Дидактические принципы

Принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);

принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек - всё это тоже составляет наглядный фонд средств, который может использовать воспитатель, руководя игрой;

принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);

принцип таинства игры (игра для ребёнка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»);

    принцип региональной направленности (по возможности следует учитывать региональный компонент);

принцип обновляемости игры (внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия,  сделает игру намного интереснее для ребёнка).

 

Требования к дидактическим играм

Дидактические игры должны отвечать следующим требованиям:

Ø отображать реальную картину окружающего мира и быть доступной детям;

Ø обеспечивать возможность играть как отдельному ребёнку, так и небольшой группе детей;

Ø позволить ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

Ø материалы для игр должны быть красочно оформленными, привлекательными, прочными и отвечать гигиеническим нормам.

 

Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее с одной стороны как форму обучения, а с другой – как своеобразную игровую деятельность.

Эта структура включает следующие компоненты: дидактическую и игровую задачу, игровое действие, правила игры, результат.

 

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду (для воспитателя),

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её (для ребенка).

3. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

4. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

5. Итог, результат подведение итогов, подсчет очков, определение команды-победителя (разный для воспитателя и для ребенка).

 

Каждая дидактическая игра содержит конкретную задачу и, чтобы выполнить ее нужно преодолевать трудности, самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая деятельный и чувственный опыт.

Существенным признаком дидактической игры является игровой замысел. Игровой замысел часто заложен в самом названии игры и есть ее началом. Так, в игре "Угадай, что в мешочке" этот замысел заключается в том, чтобы нащупать рукой, какую ни будь  игрушку в мешочке и назвать ее. («Что забыл нарисовать художник?», «Кто пасется на лугу?», «Путешествие по временам года», «Собери бусы» «Потрогай, посмотри, сравни»).

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.

Результатом дидактической игры для ребенка, кроме правильно выполненного задания, есть и удовольствие и интерес, которое она дает его участникам.

 

Предлагается игра: «Кто больше назовет профессий».

Игра заключается в том, что игроки должны назвать как можно больше профессий из соответствующей группы. Например, кто больше назовет профессий, связанных: с транспортом, строительством, лечением пациента.

Студентам предлагается составить все компоненты структуры дидактической игры.

Виды и типы дидактических игр.

В дошкольной педагогике существует несколько подходов к классификации дидактических игр.

1. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

§ игры по сенсорному воспитанию,

§ словесные игры,

§ игры по ознакомлению с природой,

§ по формированию математических представлений

§ игры по обучению грамоте

2.Е.И. Удальцова предлагает делить игры по характеру используемого дидактического материала:

§ игры с предметами, дидактическими игрушками;

§ настольно-печатные игры,

§ словесные игры.

3. А И. Сорокина выделяет следующие виды игр, по виду деятельности:

§ Игры-путешествия.

§ Игры-поручения.

§ Игры-предположения.

§ Игры-загадки.

§ Игры-беседы (игры-диалоги).

Именно эти виды игры используются воспитателями на занятиях. Изучить самостоятельно.

4. Дидактические игры также делят по возрасту (для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста).

Игры с предметами, и дидактическими игрушками.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. (Подбор картинок по парам. Подбор картинок по общему признаку. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Составление разрезных картинок и кубиков.)

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них. («Отгадай-ка?», «Да – нет». «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает»).

Предлагается игра  «Узнай домашних животных»

Своеобразие дидактической игры заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми имеют чисто игровой характер.

Взрослый - или участник игры, или ее организатор.

 

Итак, давайте сделаем вывод: дидактическая игра - это практическая деятельность, в которой дети используют приобретенные знания; учатся применять знания в других условиях; Д/и содержат умственную задачу, решение которой требует разнообразных форм умственной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: