Структурные модели коммуникативной личности

Лекция 3. Коммуникативная личность и межличностная коммуникация

1. Коммуникативная личность: сущность и структура.

2. Свойства коммуникативной личности: коммуникативная компетентность и коммуникативный стиль.

3. Межличностная коммуникация: понятие, свойства, закономерности.

Коммуникативная личность: сущность и структура

 

В теории коммуникации различные авторы по-разному определяют понятие коммуникативной личности. Так, В. Конецкая понимает ее «как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации».

В. Кашкин определяет коммуникативную личность как «совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида».

При формулировании определения коммуникативной лично­сти следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. Тогда можно будет избе­жать как неточностей и двусмысленностей, так и излишне мно­гословных конструкций.

На наиболее общем, философском уров­не сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают. Это вытекает из постулата о том, что понятие личности помогает охарактеризовать в чело­веке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые он реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в процессах взаимодействия / комму­никации с другими людьми. Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся».

Таким образом, на социально-философском уровне катего­рии «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Это позволяет говорить о широком пони­мании категории «коммуникативная личность». В широком по­нимании термин «коммуникативная личность» эквивален­тен термину «личность».

Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

Коммуникативная личность (homo conmiunicatus) — это од­новременно «человек, общавшийся в прошлом,— субъект и про­дукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально — в настоящем» и «человек, общающийся потенциаль­но, — готовый к общению в будущем», В любой коммуникатив­ной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза — прошлая, настоящая и будущая / потенциальная коммуникация.

Наряду с понятием «КЛ» используется также термин «языковая личность». Понятие языковой личности используется в смежных с тео­рией коммуникации дисциплинах — языкознании, психолингви­стике, социолингвистике, социальной антропологии. В предмет­ную область этих наук входит проблематика, связанная с ролью антропогенных факторов в процессах динамики речевых струк­тур, с социальной дифференциацией речевых практик и т. п. И категория языковой личности является органичной для этих дис­циплин, используясь там для обозначения характеристик лично­сти, связанных с ее реализацией в речевой деятельности.

С точки зрения теории коммуникации языковая личность — это один из видов коммуникативной личности, коммуникативная деятельность которой выступает в форме речевой деятельно­сти. В структурном плане в рамках этого подхода языковая лич­ность воспроизводит все элементы коммуникативной личности, с той лишь оговоркой, что каждый из них ограничивается рамка­ми вербальной коммуникации.

Структурные модели коммуникативной личности.

В самом общем виде в структуре личности можно выделить две подсистемы — внутреннюю (мир сознания, включая само­сознание) и внешнюю (мир поведения). При этом ядром лично­сти как системы является переход, преобразование факта, ситу­ации, момента сознания в факт, ситуацию, момент поведения.

Коммуникативная личность, как и личность в целом, скла­дывается из двух подсистем — внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения).

Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, спо­собное реализовываться через выполнение функций как коммуникатора, так и реципиента. Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих:

— целемотивационный компонент — цели и мотивы лично­сти как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»);

— абилитационный компонент—коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («ком­муникативное могу»);

— когнитивный (или ресурсно-когнитивный) компонент — зна­ния, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функци­онирования личности как коммуникативного актора («коммуника­тивное знаю»);

— операциональный (или инструментальный, от англ. operational — практический, действующий, готовый к работе) компонент — коммуникативные навыки личности и ее уме­ния пользоваться когнитивными и прагматическими ресурса­ми для осуществления коммуникации («коммуникативное умею»).

Рассмотрим каждый из обозначенных компонентов деталь­но, тем более что каждый имеет собственную внутреннюю структуру.

Целемотивационпый компонент коммуникативной лич­ности («коммуникативное хочу») составляют цели и мотивы личности как субъекта коммуникации. Данный компонент от­ражает характеристики наличия, интенсивности и обусловлен­ности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание.

Именно цели и мотивы субъектов коммуникации в первую очередь задают направленность их взаимодействия. Таким об­разом, целемотивационный компонент является важнейшей составляющей личности, определяющей характер ее коммуникативного действия.

Личность в конкретной ситуации становится коммуникативной личностью в том случае, когда имеющаяся у нее актуализи­рованная потребность может быть удовлетворена не прямо, а опосредованно, через коммуникативное действие. Таким обра­зом возникает коммуникативная потребность — потребность в коммуникативном действии как способе удовлетворения некоторой базовой потребности субъекта. Уточняя дефиницию А. Соко­лова («Коммуникационная потребность — функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и реальным состоянием их сознания. Под состоянием сознания понимается содержание сознания, которое образуют знания, умения, эмоции и стимулы, контролируемые сознанием»), представляющуюся нечеткой из-за отождествления понятий «состояние» и «содержание» сознания, определим коммуникативную потребность как реакцию психики субъекта на несоответствие между своим наличным и комфортным состоянием, направленную на преодоление этого несоответствия через осмысленное информационное взаимодействие с психиками других субъектов.

Абилитационный (от англ. ability — способность, возможность сделать что-либо) компонент коммуникативной личности («коммуникативное могу») составляют коммуника­тивные возможности и способности личности. Здесь представлены психофизиологические и собственно психологические ха­рактеристики личности как субъекта коммуникации. Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых яв­ляются:

— перцептивность — способность перцепторной системы субъекта (органов чувств для индивидуального субъекта) вос­принимать сигналы внешней среды;

— рефлективность — способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

— скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

— внимательность, способность концентрировать внимание;

—кратковременная и долговременная память;

—способность к обработке массивов информации различ­ного объема;

—способность к эмпатии;

—обаяние — способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации;

—способность к интроспекции и коммуникативная рефлек­сивность — способность к наблюдению за своим коммуника­тивным поведением и к его анализу;

—трансмиттивность (от англ. transmiltion — передача, пе­ренос) — способность субъекта передавать сообщение;

— врожденные и приобретенные психологические качества, связанные со способностью к коммуникации, — темперамент, агрессивность, экстраверность / интравертность, локус контро­ля и т.д.

Ресурсно-когнитивный (от лат. cognito — познание) ком­понент коммуникативной личности («коммуникативное знаю»)— это освоенный личностью информационный ресурс в области организации и осуществления коммуникации, ее знания, обес­печивающие диапазон возможностей функционирования как коммуникативного актора. Данный компонент составляют зна­ния, полученные субъектом в ходе обучения, образования и са­мообразования. В структуру ресурсно-когнитивной составля­ющей входят:

—  знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обес­печивающих адекватное кодирование и декодирование информа­ции в ходе коммуникативного взаимодействия (овладение семан­тическим измерением семиозиса используемых языковых систем);

—  знание правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов (овладение синтаксическим измерением семиози­са используемых языковых систем);

—  знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях (ов­ладение прагматическим измерением семиозиса используемых языковых систем);

— знание основных элементов культуры / субкультуры социу­ма или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляет­ся взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т. п., для определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации;

— знание характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение;

— знание критериев и методов оценки собственной комму­никативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации.

Следует понимать, что названные составляющие ресурсно-когнитивного компонента коммуникативной личности у конкрет­ного субъекта коммуникации могут быть выражены по-разному, а некоторые, в силу пробелов в образовании или иных причин, отсутствовать вообще.

Операциональный (от англ. operational — практический, действующий, готовый к работе) компонент коммуникативной личности («коммуникативное умею») составляют ее прак­тические коммуникативные навыки и умения, связанные с ка­чеством воплощения абилитационного и когнитивного компонентов в реальных ситуациях субъект-субъектного ин­формационного взаимодействия. По существу, «коммуникатив­ное умею» означает умение субъекта пользоваться своими Возможностями («коммуникативным могу») и знаниями («коммуникативным знаю») для осуществления эффективного вза­имодействия с другими субъектами. Операциональный ком­понент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности. Структура операциональ­ной составляющей складывается из следующих элементов:

— умение определять характер и прагматические парамет­ры коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей ком­муникативных средств;

— практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умение кодировать и декодиро­вать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и не­вербальных средств для обеспечения эффективной коммуника­ции;

—  умение выстроить дискурс в соответствии нормами и пра­вилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации;

—  умение варьировать коммуникативные средства в про­цессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуника­тивной ситуации;

— умение выбирать каналы коммуникации, адекватные цели коммуникатора и релевантные ситуации взаимодействия;

—  умение наблюдать за своим коммуникативным поведени­ем и оценивать его (навыки коммуникативной интроспекции и рефлексии);

— умение оценивать коммуникативные практики и коммуни­кативную компетентность партнера по общению;

— умение идентифицировать коммуникативные шумы и барье­ры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоле­ния либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.

В результате можно построить трансакционную модель ком­муникативной личности.

«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»

В данной модели коммуникативная личность может высту­пать в любой коммуникативной функции: и как коммуникатор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному раз­ворачиваться и компоненты коммуникативной личности.

Коммуникативная личность реализуется в коммуникатив­ном поведении, которое представляет собой осмысленную по­следовательность коммуникативных действий субъекта в каче­стве как источника, так и получателя сообщений. При этом коммуникативное поведение — это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели по­средством коммуникации с другими субъектами. Коммуника­тивное поведение представляет собой единственную реальную форму бытия коммуникативной личности.

Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных дей­ствий.

Коммуникативная стратегия — это некая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств использу­ется для достижения цели субъекта коммуникации. Стратегия — общая схема, целеориентированная системно выстроенная ли­ния поведения, которая на тактическом уровне может даже вклю­чать в себя и отступления от цели в отдельных шагах.

Коммуникативная тактика есть способ реализации страте­гии, совокупность практических коммуникативных действий, направ­ленных на воплощение в жизнь отдельного направления или отдель­ного компонента стратегии. На уровне коммуникативной тактики субъект может делать ходы, на первый взгляд, не вписывающиеся в целевую ориентацию стратегического плана. Однако если мы имеем дело именно с тактикой, а не с коммуникативной ошибкой тактического плана, это отступление в конце концов должно приве­сти к реализации стратегического коммуникативного замысла.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: