Принцип латерализации в работе больших полушарий

Большие полушария разделены по средней линии глубокой вертикальной щелью в глубине которой соединены большой спайкой (мозолистое тело). Мозолистое тело – горизонтальные волокна расходящиеся лучеобразно направляются во все доли мозга, различно у мужчин и женщин (у женщин толще + мало связей, у мужчин тоньше + много связей). Возрастные особенности. Развитие асимметрии головного мозга начинается уже в период внутриутробного развития. При проведении УЗИ на 20-22 неделе беременности у большинства эмбрионов был обнаружен увеличенный объем левого полушария, но после рождения в разные возрастные периоды соотношение между полушариями и их роль меняются. К моменту рождения и в младенческом возрасте правое полушарие развивается и увеличивается в объеме быстрее левого, соответственно его вклад в психическую деятельность ребенка больше. Поэтому для детей данного возраста характерно непроизвольность, невысокая осознанность поведения, познавательная деятельность имеет непосредственный целостный и образный характер. Первым признаком активации (активизации) левого полушария считается появление осознания себя. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. У мальчиков процесс разделения функций идет быстрее, чем у девочек. Упрямство у мальчиков ярче выражено. С наростанием  активности левого полушария у ребенка появляется способность формировать сложные понятия, развивается абстрактное мышление, умение считать и писать (впереди мальчики). У девочек пластичность мозга и эквивалентность полушарий сохраняется примерно до 13 лет. В последующие возрастные периоды межполушарная асимметрии продолжает развиваться, но смены преобладающего полушария уже не происходит.

На современном этапе в изучении проблемы парности полушарий выделяют аспекты:

  1. Парность полушарий как специальный механизм восприятия пространства и пространственной ориентации
  2. Интегративная роль полушарий в накоплении и организации индивидуального опыта
  3. Регулирование информационных и энергетических потоков содружественной деятельностью полушарий.

Билатеральное регулирование – это такое взаимодействие полушарий при котором происходит обмен энергией и информацией между полушариями таким образом, что в каждый момент времени каждое из полушарий в соответствии с характером деятельности выполняет по отношению к другому то информационную, то энергетическую функцию. Внешним проявлениям взаимодействия является симметрия и асимметрия деятельности парных органов.

Нейропсихологические основы нарушения анализаторных систем

Анализаторные системы – сложные многоуровневые образования, которые направлены на анализ сигналов определенной модальности.

Нейропсихологический аспект изучения данной проблемы – анализ нейропсихологических симптомов, которые возникают при поражении разных уровней анализаторной системы и построение общих теоретических представлений о работе всей системы в целом.

При нейропсихологическом изучении работы анализаторных систем различают 2 вида расстройств:

1. Элементарные сенсорные расстройства в виде нарушений различных видов ощущений, которые обусловлены поражением периферического и подкорковых уровней анализаторных систем, включая поражение первичного коркового поля соответствующего анализатору

2. Сложные гностические расстройства в виде нарушений восприятия при поражении вторичных корковых полей.

Гностические расстройства возникающие при поражении корковых полей называют агнозией. В зависимости от пораженного анализатора различают: зрительные, слуховые, тактильные.

Высшие гностические функции обеспечиваются работой вторичных полей зрительной системы (18, 19) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Повреждение вторичных и третичных корковых полей затылочной области приводит к зрительным агнозиям (З. Фрейд).

Формы зрительных агнозий:

1. Предметная – правильно оцениваются отдельные элементы объекта или изображение при невозможности понятия смысла в целом. Возникает при двустороннем поражении 18, 19 полей. Проба Попельрейтера, зашумленные объекты, опознание предметов с недостающими признаками.

2. Лицевая – не различает человеческие лица на фотографии.

3. Оптико-пространственная – плохая ориентация в пространственных признаках изображения, нарушение ориентировки в знакомом пространстве, неспособность различать право и лево, дезориентировка в схемах, географических картах, частях света, положении стрелок на часах, невозможность мысленно развернуть объект на 90, 180 градусов, при рисовании сложных геометрических фигур некорректное расположение фрагментов, не в состоянии скопировать предложенную позу, не распознают буквы, имеющие пространственные признаки.

4. Цветовая – цвета знает, но не в состоянии ассоциировать цвет с определенным объектом или рассортировать объекты по цвету. Поражение левого полушария, но бывает и правого.

5. Буквенная – правильно копирует буквы, но читать не может

6. Симультанная – возникает при поражении передних отделов левой затылочной доли. Правильно опознаются отдельные объекты и их детали, в реальном пространстве и на картинах, но не возможно установить связь между ними, интегрировать фрагменты в целое и понять смысл сюжета. Это сочетается с сохранностью чтения букв, но не способностью чтения слов.

Слуховой анализатор

Височные отделы головного мозга (модально-специфическая). Слуховая кора занимает внешние (конвекситальные) отделы височной области мозга и распадается на первичные (проекционные, саматотопические) и вторичные зоны. Слуховая система первоначально сформировалась как система анализа вестибулярных раздражений, а затем из нее выделилась подсистема для анализа звуков. Принцип работы этих двух систем в целом одинаков, т.е. превращение механического колебания в нервный импульс. Слуховой анализатор состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых центров и корковых отделов. На базе слуховой системы формируется человеческая речь, поэтому внутри слуховой системы выделяют две самостоятельные подсистемы:

1. Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках. (правая)

2. Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи. (левая височная)

Обе системы имеют общие подкорковые механизмы, но различаются в пределах коры больших полушарий, поэтому при поражении левой и правой височной доли наблюдаются различные симптомы. При поражении левой височной доли у правшей возникает словесная глухота, при поражении правой – нарушение возникают в неречевом слухе (человек слышит речь, но не различает кто говорит и не различает эмоциональных проявлений). Речевой слух можно подразделить на:

1. Фонематический – способность различать фонемы или смыслоразличительные звуки

2. Интонационный: а) нормативные признаки языка; б) эмоциональное содержание высказывания. Имеют много общего с музыкальным слухом. Могут быть нарушены независимо от речевого слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: