Памятка «общая последовательность работы над сочинением-рассуждением»

1. Внимательно прочитайте вопрос-задание.

2. Начните формулировать тезис.

3. Приступайте к доказательству (поиск языкового материала в тексте для использования в качестве примеров).

4. Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.

5. Переходите к выводу (для вывода достаточно одного предложения).

6. Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и обратите внимание на:

ü Соответствие теме

ü Является ли ваш текст сочинением-рассуждением

ü Абзацное членение

ü Наличие «связок» между частями

ü Точность передачи мысли

ü Грамотность письменной речи (соблюдение речевых и грамматических норм; орфография и пунктуация)

 

 

ПАМЯТКА «Алгоритм написания сочинения – рассуждения».

1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.

2. Привести различные доказательства(аргументы) этого тезиса; необходимо привести не менее двух аргументов из текста.

3. Сделать вывод-заключение, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).

 

Приложение 14.

ПАМЯТКА «Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

Началом сочинения может быть:

§ Фраза, принадлежащая герою дискуссии и ее комментарий («Знаки препинания только осложняют нам жизнь», - заявил Саша. Можно ли с этим мнением согласиться? Я думаю, нельзя, потому что…)

§ Согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора (Я согласен с мнением Миши, что без знаков препинания на письме не обойтись)

§ Вопрос (Зачем нужны знаки препинания?)

§ Вопрос-ответ (Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны!)

§ Собственное высказывание (Знаки препинания выполняют несколько важных функций.)

§ Предложение, констатирующее актуальность темы (Сегодня особенно важны знания о…)

§ Именительные темы (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ 6 КЛАССА.

ТЕМА УРОКА: обучение написанию выборочного изложения повествовательного текста с элементами описания пейзажа в разговорном стиле с изменением лица повествователя.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ВИД УРОКА: урок обучающего изложения.

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КЛАССА: средний.

 

ЦЕЛИ УРОКА:   

1. Учить отбирать и систематизировать материал, относящийся к теме.

2. Учить осмысливать роль пейзажа в повествовательном тексте.

3. Учить строить высказывание на основе собранного материала.

4. Учить устанавливать логическую последовательность частей текста.

5. Учить выбирать языковые средства для их связи.

6. Учить анализировать текст.

7. Формировать навыки выборочного изложения отдельных микротем.

8. Закреплять умение составлять план текста.

9. Развивать устную речь детей.

10. Прививать любовь к слову.

МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ: репродуктивная беседа.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

1. Постановка вопросов.

2. Анализ готового текста.

3. Пересказ.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

2. Слайды.

3. Разноуровневые опорные карточки.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя/ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990г. 

2. Уроки развития речи: Метод. пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс. /Под общей редакцией Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцевой. – М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160.

 

ЭТАПЫ УРОКА ХОД УРОКА ПРИМЕЧАНИЯ
1. Организация восприятия темы.                                                       ЦЕЛЬ УРОКА:   - Сегодня на уроке мы вспомним творчество Н.В.Гоголя и обратимся к хорошо известной нам повести «Ночь перед Рождеством». Дома вы перечитывали ее и отбирали материал по заданной теме. Какова эта тема? (нужно было отобрать материал по теме «В поисках черевичек») - Запишем число, тему урока: Обучение написанию выборочного изложения. В поисках черевичек. - У нас сегодня трудное задание: попытаемся предать содержание отобранных вами отрывков от лица кузнеца Вакулы, сохраняя при этом авторские языковые средства. Слайд 1, 2.     Тема записана на доске.
  2. Подготовка к изложению:                1) Работа с текстом.         2) Работа в парах.   3) Подведение итогов   анализа текста.               3.Написание изложения.                                                              ВОПРОСЫ К КЛАССУ: 1. Что можно сказать о событиях, которые происходят в повести? (они необычные, сказочные, загадочные). 2. Почему именно в это время могло произойти такое событие? (эта ночь волшебная, ночь исполнения любых желаний). Если, конечно, к этому приложить определенные усилия. 3. Исполнились желания наших героев? Давайте выясним, как это произошло. ВОПРОСЫ К КЛАССУ: 1. С чего мы начнем наше изложение? Какой эпизод вы выбрали первый? (Вакула приходит в дом к Оксане, он признается ей в любви, а она смеется над ним). 2. Что нам нужно сделать, чтобы эпизод при пересказе зазвучал от лица Вакулы? (нужно использовать местоимение первого лица) 3. Попробуем это сделать .(Вот какой случай произошел со мной. В ночь перед Рождеством я пришел к красавице Оксане. Любил я ее, как ни один человек на свете. Она же смеялась надо мною, гнала прочь) 4. Как можно озаглавить эту часть? (Безответная любовь). 5. О чем будет следующий эпизод? (Оксана обещает Вакуле выйти за него замуж, если он достанет царские черевички) 6. Какие языковые средства нужно употребить в речи Вакулы, чтобы передать разговорный стиль? (ввалились, тужить) 7. Как прозвучит этот текст у Вакулы? (Но тут раздался крик, хохот. В хату ввалились дивчины. Оксане понравились черевички с золотом на Одарке. Я ей сказал: «Не тужи, Оксана, я достану тебе такие, какие редкая панночка носит. На что Оксана гордо ответила: «Достанешь черевички, которые носит царица, выйду за тебя замуж». И вышла из хаты.) 8. Озаглавим эту часть. Попробуйте это сделать словами текста. («Достань, кузнец, черевички, выйду за тебя замуж). 9. О чем будем писать дальше? (о размышлениях Вакулы об Оксане, о том, как достать черевички, о походе к Пацюку). 10. Какие авторские языковые средства нужно использовать? (Дурачь кого хочешь, пузатый Пацюк знает всех чертей, сотворил крест, вези сей же час прямо к царице). 11. Передадим содержание этого эпизода от лица героя. (Вышел я за Оксаной и загоревал, что поторопился дать такое обещание. Решился я Оксану забыть. Но Оксана не выходила из головы. Когда я услышал ее смех, сказал: «Дурачь кого хочешь, а меня ты больше не увидишь на этом свете». И убежал.Но потом подумал, а не пойти ли к пузатому Пацюку, который всех чертей знает. Вдруг он поможет. 12. Какой заголовок подберем к этой части? (Как достать черевички?) 13. Что произошло дальше? (Пацюк сказал, что не нужно тому далеко ходить, у кого черт за плечами. Вышел я за ворота, а черт у меня в мешке. Сотворил я крест, вскочил верхом на черта и приказал везти меня в Петербург к царице) 14. Подберите заголовок к этой части. (Решение: в Петербург.) 15. Что происходит дальше? (Вакула летит верхом на черте) 16. Нужно ли описывать окружающую природу? Почему? (Человек впервые в небе,важны его впечатления о небесной вышине, это один из этапов поиска черевичек). 17. Какие авторские выражения и слова характеризуют пейзаж? (Все светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане прозрачен, все видно,, звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки, рой духов…) 18. Передайте содержание от лица Вакулы. (Сначала страшно мне было, когда я оказался в вышине, но потом успокоился. Оглянулся. Красотища-то какая! Все светло, воздух прозрачен, весь в легком серебряном тумане, звезды собрались в кучу и играли в жмурки). 19. Почему так восторженно описана природа ?(Она понимает настроение Вакулы, вселяет в него уверенность в том, что невозможное станет возможным, волшебство свершается) 20. Как озаглавим этот эпизод? (В небесной вышине) 21. Какие эпизоды последуют за описанием? (Вакула у запорожцев; встреча с царицей). - Поработаем в парах: попробуйте пересказать друг другу эти эпизоды. Подумайте, какие слова и выражения вы возьмете из текста. 22. Проверим, что у вас получилось (Внизу заблестел Петербург. Сразу ехать к царице я побоялся и приказал черту везти меня к запорожцам. Они как раз собирались к царице и взяли меня с собой. Во время встречи царица спросила запорожцев: «Чего же вы хотите?» Тут я повалился на землю: «Ваше царское величество, из чего сделаны черевички, что на ногах ваших?» Царица засмеялась и приказала принести самые дорогие башмаки, с золотом, и отдать мне. Я обрадовался, поблагодарил и приказал черту: «Выноси меня быстрее отсюда») 23. Озаглавьте части. (У запорожцев. У царицы.) 24. Какой заключительный эпизод нам потребуется? (Возвращение домой. Сватовство). - Перескажите эту часть. (Назад черт несся еще быстрее. В эту же ночь я мигом оказался возле своей хаты. На следующий день я пошел прямо к Чубу, повалился ему в ноги и сказал: «Отдай, батько, за меня Оксану». Чуб согласился, но тут вошла Оксана. Я показал ей черевички, а она сказала, что любит меня и без черевичков. Тут я понял, что она крепко меня любит. Так ночь перед Рождеством принесла мне счастье.)   Пересказы.    - Итак, какова тема составленного нами текста? (поиск черевичек).  - Какова основная мысль изложения? (Любовь творит чудеса; важна верность данному слову) - Почему автор использовал фантастическую форму, переплетая реальные факты и вымышленные? - Что помогло нам близко к тексту передать события? (авторские языковые средства) - Сколько абзацев будет в тексте? (8) - Как мы оформляем каждый абзац? - Для написания изложения нам нужно вспомнить, как оформляется прямая речь. Написать выборочное изложение по составленному учащимися плану и готовым опорным словам.       Слайд 3.   Учащиеся записываю план в тетрадь.     Слайд 4.     Слайд 5.     Слайд 6.     Слайд 7.   Слайд 8,9.   Слайд 10.     Слайд 11.    

ОПОРНЫЕ КАРТОЧКИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: