Основы нейропсихологии

Гос. Стандарт:

1. Нейропсихологические симптомы

2. Нейропсихологические синдромы

3. Нейропсихологические факторы

4. Клиническая, нейропсихологическая диагностика состояний ВПФ

5. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики

6. Корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры Г.М.

7. Подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур Г.М.

8. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением обще мозговых факторов, которые обеспечивают работу мозга как в целом

9. Перспективы развития нейропсихологии


Нейропсихология как самостоятельный раздел психологии исторически развивалась на стыке клинических нейронаук (нейрофизиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия) и психологии. Нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге имеющая свою теорию, методологию и методы исследования, изучает сложные взаимосвязи психики человека со структурно-функциональной организацией мозга и в этом плане имеет важнейшее значение и для психологии и для медицины.

Работы Л.С. Выготского являются продолжением его нейропсихологических исследований, в которых на основе изучений различных форм психической деятельности, сформулированы основные положения:

1. О развитии ВПФ

2. О смысловом и системном строении сознания

Т.О. первые нейропсихологические исследования проводились Выготским уже в 20-е годы, однако основная заслуга создания нейропсихологии, как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р. Лурия. Он развивая идеи Выготского о системном строении ВПФ, разработал теории системной, динамической локализации психических процессов, которые и являются теоретической основой нейропсихологии. Цель нейропсихологии как науки – изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности.

Основные направления современной нейропсихологии (четких границ между направлениями не существует):

1. Клиническая (врачевание) – изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении Г.М.

2. Экспериментальная – формы нарушения психических процессов при локальных поражениях Г.М., так же исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).

3. Реабилитационная – восстановление утраченных ВПФ, обучение, перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психических средств, облегчающих адаптацию человека.

4. Психофизиологическая – исследование психических процессов с помощью объективных методов (механограмма, ЭЭГ, РЭК, томография).

5. Дифференциальная – изучение мозговой организации психических процессов у здоровых лиц.

6. Детского возраста

7. Старческого возраста

Основные понятия нейропсихологии:

С обще теоретической точки зрения отношения между мозгом (материальный источник психики) и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью категорий (все 4 категории являются различными сторонами целостного процесса высших форм жизни)

1. Категория функции – психика является функцией деятельности мозга, которая направлена на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма, генеральная цель – адаптация.

2. Категория отражения – любой психический акт это результат отражения в мозгу состояния внешней и внутренней среды организма

3. Категория информации – по своей природе все психические процессы информативны

4. Категория активности – любой психический процесс своеобразно активен

Система иерархии мозговых процессов, А.Р. Лурия, А.Ф. Поляков

1. Патобиологический – нарушение морфологической структуры тканей мозга, протекание в них биологических процессов.

2. Физиологический – изменение течения физиологических процессов

3. Патонейропсихологический – нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики.

4. Психопатологический – клинические симптомы и синдромы психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: