Краткое изложение теоретических вопросов
Предмет и задачи селекции
Слово "селекция" произошло от лат. "selectio", что в переводе обозначает "выбор, отбор".
Селекция - это наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных. Теоретической основой селекции является генетика. Порода, сорт, штамм - это искусственно полученные популяции животных, растений, грибов, бактерий с нужными для человека признаками.
Задачи селекции: выведение новых сортов и пород с нужными для человека свойствами: высокой продуктивностью, определенными качествами продукции, невосприимчивых к болезням, хорошо приспособленных к тем или иным условиям роста.
Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.
Работы В.И. Вавилова
Первыми разработали научные основы селекционной работы русский ученый Н.И. Вавилов и его ученики. Установили закономерности: разные культуры растений имеют свои центры разнообразия (см. таб.10), где сосредоточено наибольшее число разновидностей, разнообразных наследственных уклонений; не во всех географических зонах культурные растения обладают одинаковым разнообразием.
Таблица 10
Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивание
Название центра | Географическое положение | Окультуренные растения |
Южноазиатский тропический | Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии | Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др. |
Восточноазиатский | Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань | Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, ревень, корица, олива и др. |
Юго-Западноазиатский | Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия | Мягкая пшеница, рожь, лен, репа, морковь, чеснок, виноград, бобы, абрикос, груша, горох, дыня, овес, ячмень, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех |
Средиземноморский | Страны по берегам Средиземного моря | Капуста, сахарная свекла, маслина клевер, люпин, лук, горчица, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. |
Абиссинский | Эфиопское нагорье Африки | Твердая пшеница, ячмень, арбуз, кофейное дерево, сорго, бананы, нут, клещевина и др. |
Центральноамериканский | Южная Мексика | Кукуруза, хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др. |
Южноамериканский | Южная Америка вдоль западного побережья | Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, садовая земляника и др. |
Вавилов Н.И сформулировал в 1920 году закон гомологических рядов наследственной изменчивости: «Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть существование параллельных форм у других родственных видов и родов».Закон позволяет предсказать существование дикорастущих растений с признаками, ценными для селекционной работы.
3. Основные методы селекции. рис.17.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы (письменно ):
1. Охарактеризуйте и раскройте сущность первого этапа селекции.
2. Какой вклад внес Н.И. Вавилов в развитие селекции как науки?
3.Объясните закономерности географического расположения центров многообразия и происхождения культурных растений.
4. В чем преимущества индивидуального отбора перед массовым?
5. В чем сущность и какова цель отдаленной гибридизации растений?
6. Каково значение полиплоидии в селекции растений?
7. Какие вам известны мутагенные факторы и какова их роль в создании новых сортов растений?
8. Почему в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?
9. Каково биологическое значение гетерозиса?
10.Сравните между собой внутривидовую и отдаленную гибридизацию, выявите черты сходства и различия
11. Что такое полиплоидия и каково ее применение в селекции?
12. Какой вклад внес И.В. Мичурин в развитие селекции?
13. Объясните механизм искусственного мутагенеза, его молекулярные основы.
Урок № 16. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития
Урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=KsPPiTnH-gA
Основные понятия и термины по теме: биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование, трансгенные клетки