Методика организации и проведения дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ (исследователи З.М. Богуславская, А.Н. Бондаренко, А.И.Сорокина и др.).

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

4. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

5. определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

6. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

7. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

8. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 

Проведение дидактических игр включает:

1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

2. объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

3. показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

4. определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

5. руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

6. подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

 

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Педагог-воспитатель должен четко понимать

особенности руководства Д/И:

1. Прежде чем начать игру необходимо вызвать интерес у детей к ней, желание играть. Используются приемы: использование загадок, стихотворений, считалок, сюрпризных моментов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше, красочное оформление игры, авторская сказка, рассказ.

2. Темп игры должен иметь определенную динамику. От замедленного при усвоении, до увеличения и нарастания в середине и снова снижение, замедления к завершению игры.

3. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно краткий и четкий, но понятный детям. Необходимо использовать поговорки, пословицы, загадки отличающиеся выразительностью и краткостью.

4. Давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры. Обеспечивать постоянную смену игровых ролей.

5. В старшем возрасте вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих. В соревновательных играх необходима внимательность и объективность.

6. Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания.

7. Повышать эмоциональное отношение детей, к игре рассматривая его как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

8. Воспитатель занимает в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка.

9. Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.

 

Итак, мы можем сделать вывод: воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех этапах проведения: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: