Репрезентативные системы

Человек воспринимает окружающий мир через системы и органы чувств. Всего описано пять систем восприятия: визуальная система, или зрение; аудиальная, или слух; кинестетическая система, которая представлена многочисленными рецепторами, разбросанными по всему телу человека (сюда относятся рецепторы, отвечающие за ощущения тепла и холода, за ощущения боли, рецепторы собственно мышечного чувства и многие другие). Отдельно выделяется ольфакторная система, или система обоняния, и густаторная система, или вкус. Таким образом, когда говорят о том, что человек узнал нечто «шестым» чувством, то, скорее всего, речь идет об интуиции.

Системы восприятия окружающего мира обладают неврологическим основанием, они имеют периферические отделы, клетки, на которых основано непосредственно восприятие раздражения, передающие пути и центральное представительство в головном мозге, где эта информация обрабатывается и фиксируется. Периферические отделы данных систем всегда готовы для восприятия информации, даже когда мы спим или отвлекаемся. В каждый момент времени мы можем пользоваться информацией от всех пяти систем. Более того, когда мы вспоминаем или представляем что-то, то есть обращаемся к нашему опыту или фантазии (внутреннему восприятию), мы также используем данные репрезентативные системы в их внутреннем выражении.

Под репрезентативной системой подразумевается система восприятия кодирования информации, которую мы используем для репрезентации собственного опыта. Репрезентативные системы могут проявляться через язык человека. Любой опыт, полученный нами и имеющийся в нашем восприятии, можно воспроизвести с помощью лингвистических приемов. Лингвистика служит для проявления и представления опыта человека. Кроме того, языковая система может быть самостоятельной мета-системой, направленной на координацию деятельности чувственных репрезентативных систем; она может создавать систему опыта, убеждений и ценностей человека, создавать настройку фильтров. У каждого человека есть свои предпочтения в проявлении репрезентативных систем, проявляющиеся в наиболее частом их использовании. Кто-то предпочитает воспринимать мир через визуальную систему и применяет ее для кодирования собственного опыта, даже иногда полученного в других системах. Та система, с помощью которой легче воспринимать окружающий мир, реконструировать собственные воспоминания и создавать представления о будущем, будет ведущей репрезентативной системой. Как правило, мы применяем ее чаще, чем другие; более того, когда у нас есть выбор для применения, мы всегда выбираем именно ее.

Гриндер и Бэндлер под ведущей репрезентативной системой имели в виду систему, которой индивид обычно пользуется для того, чтобы ввести информацию из бессознательного в свое сознание, то есть такую систему, с помощью которой он обычно репрезентирует мир и свой опыт самому себе.

Люди обычно пользуются не одной, а несколькими репрезентативными системами, применяя их в различных жизненных ситуациях, когда на бессознательном уровне они решают, что для данного функционирования удобна именно данная репрезентативная система. Существует много способов определения собственной репрезентативной системы и у другого человека. Если речь идет о вас, определение облегчается тем, что вы сами в состоянии оценивать себя, не прибегая к вербализации и помощи специалиста. Может быть, достаточно представить свой отдых на море, когда высоко в небе стоит яркое солнце. Крики чаек, пронзительные и редкие, сопровождаются ароматом морского воздуха, который приносится порывами ветра, теплого, но все равно охлаждающего нагретую под солнцем кожу. Небо от палящего солнца - светло-голубое, даже серое; на зеленоватых волнах, приближающихся к берегу, начинают появляться белые барашки пены, гребни волн загибаются и падают на берег, а затем, шурша, откатываются, оставляя в воздухе привкус соленых брызг и шорох воды, убегающей с мокрого песка. Голоса людей еле доносятся из знойного марева, и только песчинки покалывают ваше тело, привычно и поэтому еле заметно...

Возможно, когда вы прочитали о летнем отдыхе на море, у вас появились определенные образы, звуки или ощущения. Это произошло потому, что в вашем опыте имеются подобные воспоминания, и, возможно, то, что возникло раньше - звук, образ или ощущение, - и является вашей ведущей репрезентативной системой. Даже если вы никогда не были на море, то, читая описания морского отдыха, вы смогли составить себе представление о нем, опираясь на отдельные факты из разных эпизодов вашей жизни. Из этого примера становится понятно, что человек легко пользуется как вспоминаемыми фактами, так и конструкцией собственного представления, прибегая к тем же самым неврологическим субстратам, которые требуются ему для запоминания, использует те же самые неврологические пути.

Представления так же хорошо запускают наши реакции, как и реальные события. Например, человеку достаточно представить себя в опасной ситуации, чтобы чаще забилось сердце, участилось дыхание, появилось мышечное оцепенение. Достаточно представить себе лимон или услышать, как кто-то произносит это слово, чтобы во рту появилась кислинка и усилилось слюноотделение. Ольфакторную и густаторную репрезентативные системы часто объединяют с кинестетической. Это связано с тем, что у данных систем общие корни, они развивались в филогенезе человека практически одновременно и имеют много общего. Поэтому когда говорят о репрезентативных системах, чаще всего имеют в виду три системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

По ведущей репрезентативной системе людей делят на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Примерно три четверти людей являются визуалами. Они пользуются визуальной репрезентативной системой как для восприятия окружающего мира, так и для создания своего внутреннего опыта на основе данной системы. Около 20% людей предпочитают для этих же целей кинестетическую репрезентативную систему, и лишь незначительное число - 2-3% - аудиалы. Люди не с самого рождения делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. До 6 лет дети в основном предпочитают кинестетическую систему восприятия. Достаточно вспомнить пристрастие детей тянуть в рот все, что попадает им в руки. Однако с 5-6-летнего возраста начинается дифференциация, которая завершается где-то к 10-12 годам, и в этот момент уже можно определить, насколько человек предпочитает ту или иную систему. Безусловно, он нередко использует все системы, но только одной оказывается явное предпочтение. Более того, информацию из других систем он будет тщательно перекодировать в свою. Например, визуал, находящийся в темной комнате и на ощупь продвигающийся по ней, все, что ощущает или слышит, переносит в визуальные образы, хотя реально он ничего видеть не может. Тем не менее комната для него будет наполнена визуальным содержимым. Для психотерапевта очень важен навык легкого перехода от одной репрезентативной системы к другой. Обычно этот навык выражается в присоединении к восприятию пациента его рассказа и в умении вести диалог и задавать вопросы в разных репрезентативных системах.

Как определить ведущую репрезентативную систему оппонента?

В первую очередь она определяется на основе лингвистических особенностей языка пациента. Мы можем отслеживать в нем предикаты - слова, характеризующие ту или иную репрезентативную систему. Человек, описывающий свою жизнь, говорит: «Я вижу сумрачный день, небо, покрытое густыми тучами, которые низко идут над серой землей, и крупные капли дождя летят навстречу земле». Так будет говорить визуал, описывая дождь, который он наблюдает. Аудиал станет рассказывать совершенно иначе, например: «Шум дождя за окном периодически сменяется шелестом листьев, колышущихся под порывами ветра, и лишь изредка доносятся звуки машин, далекие голоса людей, как отзвуки прошедшего дня». Кинестетик же опишет дождь по-своему, возможно, он расскажет, как капли падают на лицо, стекая со лба и пытаясь забраться в уголки глаз, и надо движением руки стереть воду с глаз, ощутить влажность на пальцах, прикосновение холодной ручки зонта к ладони, и мокрый воротник плаща, прикасающийся к шее, неприятно холодит ее. Уже по этим описаниям вы можете предположить, что человек имеет ту или иную репрезентативную систему. Рассказывая о чем-либо человек может говорить в разных системах, используя предикаты и визуальные, и аудиальные, и кинестетические, и здесь следует обратить внимание на то или иное предпочтение, на более частое использование тех или иных предикатов. Кроме того, когда человек рассказывает, важно уметь смотреть на него, на его лицо, жесты, мимику. Наблюдение за выражением глаз также нередко дает информацию об используемой репрезентативной системе. При этом подобный способ выявления репрезентативной системы полезен и в тех случаях, когда человек молчит и предикаты оказываются бесполезными. По движению его глаз можно понять, в какой системе он в данный момент думает.

Вопрос № 59

Основные понятия НЛП

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия в НЛП носит название модальности. Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи, которые использует человек.

НЛП называет пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию о внешнем мире, репрезентативными системами. Основных систем пять: визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая), кинестетическая (ощущения), обонятельная и вкусовая. Некоторые люди имеют внутренний голос, который создает внутренний диалог, у других перед внутренним взором постоянно проносятся картинки, у третьих — возникают ощущения из прошлого. Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому для одного мир — это прежде всего то, что он видит, для другого — то, что он слышит, для третьего — то, что он ощущает. Обычно у нас работают все репрезентативные системы, но мы осознаем их не в равной степени. Большая часть мышления всегда остается неосознанной.

Та репрезентативная система, которую мы чаще всего используем, называется в НЛП первичной (ведущий) репрезентативной системой. Для художника желательно, чтобы его ведущая репрезентативная система была зрительной и давала возможность создавать ясные сконструированные мыслительные картинки. Музыканту нужен тонкий слух, спортсмену и танцору — хорошо развитое кинестетическое осознание. Все психологические теории относятся к какой-либо репрезентативной системе. Психоанализ аудиален, рассчитан на слуховую систему (возможно, у Фрейда именно она была ведущей, ведь он мечтал стать писателем!); танцевальная психотерапия — кинестетична; гештальтисты, Юнг и психотерапия живописью предпочитают зрительные образы.

Зачастую человек прикосновениями или иными характерными жестами указывает на сенсорные системы, задействованные в процессе мышления. К наиболее типичным примерам относятся:

а) визуальные: прикосновения к уголкам глаз и жесты над глазами;

б) аудиальные: жесты в сторону ушей, прикосновения к губам или подбородку;

в) кинестетические: прикосновения к груди и животу, жесты ниже уровня шеи.

Движение глаз. Мыслительные процессы часто сопровождаются автоматическими бессознательными движениями глаз, что указывает на участие в процессе одной из репрезентативных систем. В НЛП данные признаки нашли свое выражение в следующей схеме:

Языковые паттерны. К предикатам относятся такие части речи, как глаголы, наречия и прилагательные, которые обозначают действия и качества в противоположность предметам. Предпочтение тех или иных предикатов, как правило, осуществляется бессознательно и, таким образом, речь выявляет процессы, происходящие в человеке, его глубинные структуры. Ниже приводится список наиболее типичных предикатов.

 

ВИЗУАЛЬНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

видеть слышать хватать

глядеть слушать прикасаться

наблюдать звучать чувствующий

ясный резонирующий твердый

яркий громкий тяжелый

рисовать выражать обращаться

смутный шумный грубый

высвечивать звонить соединять

показывать говорить двигаться

Человеческий мозг часто сравнивают с чрезвычайно сложно устроенным и быстродействующим компьютером. Можно также сказать, что в нем имеется несколько “кино- и фотокамер”, постоянно делающих и сохраняющих в памяти огромное количество снимков — черно-белых, цветных, слайдов и целых видеофильмов со звуком. Эти снимки, или мысленные образы, хранящиеся в “альбомах” и “библиотеках” нашего мозга, часто возникают в памяти, помогая или мешая нам. Наиболее впечатляющие данные о том, как мозг хранит воспоминания, а также зрительные и слуховые образы, приходят из области нейрохирургии. При операции на головном мозге или его коре пациент может не чувствовать никакой боли. Местное обезболивание используется на начальных стадиях операции, когда вскрывается черепная коробка; во время же непосредственной работы с мозгом пациент часто бодрствует. Во время нескольких операций на мозге, проводившихся с целью ослабления некоторых видов эпилептических припадков, доктор Уайлдер Пенфилд — нейрохирург из Монреаля — и его коллеги воздействовали на определенные отделы головного мозга слабым электрическом током, отчего у пациентов возникали образы прошлого. Иногда эти образы были зрительными, иногда — слуховыми, иногда одновременно зрительными и слуховыми. Раз за разом воздействуя на одну и ту же область мозга, можно было повторно вызывать один и тот же образ. Стимуляция некоторых отделов мозга приводила к тому, что пациент “слышал” музыку или “видел” мерцающий свет.

Создается впечатление, что люди, места, сцены, события и многочисленные моменты жизни “фотографируются” нашим мозгом и их “снимки” потом раскладываются по разным “полочкам” его коры. Слабый электрический стимул может вызвать в памяти случайный образ, но существуют еще миллионы других стимулов, способных оказать на нас то же самое воздействие. Слово “красный!”, фраза “жаркий летний день” или «лимон» породят разные образы причем, из разных репрезентативных систем, стоит только остановиться и сосредоточиться на них на мгновение. Естественно, в нашем сознании могут возникать тысячи случайных образов и ассоциаций, но значимые образы возникают так же легко. “Подумайте о лицах ваших родителей. Представьте их себе максимально ярко”. На несколько секунд сконцентрировавшись на этом значимом образе, вы, скорее всего, переживете множество чувств и эмоций, и у вас возникнет целый поток ассоциаций. В течение последних десяти лет появились новые данные, касающихся функций, выполняемых правым и левым полушариями мозга.

Всем известно, что правое полушарие мозга контролирует работу левой стороны тела, а левое — работу правой. Однако кроме этого левое полушарие отвечает еще и за логическое и аналитическое мышление, упорядочивание объектов, речь и вербальную деятельность, чтение, письмо. Левое полушарие в основном имеет дело с рациональным и логическим мышлением, с обработкой информации.

Правое полушарие выполняет, можно сказать, противоположные функции. Кроме управления левой стороной тела, оно отвечает еще и за понимание зрительных образов. Правая сторона мозга не занимается построением логических связей и последовательностей, она отвечает за целостное и синхронное восприятие и за выявление отношений между объектами. Правое полушарие связано с эмоциями, интуицией, пространственными отношениями. Кстати, в кинесиологии, о которой мы сегодня поговорим позднее, считается, что сначала всегда у правшей включается правое полушарие, и эта особенность учитывается в упражнениях для коррекции. У актеров, некоторых интуитивных философов, скульпторов и музыкантов правополушарные процессы могут быть очень хорошо развиты. Однако в целом наша система образования, уделяющая основное внимание развитию навыков чтения, письма и счета (т.е. по большей части работающая с левым полушарием), частенько обделяет вниманием правое. Выполнение упражнений с мысленными образами — это простой и прямой путь к установлению баланса и гармонии между правым и левым полушариями мозга. Подробнее об этом можно будет прочитать в разделе Тело, в статье про Кинесиологию.

Позиции восприятия
Позициями восприятия называются те основные точки зрения, которые могут быть приняты вами при рассмотрении взаимоотношений между вами и другим человеком.

Первая позиция. Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с видением окружающего мира вашими собственными глазами. С этой позиции вы говорите о себе в первом лице: “Я вижу”, “Я чувствую” и т.д.

Вторая позиция. Ассоциируется с точкой зрения, убеждениями и ценностями другого человека, с видением окружающего мира его глазами. С этой позиции вы говорите о себе самом в первой позиции во втором лице: “Вы видите”, “Вы чувствуете” и т.д.

Третья позиция. Ассоциируется с точкой зрения, лежащей вне взаимоотношений между вами и другим лицом, но с убеждениями и ценностями как первой, так и второй позиции. С этой позиции вы говорите о себе самом в первой позиции и о другом человеке в третьем лице: “Он находится”, “Они чувствуют” и т.д.

Метапозиция. Ассоциируется с третьей позицией, но разделяет убеждения и ценности только одной из двух других позиций восприятия.

Позиция наблюдателя. Ассоциируется с третьей позицией, но с разделяет предположения, убеждения и ценности первой и второй позиций восприятия.

Логические уровни процессов и организации
Люди часто упоминают о различных “уровнях” реагирования на происходящее. Например, некто может сказать, что один и тот же опыт был негативным на одном уровне, но позитивным на другом. В строении нашего мозга, в языке и системах восприятия существуют естественные иерархии или уровни сенсорного опыта. Роль каждого уровня заключается в организации и управлении информацией на нижележащем уровне. Какие-либо изменения на более высоком уровне неизбежно приведут к изменениям на нижележащих уровнях. Какие-либо изменения на более низком уровне могут (но не обязательно должны) сказаться на вышележащих уровнях. Антрополог Грегори Бейтсон выделил четыре основных уровня обучения и изменения, из них каждый последующий более отвлеченный, чем предыдущий, но обладает большим воздействием на индивида. Эти уровни соответствуют приблизительно следующему:

1. Факторы окружающей среды и окружение определяют внешние возможности или ограничения, на которые человек должен реагировать. Отвечают на вопросы «кто?», “где?” и “когда?”

2. Поведение складывается из особого рода действий и противодействий по отношению к окружающему миру. Отвечает на вопрос “что?”

3. Способности указывают направление поведенческим действиям и руководят ими посредством ментальной карты, плана или стратегии. Отвечают на вопрос “как?”

4. Убеждения и ценности обеспечивают [моральную] поддержку (мотивацию и разрешение), которая либо содействует, либо противоречит способностям. Отвечают на вопрос “почему?”

5. Идентичность определяет общую цель (миссию) и придает конкретную форму убеждениям и ценностям через наше ощущение собственного “я”. Отвечает на вопрос “кто?”

6. Духовный уровень соотносится с тем фактом, что мы являемся частью более масштабной системы, выходящей за рамки нашей собственной личности и распространяющейся на нашу семью, общество и глобальные системы. Отвечает на вопрос “кто еще?”

К уровню окружения причисляются также и особые внешние условия, при которых совершаются наши поступки. К поступкам, не имеющим какой-либо направляющей внутренней карты-отражения, стратегии или плана, можно отнести, например, реакцию коленного сустава, привычки, ритуалы и т.п. На уровне способностей мы можем выбирать, изменять и приспосабливать определенный класс поступков к более широкому спектру внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей — принимать, отвергать или генерализировать определенную стратегию, план или образ мышления. Идентичность, разумеется, консолидирует всю систему убеждений и ценностей в ощущение собственного “я”. По мере того, как каждый последующей уровень становится все более отвлеченным от поведения и сенсорного опыта, он начинает оказывать все более широкое воздействие и на модели поведения, и на опыт.

В НЛП часто используется постановка якоря. Якорение — это процесс, на первый взгляд напоминающий метод выработки “условных рефлексов” Павлова, связывающий звонок и слюноотделение у собак вне зависимости от того, получают они вслед за звонком пищу или нет. Однако в бихевиористской формулировке стимул всегда является внешним сигналом, а реакция — особым поведенческим актом. Их ассоциация рассматривается в качестве рефлексивной и не является предметом выбора.

Например, возникшая в памяти картина может стать “якорем” для конкретного внутреннего ощущения. Прикосновение к руке может стать якорем для визуальной фантазии или даже убеждения, тон голоса — для состояния возбуждения или уверенности. Человек может сознательно выработать и приводить в действие эти ассоциации. Якорь является средством самосовершенствования, а не просто бессознательным рефлексом. Очевидно, что якорение может стать очень полезным средством для выработки и усиления творческих процессов.

Чаще всего якоря вырабатываются путем простого совмещения во времени двух различных опытов. На уровне поведения ассоциации между двумя событиями, явлениями становятся более стабильными и закрепляются, если мы повторяем последовательность включения якорей несколько раз. Например, вы можете попросить кого-либо живо представить себе то время, когда он (или она) проявил необычные творческие способности, и похлопать его по плечу, когда он думает об этом. Если вы повторите это дважды или трижды, похлопывание по плечу будет автоматически вызывать у человека творческое состояние.

На данном этапе Нейролингвистическое программирование является одной из эффективных направление практической психологии и психотерапии, собравшей в себя лучший опыт всех психотерапевтических направлений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: