Чем обусловлено использование дидактических игр?

Тема.  Методические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками. 

1. Сущность и характеристика дидактической игры.

2. Методика организации и проведения дидактических игр.

 

Основная литература:

1. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности: монография / составитель О. А. Граничина. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 331 с. — ISBN 978–5–8064–2698–2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136750 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Мигунова, Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. — 3-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-8114-5089-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133839 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Хаймлих, У. Играем вместе. Интегративные игровые процессы в обычном детском саду: учебное пособие / У. Хаймлих, Д. Хёльтерсхинкен. — 4-е изд. (эл.). — Москва: Теревинф, 2019. — 101 с. — ISBN 978-5-4212-0573-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115409 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительная литература:

1. Оганесян, Н. Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Н. Т. Оганесян. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 134 с. — ISBN 978-5-9765-1726-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119415 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н. С. Ежкова. — Тула: ТГПУ, 2012. — 142 с. — ISBN 978-5-87954-704-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/101526 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Повторение пройденного материала.

Что такое дидактика? Дидактика (др.-греч. поучающий) раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. «Чему учить?» и «как учить?»

Сущность и характеристика дидактической игры.

Дидактическая игра

- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Игра является одной из самых продуктивных форм обучения и развития детей.

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время дидактические игры оказывают воспитательное и развивающее влияние на ребенка.

Чем обусловлено использование дидактических игр?

Во-первых, опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность;

Во-вторых, дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов (внимания, памяти, мышления);

В-третьих, задачи обучения и воспитания в них решаются в доступной и привлекательной для ребенка форме, имитируя свободную игровую ситуацию.

 

Обучение в дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задач.

Поставленная в игровой форме обучающая задача имеет преимущество: ребенок понимает (осознает) необходимость приобретения новых знаний овладение способами действия.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, не замечает, что овладевает новым, закрепляет и систематизирует имеющиеся знания, хотя при этом он сталкивается с затруднениями.

 

Дидактическая игра как форма обучения содержать одновременно две задачи:

- игровую, привлекательную для ребенка, ради которой он действует,

- обучающею, ту, которую закладывает в игру взрослый для решения определенных образовательных, воспитательных или развивающих задач и которая представлена в правилах игры.

Ребенок играет, потому что ему интересно, увлекательно, потому что ему этого хочется.

Младшие дети получают удовольствие от общения с взрослыми, от повторения знакомых действий.

В игре старшие же детей, должен быть игровой момент – сюжетность, веселье, неожиданность. Мотивирующее значение имеет элемент выигрыша, соревновательности, возможности угадать.

 

Давайте подробней рассмотрим значение использования дидактических игр в образовательно-воспитательном процессе.

Значение дидактических игр:

§ являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;

§ выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников;

§ развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

§ развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

§ формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

§ воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

§ своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

§ способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

 

Дидактическая игра как средство формирования знаний и умений может использоваться при усвоении любого программного материала. 

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с конкретными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

 

Какими дидактическими принципами должен руководствоваться воспитатель при подборе и организации и проведении дидактических игр?

При проведении игр необходимо основываться на общие дидактические принципы. 

Давайте вспомним, что подразумевается под дидактическим принципом? (объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow