Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивание

Краткое изложение теоретических вопросов

Предмет и задачи селекции

Слово "селекция" произошло от лат. "selectio", что в переводе обозначает "выбор, отбор".

  Селекция - это наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных. Теоретической основой селекции является генетика. Порода, сорт, штамм - это искусственно полученные популяции животных, растений, грибов, бактерий с нужными для человека признаками.

Задачи селекции: выведение новых сортов и пород с нужными для человека свойствами: высокой продуктивностью, определенными качествами продукции, невосприимчивых к болезням, хорошо приспособленных к тем или иным условиям роста.

Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.

Работы В.И. Вавилова

Первыми разработали научные основы селекционной работы русский ученый Н.И. Вавилов и его ученики. Установили закономерности: разные культуры растений имеют свои центры разнообразия (см. таб.10), где сосредоточено наибольшее число разновидностей, разнообразных наследственных уклонений; не во всех географических зонах культурные растения обладают одинаковым разнообразием.

Таблица 10

Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивание

Название центра Географическое положение Окультуренные растения
Южноазиатский тропический Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др.
Восточноазиатский Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, ревень, корица, олива и др.
Юго-Западноазиатский Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия Мягкая пшеница, рожь, лен, репа, морковь, чеснок, виноград, бобы, абрикос, груша, горох, дыня, овес, ячмень, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех
Средиземноморский Страны по берегам Средиземного моря Капуста, сахарная свекла, маслина клевер, люпин, лук, горчица, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др.
Абиссинский Эфиопское нагорье Африки Твердая пшеница, ячмень, арбуз, кофейное дерево, сорго, бананы, нут, клещевина и др.
Центральноамериканский Южная Мексика Кукуруза, хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.
Южноамериканский Южная Америка вдоль западного побережья Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, садовая земляника и др.

Вавилов Н.И сформулировал в 1920 году закон гомологических рядов наследственной изменчивости: «Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть существование параллельных форм у других родственных видов и родов».Закон позволяет предсказать существование дикорастущих растений с признаками, ценными для селекционной работы.

3. Основные методы селекции. рис.17.

Домашнее задание:

Ответить на вопросы (письменно ):

1. Охарактеризуйте и раскройте сущность первого этапа селекции.

2. Какой вклад внес Н.И. Вавилов в развитие селекции как науки?

3.Объясните закономерности географического расположения центров многообразия и происхождения культурных растений.

4. В чем преимущества индивидуального отбора перед массовым?

5. В чем сущность и какова цель отдаленной гибридизации растений?

6. Каково значение полиплоидии в селекции растений?

7. Какие вам известны мутагенные факторы и какова их роль в создании новых сортов растений?

8. Почему в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?

9. Каково биологическое значение гетерозиса?

10.Сравните между собой внутривидовую и отдаленную гибридизацию, выявите черты сходства и различия

11. Что такое полиплоидия и каково ее применение в селекции?

12. Какой вклад внес И.В. Мичурин в развитие селекции?

13. Объясните механизм искусственного мутагенеза, его молекулярные основы.

Урок № 16. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития

 

Урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=KsPPiTnH-gA

Основные понятия и термины по теме: биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование, трансгенные клетки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: