Гос. Стандарт:
1. Нейропсихологические симптомы
2. Нейропсихологические синдромы
3. Нейропсихологические факторы
4. Клиническая, нейропсихологическая диагностика состояний ВПФ
5. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики
6. Корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры Г.М.
7. Подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур Г.М.
8. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением обще мозговых факторов, которые обеспечивают работу мозга как в целом
9. Перспективы развития нейропсихологии
Нейропсихология как самостоятельный раздел психологии исторически развивалась на стыке клинических нейронаук (нейрофизиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия) и психологии. Нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге имеющая свою теорию, методологию и методы исследования, изучает сложные взаимосвязи психики человека со структурно-функциональной организацией мозга и в этом плане имеет важнейшее значение и для психологии и для медицины.
|
|
Работы Л.С. Выготского являются продолжением его нейропсихологических исследований, в которых на основе изучений различных форм психической деятельности, сформулированы основные положения:
1. О развитии ВПФ
2. О смысловом и системном строении сознания
Т.О. первые нейропсихологические исследования проводились Выготским уже в 20-е годы, однако основная заслуга создания нейропсихологии, как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р. Лурия. Он развивая идеи Выготского о системном строении ВПФ, разработал теории системной, динамической локализации психических процессов, которые и являются теоретической основой нейропсихологии. Цель нейропсихологии как науки – изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности.
Основные направления современной нейропсихологии (четких границ между направлениями не существует):
1. Клиническая (врачевание) – изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении Г.М.
2. Экспериментальная – формы нарушения психических процессов при локальных поражениях Г.М., так же исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).
3. Реабилитационная – восстановление утраченных ВПФ, обучение, перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психических средств, облегчающих адаптацию человека.
4. Психофизиологическая – исследование психических процессов с помощью объективных методов (механограмма, ЭЭГ, РЭК, томография).
|
|
5. Дифференциальная – изучение мозговой организации психических процессов у здоровых лиц.
6. Детского возраста
7. Старческого возраста
Основные понятия нейропсихологии:
С обще теоретической точки зрения отношения между мозгом (материальный источник психики) и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью категорий (все 4 категории являются различными сторонами целостного процесса высших форм жизни)
1. Категория функции – психика является функцией деятельности мозга, которая направлена на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма, генеральная цель – адаптация.
2. Категория отражения – любой психический акт это результат отражения в мозгу состояния внешней и внутренней среды организма
3. Категория информации – по своей природе все психические процессы информативны
4. Категория активности – любой психический процесс своеобразно активен
Система иерархии мозговых процессов, А.Р. Лурия, А.Ф. Поляков
1. Патобиологический – нарушение морфологической структуры тканей мозга, протекание в них биологических процессов.
2. Физиологический – изменение течения физиологических процессов
3. Патонейропсихологический – нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики.
4. Психопатологический – клинические симптомы и синдромы психики.