IV. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Козлова

Наталия Константиновна

Учитель русского языка

 и литературы

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2

г.о.Тейково Ивановской области

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение………………………………………………………………2

Из истории вопроса…………………………………………………..3

Основная часть:……………………………………………………….4

Ø Методы, приемы, форма и организация обучения.

Ø Развитие связной речи в курсе обучения русскому языку.

Заключение……………………………………………………………9

Приложения…………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………..26

 

 

 

I. В В Е Д Е Н И Е.

В последние годы в образовательной политике России наметились существенные изменения. В центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире. Среди основных целей изучения русского языка в средней школе - «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения». Поэтому одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в средней школе является развитие речи учащихся как формирование коммуникативной компетенции, подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры.

Прослеживается тесная связь между развитием речи учащихся, уровнем общей культуры и требованием общества: школа должна формировать развитую языковую личность, способную анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Это основная задача современного филологического образования в школе.

Школа должна научить ученика правильному, умелому и сознательному использованию языковых средств. Тем более, государственная итоговая аттестация по русскому языку требует хорошей речевой подготовки школьников. Это и написание изложения(в 9 кл.), и выполнение творческого задания(в 9 и 11 кл.).

Написание сжатого изложения вызывает обоснованные затруднения у школьников, а задания части С (части 3) вызывает объяснимую тревогу не только у учащихся, но и у учителей. Этот вид работы еще не вполне привычен. есть еще одна трудность в заданиях итоговой аттестации в 9 классе: анализ выразительных средств языка.

В своей работе по развитию речи школьников я обращаю внимание именно на эти актуальные проблемы. Работа по развитию речи на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Поэтому моя методическая тема самообразования  - «Система работы по развитию связной речи в рамках формирования коммуникативной компетенции учащихся».

Цель представленной работы - обобщить накопленный в этой области опыт.

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА:

Развитие речи – особая область методики русского языка.

Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе.

Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане ее сопоставления с языком. Методисты различают изучение системы языка и изучение функционирования языка; изучение системы языковых понятий и изучение функционирования, применения, использования языковых средств «для взаимодействия с другими членами коллектива», для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращение к слушателю, побуждение его к действию. В сущности на этой основе вычленяется функционально – стилистический и содержательный план работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Основными задачами этой работы можно назвать формирование навыков правильной речи учащихся и формирование навыков хорошей коммуникативно-целесообразной речи. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» (Л.С.Выготский).

 

 

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Ø МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Давно доказана необходимость взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи. Это актуально особенно сейчас, с введением ГИА в 9-х и ЕГЭ 11-х классах. В чем же состоит такая взаимосвязь и каковы пути ее реализации?

1. Изучение языковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня: для слова – словосочетание, для словосочетания – предложение, для предложения – сложное синтаксическое целое.

2. Рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи, к тексту, к высказыванию. Этот подход позволяет раскрыть роль того или иного языкового средства (синонимов, контекстных антонимов, местоимений и т.д.) в организации текста.

Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи, затем учим пользоваться определенными языковыми средствами в речи. С этой целью на уроках русского языка проводятся различные упражнения, вершиной которых считается самостоятельное высказывание ученика – сочинение или изложение с творческим заданием

В процессе работы над различными по тематике высказываниями усваиваются нравственные, эстетические, этические нормы отношения к миру, расширяется общий кругозор учащихся:воспитывается не только культура чувств, но и умение словесно выразить свое отношение к тому, о чем идет речь в сочинении или изложении.

Для того чтобы ученики усвоили определенные знания по организации связной речи, учитель использует различные методы как репродуктивного, так и продуктивного типа: ученики усваивают и готовые знания, воспроизводят известные им способы деятельности и «добывают» самостоятельно новые знания. При этом учитель использует беседу, рассказ, работу над учебником, упражнения как средства реализации указанных методов обучения, форму организации познавательной и речевой деятельности учащихся.

Ø РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Работа по развитию речи состоит из двух частей: собственно уроки развития речи и занятия разработанных развивающих курсов. Одно дополняет другое: что не входит в основную программу, разбирается и отрабатывается на развивающих курсах. Основное направление моей работы в среднем звене – изложение и изложение с творческим заданием, так как в 9 классе именно этот вид работы представлен на экзамене.

В основе изложения лежит подражание образцу. С этого и начинаем работу. В 5 классе большинство упражнений по развитию речи носит подробный характер (Приложение 1).

Работа проводится в форме фронтальной беседы, обязательна орфографическая и пунктуационная подготовка. Практикуется частичный пересказ (отдельных наиболее трудных частей). Пересказы полных текстов я стараюсь не использовать, так как это может спровоцировать нежелательные ошибки в содержании.

На уроках выполняются задания типа: озаглавить отрывок, текст; определить основную мысль текста; составить план;  выделить ключевые слова и выражения. Начинаем работать над таким заданием: объяснить зависимость употребления определенных языковых средств от замысла автора.  Например, при изучении раздела программы «Лексика» работаем над подробным изложением повествовательного текста с элементами описания (Приложение 2). При анализе текста выясняем значение слов, используемых при описании птицы, выбираем из них те, которые наиболее точно помогут выполнить эту работу. Подбираем синонимы. Кроме того, вопросы по тексту требуют знаний по другим предметам, например, по природоведению.

Языковой анализ текста - один из важных компонентов подготовки к пересказу и изложению, а затем и к сочинению с опорой на прочитанный текст. Этот вид работы я продолжаю  на занятиях развивающего курса «Язык и человек» (Приложение 3). Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля текста, составление плана. Затем задаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

    Результатом взаимодействия уроков развития речи и развивающего курса является интерес учащихся к такому виду работы как изложение, отсутствие боязни перед ним, интерес к работе с текстом.

    Программа по русскому языку в 6 классе предполагает продолжение работы над подробным изложением. Эта работа усложняется дополнительными заданиями разных видов и разного уровня сложности (Приложение 4).

    Я практикую предварительную работу на черновиках, затем индивидуальные «консультации» с учителем на уроке (разбор недочетов в индивидуальном порядке, контроль исправленного варианта). Работа над изложением в 6 классе носит тот же характер, что и в 5 классе.

    Важным также является и самостоятельное словотворчество учащихся в порядке подготовки к работе над сочинением в будущем. Поэтому я продолжаю работу и на развивающем курсе «Слово и мы»(Приложение 5).

Занятия носят занимательный характер, но важность проводимой работы от этого не страдает. Основным методом работы по-прежнему является фронтальная беседа. При работе над сочинением большее внимание уделяется содержательной стороне, словарно-орфографической работе.

    В 7 классе уроки развития речи предполагают написание изложений и сочинений разных типов речи. Особое внимание обращается на тексты публицистического стиля, так как они вызывают наибольшее затруднение у учащихся в плане анализа и переработки, на анализ языкового строя текста, работая над вопросами такого типа: Для чего автор использует глаголы движения? Почему в предложении пропущен повторяющийся союз? Какую роль в тексте играют однородные определения, расположенные в определенной последовательности? Ученики вспоминают и используют сведения, полученные на занятиях развивающих курсов 5-6 класса, и опираются на материал развивающего курса 7 класса (Приложение 6).

    Важным «дополнением» к урокам является развивающий курс «Как проникнуть в тайны слова». На занятиях проводится элементарный анализ текста с точки зрения средств художественной выразительности. Средства выразительности, о которых речь идет в данной программе, полностью соответствуют требованиям к ученикам, готовящимся к сдаче выпускных экзаменов в 9-м классе в новой форме ЕГЭ (одно из заданий части А), а так же в дальнейшем и в 11 классе (задание В8). Ученикам 7-го класса предлагаются наиболее простые и легкие для усвоения аспекты анализа текста.

В основе занятий лежит проблемный вопрос: «Что такое?» Используя теоретические имеющиеся сведения и ключевые слова и выражения, учащиеся сами делают выводы по теме занятия (Приложение 7-8).

На уроках развития речи в 8 классе основным видом работы я выбираю сжатое изложение. В 9 классе ученикам в первой части экзамена необходимо выполнить именно этот вид работы, и чтобы он был хорошо отработан, считаю целесообразным подробно рассматривать методику работы над сжатым изложением уже  в 8 классе. Ученикам важно понять, что сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, в сжатом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий, все микротемы(Приложение 9).

Мы разбираем способы компрессии текста, учащиеся важно понять, что выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от особенностей текста. Им предлагается памятка «Как писать сжатое изложение» (см. Приложение 10)

Сжатые изложения носят обучающий характер (контрольное изложение только одно – в конце года), поэтому работа на уроке носит довольно подробный характер: фронтальная беседа по содержанию, выделение главной и второстепенной информации, обсуждение способов сжатия текстовых частей, работа на черновиках, индивидуальные «консультации», обсуждение наиболее удачных вариантов.

Работу по углублению и расширению знаний по строению, анализу и построению текста я продолжаю на развивающем курсе «Волшебный мир русского языка»(Приложение 11).

В 9 классе уроки развития речи носят контролирующий характер. Подробного анализа текста на уроке не происходит, беседа по тексту минимальна(Приложение 12).

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает в себя задание с развернутым ответом – сочинение – рассуждение (часть 3), которое пишется на основе прочитанного текста. Подготовка к сочинению выносится за рамки урока: на спецкурс, который так и называется «Подготовка к ГИА (часть С)».(Приложение 12)

Задание С2 – это рассуждение на лингвистическую тему. На первом этапе работы учащиеся должны понять, что нужно внимательно прочитать цитату, подумать, что можно написать, какие  аргументы подобрать. Ученикам предлагается памятка: «Общая последовательность работы над сочинением-рассуждением» (см. Приложение 13).

На занятиях «Композиция сочинения» подробно вспоминаем структуру рассуждения. Мы вспоминаем, что сочинение должно обладать смысловой цельностью, средством организации которой и является композиция. Учащимся предлагается алгоритм написания сочинения – рассуждения (Приложение 13). Важно обратить внимание учащихся на то, что каждая из указанных частей рассуждения представляет собой новый абзац.

Зачастую учащиеся не знают, как начать сочинение. Здесь могут помочь следующие памятки: «Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» (см. Приложение 14).

Необходимо обратить внимание и на речевое оформление сочинения. На занятии «Текстовые ошибки» учащиеся знакомятся с их разновидностями.

Такая система работы позволяет добиться неплохих результатов, что подтверждается положительной динамикой качества знаний учащихся

IV. З А К Л Ю Ч Е Н И Е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: