Способы моделирования

Существует три универсальных способа моделирования окружающего мира. Аналогичные способы используются и при создании вербальной модели мира, когда мы описываем то, что окружает нас. Здесь также функционируют некие познавательные группы фильтров, облегчающие человеку восприятие мира, помогающие его сознанию, ограниченному в собственных возможностях, справиться с лавиной информации, превратить поступающие сведения в события, которые укладываются в памяти, в навыки. Затем он может с успехом использовать их в собственной жизни.

Бэндлер и Гриндер назвали эти способы универсальными процессами человеческого моделирования. К ним относятся: обобщение, или генерализация; упущение, или исключение; искажение. Во многом они действуют неосознанно и являются не чем иным, как способами, привычками нашего восприятия. Принципы моделирования работают в тесном сотрудничестве друг с другом и не могут существовать по отдельности, поскольку становятся функциями человеческого восприятия. Воспринимая окружающий мир, мы моделируем его. Мы создаем некое собственное представление о том, что происходит вокруг и внутри нас. Эта модель может отличаться от реального мира, более того - обязательно должна отличаться, но она удобна для нас, поскольку является нашей собственной уменьшенной копией мира, предназначенной для того, чтобы нам лучше в нем жилось.

Моделирование - способ адаптации человека к миру. При этом оно может проявляться на разных уровнях - на уровне восприятия, на уровне мышления, речи и поведения человека. Наблюдая за человеком, мы выявляем основные тенденции и особенности его способов моделирования. Прежде всего моделирование ориентировано на чувствительный опыт, который приходит к нам во всем многообразии. Иначе говоря, мы сами определяем мир, в котором живем, мы создаем его на основе наших выводов, убеждений, иллюзий, и от того, какой мир мы создали, он будет радовать нас или огорчать. Обычно задачей психотерапии становится выяснение модели мира человека и удаление ее противоречий с реальным окружающим миром. Основной задачей моделирования, таким образом, является создание модели мира, полезной для данного человека.

Опущение - наиболее интенсивный процесс моделирования окружающего мира. Человек получает миллионы единиц информации каждую секунду, а использовать может только семь плюс-минус две единицы. Если бы он попытался использовать все, что происходит, то сознание оказалось бы блокированным, как узкая дорога, перегороженная автомобильной пробкой. Человек перестал бы реагировать, что-либо воспринимать, да и просто жить.

Выше уже говорилось о фильтрах восприятия - неврологических, индивидуальных, социальных. Именно они служат основой для процесса опущения, удаления информации. В опущении можно выделить два механизма. Первый - естественный, не зависящий от человеческих усилий; второй - произвольный, когда человек обращает свое внимание на что-либо, естественно, выпуская из внимания все остальное. Однако, опуская единицы информации, безусловно, человек защищает себя от полноты восприятия. При этом он может забывать то, что обещал сделать, может не заметить знаков внимания, которые оказываются ему, и многое другое. Даже если он переживает события совместно с другим человеком, нередко оказывается, что их восприятия сильно отличаются друг от друга. Читая книгу, человек часто пропускает описание природы или какие-то тонкости разговора героев, затем, перечитывая книгу вновь, он с удивлением обнаруживает пропущенные им детали. Если человек больше занят собой, он отвлекается от окружающего мира. Он погружен в себя, его сознание занято тем, что принимает информацию изнутри, из воспоминаний, мыслей. Очень часто это приводит к отключенности от внешнего мира и способствует формированию транса. На психотерапевтическом приеме пациент может быть настолько занят собственными мыслями и эмоциями, что пропускает указания и команды психотерапевта, а это сказывается на качестве проводимых техник. При этом важно, чтобы психотерапевт предполагал возможность такого опущения и при необходимости брал на себя смелость проверить, как субъект воспринял его наставления.

Генерализация, или обобщение - один из способов обучения человека: воспринимая мир в качестве конкретных ситуаций и событий, он делает из них вывод, который в последующем будет сопровождать его жизнь. Например, ребенок учится держать ложку. Вначале он удерживает ее с трудом, пальцы разгибаются, ложка падает, но затем этот процесс становится настолько привычным, что человек не задумывается о том, как держать ложку, как ее взять, как точно донести ее до рта и т. п. Более того, человек быстро научается выделять предметы мебели, выделять людей, животных и многое другое. Один раз научившись, он пользуется этим долгое время. Описывая историю своей жизни, человек также может использовать генерализацию. Рассказывая о том, что вся его жизнь была сплошным несчастьем, он выбрасывает из нее счастливые моменты или пытается привести их к какому-то общему печальному знаменателю.

Примером патологической генерализации также служат фобии. Один раз испугавшись чего-то в темноте, человек на всю жизнь сохраняет боязнь темноты. Это приводит к тому, что его жизнь подчиняется определенным правилам. В темное время суток он должен находиться дома или просить кого-то сопровождать его. Обычно для подобной мощной генерализации нужно, чтобы травмирующее событие носило довольно интенсивный характер или же чтобы психика человека была готова воспринять событие именно таким образом.

Генерализация, уходя корнями в прошлое, ориентирована на настоящее, даже будущее человека, поскольку на ней основана способность к определенному виду поведения в различных ситуациях, даже в тех, что еще не встречались в жизни человека, но имели некое подобие. Генерализация напрямую связана с опущением: опираясь на нее, можно опускать различные детали нынешнего опыта человека, ссылаясь на общие принципы поведения в сходных ситуациях, с похожими людьми.

Генерализация связана с процессом укрупнения, когда на основании отдельных фактов мы строим одну общую концепцию, включающую как представленные факты, так и иные события, которые могут возникнуть в будущем.

Искажение - третий универсальный способ, используемый в моделировании. На нем основаны все виды творчества, новаторство, способ приспособления человека к жизни, постоянно меняющейся и разнообразной. Особенно заметна ценность искажения при сравнении фотографии и картины. Фотография точно отображает то, что происходило в определенный момент времени перед объективом фотоаппарата, однако картины всегда ценились выше, поскольку в них основным было не то, что изображено, а внутреннее понимание событий художником. На картинах может быть вообще нечто, не имеющее места в реальной жизни, однако фантазия художника представляет для нас особую ценность, поскольку за ней стоит внутренний мир, готовность изменить то, что замечено им в мире реальном. Любые фантазии и мечты построены на феномене искажения, когда человек, воспринимая окружающее его время, людей, события, трансформирует их в своей голове в нечто иное, опираясь, однако, на то, что видит, даже если он этого и не осознает.

Принципы искажения хорошо прослеживаются в детской игре в «испорченный телефон», когда один называет другому какой-либо предмет или говорит фразу, не имеющую смысла, и просит пересказать ее следующему игроку. Фраза либо произносится нечетко, либо передать ее нужно другими словами, и поэтому то, что слышит третий от второго, уже отличается от того, что слышал второй от первого, и т.д. Когда в группе играющих семь-десять человек, то последний из них получает настолько искаженную версию того, что сказал первый, что первый сам может не узнать информации, которую он передал второму.

Принцип искажения хорошо выражен в семейной психотерапии, когда психотерапевт просит супругов рассказать о своей семейной жизни. Каждый из них представит собственную версию случившегося, собственную версию их жизни, каждая из которых сильно отличается от другой, поскольку будет основана на восприятии, убеждении и ценностях разных людей. И задачей психотерапевта в подобной ситуации становится не поиск истины, а попытка свести две модели восприятия себя и собственной семьи в одну или сблизить их, привести к взаимопониманию.

Феномены искажения особенно заметно представлены в психиатрической практике, где на них основаны иллюзии, нарушения восприятия себя и многое другое.

Искажение напоминает путешествие в «королевство кривых зеркал», где каждое зеркало показывает человеку нечто иное, что существует на самом деле. И человек, бродящий по этому королевству, отучается видеть реальный мир, он не верит, что бывают стройные деревья и красивые люди.

Все три универсальных процесса моделирования могут привести человека как к адаптации, так и к дезадаптации. Они могут быть полезными и неполезными. Очень часто в психотерапии мы сталкиваемся с последствиями именно таких процессов. При этом следует помнить, что данные процессы наблюдаются как при восприятии окружающего мира с окружающей действительностью, так и при восприятии воспоминаний при воспроизведении мыслей из памяти человека, которые реализуются через язык, формируя для нас модель реальности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: