Принцип системности, который предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);
принцип повторности, который обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);
принцип наглядности, который представлен, прежде всего, в предметах составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек - всё это тоже составляет наглядный фонд средств, который может использовать воспитатель, руководя игрой;
принцип добровольности (необходимо учитывать интерес и желание ребёнка);
принцип таинства игры (игра для ребёнка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»);
принцип региональной направленности (по возможности следует учитывать региональный компонент);
принцип обновляемости игры (внесение при повторении элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребёнка).
Требования к дидактическим играм
Дидактические игры должны отвечать следующим требованиям:
Ø отображать реальную картину окружающего мира и быть доступной детям;
Ø обеспечивать возможность играть как отдельному ребёнку, так и небольшой группе детей;
Ø позволить ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
Ø материалы для игр должны быть красочно оформленными, привлекательными, прочными и отвечать гигиеническим нормам.
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее с одной стороны как форму обучения, а с другой – как своеобразную игровую деятельность.
Эта структура включает следующие компоненты: дидактическую и игровую задачу, игровое действие, правила игры, результат.
I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду (для воспитателя),
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её (для ребенка).
3. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
4. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
5. Итог, результат – подведение итогов, подсчет очков, определение команды-победителя (разный для воспитателя и для ребенка).
Каждая дидактическая игра содержит конкретную задачу и, чтобы выполнить ее нужно преодолевать трудности, самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая деятельный и чувственный опыт.
Существенным признаком дидактической игры является игровой замысел. Игровой замысел часто заложен в самом названии игры и есть ее началом. Так, в игре "Угадай, что в мешочке" этот замысел заключается в том, чтобы нащупать рукой, какую ни будь игрушку в мешочке и назвать ее. («Что забыл нарисовать художник?», «Кто пасется на лугу?», «Путешествие по временам года», «Собери бусы» «Потрогай, посмотри, сравни»).
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере его отношений с партнерами.
Результатом дидактической игры для ребенка, кроме правильно выполненного задания, есть и удовольствие и интерес, которое она дает его участникам.
Предлагается игра: «Кто больше назовет профессий».
Игра заключается в том, что игроки должны назвать как можно больше профессий из соответствующей группы. Например, кто больше назовет профессий, связанных: с транспортом, строительством, лечением пациента.
Студентам предлагается составить все компоненты структуры дидактической игры.
Виды и типы дидактических игр.
В дошкольной педагогике существует несколько подходов к классификации дидактических игр.
1. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
§ игры по сенсорному воспитанию,
§ словесные игры,
§ игры по ознакомлению с природой,
§ по формированию математических представлений
§ игры по обучению грамоте
2.Е.И. Удальцова предлагает делить игры по характеру используемого дидактического материала:
§ игры с предметами, дидактическими игрушками;
§ настольно-печатные игры,
§ словесные игры.
3. А И. Сорокина выделяет следующие виды игр, по виду деятельности:
§ Игры-путешествия.
§ Игры-поручения.
§ Игры-предположения.
§ Игры-загадки.
§ Игры-беседы (игры-диалоги).
Именно эти виды игры используются воспитателями на занятиях. Изучить самостоятельно.
4. Дидактические игры также делят по возрасту (для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста).
Игры с предметами, и дидактическими игрушками.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. (Подбор картинок по парам. Подбор картинок по общему признаку. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Составление разрезных картинок и кубиков.)
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них. («Отгадай-ка?», «Да – нет». «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает»).
Предлагается игра «Узнай домашних животных»
Своеобразие дидактической игры заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми имеют чисто игровой характер.
Взрослый - или участник игры, или ее организатор.
Итак, давайте сделаем вывод: дидактическая игра - это практическая деятельность, в которой дети используют приобретенные знания; учатся применять знания в других условиях; Д/и содержат умственную задачу, решение которой требует разнообразных форм умственной деятельности.