  

 

3. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

 

Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствии с кафедральной тематикой, содержащей как общетеоретические темы, так и темы, отвечающие потребностям практического управления персоналом организации.

В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы с обоснованием ее целесообразности, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой. В ходе выполнения курсовой работы должны быть сформированы профессионально значимые компетенции.

Сроки выбора темы курсового проекта (работы) и подачи заявления,  его подготовки и защиты определяются локальными распорядительными актами уполномоченных субъектов управления НИУ БелГУ и своевременно доводятся до сведения студентов.

После выбора темы курсовой работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой «Управление персоналом» с просьбой разрешить написание курсовой работы по выбранной теме. Предварительно выбранная тема курсовой работы согласовывается с научным руководителем. Совместно с научным руководителем, студентом разрабатывается индивидуальный график выполнения курсового проекта (работы). С этого момента считается, что студент приступил к написанию курсовой работы.

 

4.  ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

 

Титульный лист и оглавление выполняются на двух первых листах работы по определенной форме (Приложение 1).

 Оглавление должно быть развернутым, состоящим из нескольких глав в курсовой работе (2-3 главы) и курсовом проекте (3 главы), которые, в свою очередь, включают ряд параграфов (не менее двух в главе). Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Название главы не должно полностью совпадать с названием курсового проекта (в противном случае наличие нескольких глав становится излишним), а название параграфа – дублировать название главы.

Во введении обосновывается актуальность и значимость выбранной тематики. Здесь определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи курсового проекта(работы), обосновывается структура проекта(работы).

  Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент времени для решения конкретных управленческих проблем или задач. Освещение актуальности курсового проекта(работы) не должно быть многословным, оно может занимать до 0,5 стр. печатного текста.

 Актуальность можно раскрывать в одном из трех направлений:

1) полное отсутствие каких-либо исследований (отечественных и зарубежных) в данном направлении. В данном случае выполняемая студентом курсовой проект(работа) будет выступать как определяющая новое, ранее не исследованное направление;

2) недостаточная проработанность данной проблематики. Тогда курсовой проект(работа) как раз и направлены на преодоление этой недоработанности;

3) возможность решения практических вопросов управления на основе полученных в ходе учебно-исследовательской деятельности данных.

Например, актуальность курсовой работы на тему: «Пути повышения эффективности трудовым поведением персонала» раскрыта следующим образом:

Актуальность темы. Управленческие отношения весьма многогранны и процессы менеджмента многоаспекты, поэтому и проблема эффективности менеджмента является сложной и комплексной. Она подразумевает, прежде всего, выбор критериев, их измерение, выявление взаимозависимости и взаимообусловленности показателей для формирования моделей оценки эффективности, анализ результатов, комплекс мер по развитию менеджмента.

Эффективное управление предполагает максимально полное использование того широкого набора ресурсов, который имеется в распоряжении организации. Сегодня уже никому не надо доказывать, что из всех ресурсов главный ресурс - это люди. Но от людей можно получить высокую отдачу лишь при определенных условиях. Интерес российских менеджеров к совершенствованию работы с персоналом заметно возрос за последние три года. Сегодня очевидно, что совершенствование работы с персоналом – наиболее важный ресурс любой организации.

Встает проблема обеспечения эффективного функционирования системы управления персоналом, т.е. как определения критериев, так и поиска путей повышения эффективности управления персоналом и его трудовым поведением в частности, ведь реализация стратегических целей любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, называемых трудовым поведением, включающим в себя не только технические, но и поведенческие навыки.

Притом, что в условиях рыночных отношений конкурентоспособность предприятия обеспечивается, прежде всего, персоналом, нередко принято не уделять достаточного внимания работе с персоналом как средству повышения эффективности организации. Какими бы новыми ни были бы технологии и техника и благоприятными внешние условия, без персонала, готового и способного включать свою энергию, квалификацию в выполнение определенных функций, предприятие не сможет обеспечить высокую эффективность производства. Практика подтверждает, что человек является главной движущей силой в достижении целей, поставленных собственником и менеджером.

Проблему управления трудовым поведением персонала рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые и практики, например, такие классики менеджмента как Тейлор, Фоллет, Мейо, Скиннер, и современные – М.И. Магура, В.А. Спивак, С.В. Шекшня, Л.В. Карташова, М.Б. Курбатова и др.

В данной работе рассматриваются возможности улучшения деятельности организации на основе совершенствования внутренних факторов через призму работы с персоналом.

Так как курсовой проект(работа) представляют собой учебно-исследовательскую работу, а проведение исследования предполагает получение нового знания, то во введение можно включить и новизну результатов исследования. В курсовом проекте(работе) новизна исследовательских результатов носит субъективный характер и определяется только по отношению к студенту, выполняющему данную работу.

Объект исследования – это процесс или явление, избранные для изучения. Обычно объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. В этом случае предмет исследования это то, что находится в границах объекта, и именно предмет и определяет тему исследования.

Пример 1: Объект исследования в работе «Пути повышения эффективности управления трудовым поведением персонала» – трудовое поведение персонала. Предмет исследования: эффективность управления трудовым поведением персонала.

Пример 2: Объект исследования в работе «Анализ и оценка системы управления предприятием на примере ООО «Домострой»: система управления предприятием. Предмет исследования: оценка системы управления предприятием на примере ООО «Домострой».

Цель курсового проекта(работы) - главный, основной результат исследования. Цель исследования вытекает из формулировки темы работы и предмета исследования. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределенной форме: проанализировать, разработать, создать, изучить, исследовать, выявить, сформировать, определить и т.д. Точность и корректность постановки цели курсового проекта(работы) во многом определяет практическую значимость проведенного исследования.

  Задачи исследования представляют собой определенный алгоритм действий (пути достижения цели), необходимых для достижения поставленной в работе/проекте цели. В курсовом проекте (работе) задачи перечисляются именно в том порядке, в котором будут совершаться действия. Описанный алгоритм действий по достижению цели исследования позволяет увидеть логику работы, и значительно облегчают самостоятельную работу студентов.

Пример 1: Тема курсового проекта: “Совершенствование управления сбытовой деятельностью производственного предприятия», тогда

  « Цель работы: анализ методологических аспектов управления сбытом и разработка проекта совершенствования системы управления сбытом.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего круга задач:

· анализ имеющейся по данной проблеме литературы;

· анализ состояния данной проблемы на конкретном предприятии;

· определение методологического подхода к решению данной проблемы, выбор инструментария;

· краткая характеристика исследуемого объекта, анализ его производственно-хозяйственной деятельности, системы управления объектом исследования;

· определение причин, мешающих эффективному функционированию рассматриваемого объекта;

· определение направлений решения выявленных проблем;

· разработка проекта по усовершенствованию объекта исследования;

· организационное и финансовое обеспечение проекта;

· определение критериев оценки эффективности предложенного проекта;

· расчет социально-экономической эффективности проекта».

Пример 2. Тема курсовой работы: «Анализ и оценка системы управления предприятием на примере ООО «Торговый дом», тогда:

 «Цель работы – проанализировать и оценить систему управления на примере конкретного предприятия.

Исходя из цели исследования, необходимо определить следующие задачи:

· раскрыть понятие и сущность системы управления предприятием;

· изучить приёмы и методы, которые могут быть использованы при анализе и оценке системы управления конкретного предприятия.

· изучить основные компоненты аналитического инструментария системы управления предприятием;

· выработать критерии оценки системы управления с учетом специфических особенностей конкретного предприятия;

· изучить систему управления в её текущем состоянии;

· провести диагностику системы управления предприятием с позиции интенсивных факторов и резервов производства;

· определить факторы, способствующие росту эффективности организации за счёт совершенствования системы управления.»

 

При необходимости во введении можно привести краткий аналитический обзор литературы по теме проекта, в курсовой работе - степень проработанности данной проблемы является обязательным элементом. То есть необходимо перечислить отечественных и зарубежных исследователей, ученых, практиков, которые внесли наиболее значимый вклад в решение обозначенных проблем, как в теоретико-методологических аспектах, так и практических.

Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами.

  Основная часть должна обязательно включать три главы в проекте и может состоять из двух глав в курсовой работе.

Соотношение теоретической и практической части по объему в курсовом проекте - 30/70 %, в курсовой работе 60/40 %.

В первой главе проекта характеризуется выбранный объект исследования, ставится проблема, анализируется степень её теоретической разработанности, а также уровень её реализации в практике управления организацией. Раскрываются ключевые понятия исследования, т.е. даются определения, приводятся основные аксиомы, закономерности и др., являющиеся общепринятыми в рамках доминирующих концепций. Здесь необходимо провести критический анализ и на этой основе определить свой подход к решению данной проблемы, обосновывать собственную точку зрения автора по исследуемой проблеме. Эта глава служит теоретической базой для последующего исследования фактических данных и разработки практических рекомендаций. Завершается глава краткими выводами, позволяющими перейти к последующему изложению материала.

Данные аспекты аналогично отражаются и в первой главе курсовой работы. Подробно раскрывается степень проработанности проблемы, понятийный аппарат данной курсовой работы. Затем раскрываются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, сопоставляются позиции различных научных школ.

Обязательным элементом курсовой работы является обобщение отечественного и зарубежного опыта, причем как положительного, так и негативного. Следует определить все ключевые процессы (напр., управленческие, экономические, социальные и др.) составляющие основу изучаемой проблемы. Далее обосновывается собственная точка зрения автора по исследуемой проблеме, проводится анализ фактического материала, что может найти отражение во второй главе курсовой работы. Тогда в третьей главе определяются пути решения проблемы конкретного объекта, оценивается их целесообразность. Однако круг рассматриваемых вопросов во второй и третьей главе может быть объединен одной главой. Таким образом, необходимым условием является наличие в курсовой работе двух частей – теоретической и практической.

В курсовой работе рекомендуется увязывать рассмотрение основных теоретических положений с конкретными примерами из хозяйственной практики, ситуациями из периодической печати. Так, в ходе анализа конкретного фактического материала могут содержаться ссылки на передовой опыт отечественных и зарубежных организаций (бенчмаркинг), подтверждающий негативные моменты в деятельности анализируемого объекта. 

Во второй главе проекта   также проводится анализ фактического материала по следующему алгоритму.

Во-первых, приводится справка (в т.ч. ключевые исторические данные), характеризующая объект исследования (организацию). Рассматриваются основные показатели его деятельности, которые позволяют, например, оценивать конкурентоспособность организации, финансовую устойчивость, рыночный сегмент, занимаемый данной организаций. Дается характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Во-вторых, кратко анализируется состояние производственной системы (если таковая имеется на предприятии), а также состояние системы управления исследуемого объекта. Здесь необходимо раскрыть основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на состояние исследуемой проблемы. Для этого необходимо обозначить:

· какие показатели (количественные и/или качественные) исследуются,

· каким образом получена информация для анализа (из каких плановых, учетных, отчетных, статистических и других документов организации, а также данных опроса, наблюдений, экспертных оценок)

· каким способом анализируется состояние показателей (сравнение, упорядочение, моделирование, оценка и др.).

Таким образом, разработав методику проведения анализа, во второй главе проводится анализ собранных материалов.

В-третьих, на основании анализа, указываются причины, мешающие эффективному функционированию рассматриваемого объекта. В тезисной форме следует описать все недостатки, выявленные при анализе состояния изучаемой вами проблемы по теме курсового проекта.

Необходимый материал для анализа должен быть собран в ходе ознакомительной, производственной и др. практики или материалах той организации, в которой работает студент (для заочников).

В третьей главе проекта определяются решения проблемы конкретного объекта, оценивается их эффективность. Проектная часть представляет собой комплекс проектных мероприятий, которые должны вытекать, прежде всего, из результатов анализа и быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части курсового проекта. Проектные мероприятия, должны быть направлены на решение проблемы по выбранной теме, и носить конкретный характер, иметь соответствующую проработку, в т.ч. расчет социально-экономической эффективности. Выводы и предложения этой главы должны иметь научное обоснование и возможность практического подтверждения. Разрабатывается план мероприятий по внедрению проекта.

Круг рассматриваемых в проекте(работе) вопросов определяется поставленной целью и характером изучаемой проблемы. При их изложении каждый последующий вопрос должен быть логично связан с предыдущим.

После того, как главы основной части сформированы в соответствии со структурой проекта(работы), следует их отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.) и написать выводы к соответствующей главе. Вывод по каждой главе должен содержать изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа, исключающего простое перечисление некоторых положений. Далее составляется заключение по всей работе.

В заключении отражаются полученные в проекте(работе) научные и практические результаты, раскрывается уровень достоверности решения поставленных задач и область возможного использования рекомендаций, обозначаются дальнейшие направления исследования данной проблемы, обобщается материал проекта(работы).

Список использованной литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую автор ссылается в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях.

Приложения. Данный элемент структуры проекта(работы) не является обязательным. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, что существенно затруднило бы чтение основной части. Поэтому в тексте достаточно сослаться на информацию, включенную в приложение. При написании курсового проекта в приложении может быть вынесена документация, отражающая анализ производства и управления, рабочая проектная документация (напр. Положения об отделах/ о премировании, штатное расписание, должностные инструкции и др. организационная документация).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: