Тема. Методические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
1. Сущность и характеристика дидактической игры.
2. Методика организации и проведения дидактических игр.
Основная литература:
1. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности: монография / составитель О. А. Граничина. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 331 с. — ISBN 978–5–8064–2698–2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136750 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Мигунова, Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. — 3-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-8114-5089-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133839 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Хаймлих, У. Играем вместе. Интегративные игровые процессы в обычном детском саду: учебное пособие / У. Хаймлих, Д. Хёльтерсхинкен. — 4-е изд. (эл.). — Москва: Теревинф, 2019. — 101 с. — ISBN 978-5-4212-0573-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115409 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
|
|
Дополнительная литература:
1. Оганесян, Н. Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Н. Т. Оганесян. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 134 с. — ISBN 978-5-9765-1726-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119415 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н. С. Ежкова. — Тула: ТГПУ, 2012. — 142 с. — ISBN 978-5-87954-704-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/101526 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Повторение пройденного материала.
Что такое дидактика? Дидактика (др.-греч. поучающий) раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. «Чему учить?» и «как учить?»
Сущность и характеристика дидактической игры.
Дидактическая игра
- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Игра является одной из самых продуктивных форм обучения и развития детей.
|
|
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время дидактические игры оказывают воспитательное и развивающее влияние на ребенка.
Чем обусловлено использование дидактических игр?
Во-первых, опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность;
Во-вторых, дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов (внимания, памяти, мышления);
В-третьих, задачи обучения и воспитания в них решаются в доступной и привлекательной для ребенка форме, имитируя свободную игровую ситуацию.
Обучение в дидактической игре построено на игровых способах разрешения интересных для ребенка познавательных задач.
Поставленная в игровой форме обучающая задача имеет преимущество: ребенок понимает (осознает) необходимость приобретения новых знаний овладение способами действия.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, не замечает, что овладевает новым, закрепляет и систематизирует имеющиеся знания, хотя при этом он сталкивается с затруднениями.
Дидактическая игра как форма обучения содержать одновременно две задачи:
- игровую, привлекательную для ребенка, ради которой он действует,
- обучающею, ту, которую закладывает в игру взрослый для решения определенных образовательных, воспитательных или развивающих задач и которая представлена в правилах игры.
Ребенок играет, потому что ему интересно, увлекательно, потому что ему этого хочется.
Младшие дети получают удовольствие от общения с взрослыми, от повторения знакомых действий.
В игре старшие же детей, должен быть игровой момент – сюжетность, веселье, неожиданность. Мотивирующее значение имеет элемент выигрыша, соревновательности, возможности угадать.
Давайте подробней рассмотрим значение использования дидактических игр в образовательно-воспитательном процессе.
Значение дидактических игр:
§ являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
§ выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников;
§ развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
§ развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
§ формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
§ воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
§ своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
§ способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Дидактическая игра как средство формирования знаний и умений может использоваться при усвоении любого программного материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с конкретными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Какими дидактическими принципами должен руководствоваться воспитатель при подборе и организации и проведении дидактических игр?
|
|
При проведении игр необходимо основываться на общие дидактические принципы.
Давайте вспомним, что подразумевается под дидактическим принципом? (объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения).