- В ведении Российской Федерации находятся:
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
р) метеорологическая служба (атмосфера), стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
- Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской...
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
|
|
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
Правительство Российской Федерации:
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7. Общая характеристика Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».
Он определяет правовые основы гос политики в области охраны окр среды, обесп сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окр среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окр среды и обеспечения экологической безопасности.
Предмет регулирования: природоохранные отношения, включающие сохранение, предупреждение вредного влияния и оздоровление и улучшение качества окр среды
центральная тема ФЗ - человек, охрана жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окр среды.
Человек:
* как субъект воздействия на окр среду, несущий ответственность за свои действия
* Объект воздействия
Генеральная линия ФЗ состоит в научно обоснованном сочетании экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окр среды под приоритетом ох
|
|
+ран здоровья человека.
Нормы ФЗ закрепляют механизм исполнения его предписаний, который состоит из системы, включающий экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране окр среды в сочетании с мерами правового воздействия на нарушение эколого-правовых предписаний.
Окружающая среда ( ст.1) - совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, етс.), природных (природный ландшафт, экосистема) и природно-антропогенных объектов (природный объект, изменённый в результате хоз и иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное назначение), а также антропогенных объектов.
ж
8. Экологическая доктрина Рф
Она определяет цели, задачи и принципы проведения в Рф единой гос политики в области экологии на долгосрочный период.
Цели - сохранение природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации и обеспечения экологической безопасности страны.
Направления:
* обеспечение устойчивого природопользования
* Снижение загрязнения окр среды
* Сохранение и восстановление природной среды
Задачи:
* сохранить и восстановить природные системы
* Обеспечить устойчивое природопользование и равный доступ к природным ресурсам
* Добить благоприятного состояния окр среды
Пути и средства реализации доктрины:
* развитие системы гос управления охраной окр среды и природопользованием
* Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
* Экономические и финансовые механизмы
* Экологический мониторинг и информационное обеспечение
* Экологическое образование и просвещение
* Региональная политика в области экологии
* Международные сотрудничество
9. Климатическая доктрина РФ
Она представляет собой систему взглядов на цель, принципы и пути реализации единой гос политики в отношении изменений климата.
Цель - обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации.
Принципы:
* глобальный характер интересов РФ в отношении изменений климата
* Приоритет национальных интересов в разработке и реализации гос политики в области климата
* Ясность и информационная открытость политики РФ в области климата
* Предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и гос от неблагоприятных последствий изменений климата
Задачи политики РФ в области климата:
* кхукрепоерие и развитие информационной и научной составляющей в области климата
* Разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата
* Разработка и реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат
* Участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанны с с изменениями климата
Направления:
* развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организация гос регулирования в области изменений климата
* Развитие экономических механизмов по адаптации и смягчениям антропогенного воздействия
* Научное обеспечение мер по адаптации и смягчении антропогенного воздействия на климат
* Кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и мхсмыгчению антропогенного воздействия
* Международное сотрудничество
* Информационное обеспечение
10. Экологическое управление: понятие виды и система органов.
Управление в сфере ООС - совокупность предпринимаемых соотв. субъектами действий, направленных на исполнение требований зак-ва об ОС.
|
|
Управляющие S в эколог.управлении: РФ, S РФ, МО, ЮЛ, специальноуполном. ОГВ.
Виды управления в сфере ООС:
Государственное — деятельность гос.органов по организации ООС, использованию природных ресурсов, осуществляемая на основае зак-ва, в соотв. с постановленными целями и задачами.
Ведомственное
Производственное
Общественное
Содержание управления в сфере ООС:эколог.контроль, эколог.экспертиза., нормирование, гос.эколог.мониторинг, эколог.аудит., эколог.страхование., эколог.сертификация и др.
Гос-ва реализует свою эколог.функцию через совокупность гос.органов, кот. имеют свои задачи, наделены полномочиями и выполняют эколог.функции в соотв. с зак-вом.
По объему и характеру компетенции:
Общей:ПРФ, Правительство РФ (S РФ), ОМС.
Специальной: Указ Президента от 15 мая 2018 года.
►Министерство природных ресурсов и экологии РФ
►Министерство здравоохранения РФ
►Министерство сельского хозяйства РФ
►Министерство РФ по делам ЧС, ГО и ликвидации последствий стихийных бедствий.
►Фед.служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
►Фед.агенстство по техническому регулированию и метрологии
►Фед.служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
11. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
В ФЗ «ООС» (2002) закреплены методы экономического регулирования (гл. IV).
В нем подробно рассматриваются методы эконом. регулирования в области ООС, порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области эколог.развития РФ и с учетом предложений граждан и общ.объединений.
Закреплены такие экономические методы регулирования как:
1) разработка и проведение мероприятий по ООС в целях предотвращения причинения вреда ОС;
2) разработка гос. прогнозов соц.-экономи. развития на основе экологических прогнозов;
3) разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области ООС S РФ;
4) установление платы за негативное воздействие на ОС;
|
|
5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия;
6) проведение экономической оценки природных и природноантропогенных объектов;
7) проведение экономической оценки воздействия хоз. и иной деяте-ти на ОС;
8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осущ. иных эффективных мер по ООС в соответствии с законод-вом РФ; 9) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деят-ти, в т.ч. экологич. страхования, направленной на ООС;10) возмещение вреда ОС и др. Зак-вом РФ, законами и НПА S РФ м/б установлены др. механизмы эконом. регулирования ООС. Важными элементами регулирования эконом.механизма являются планирование и финансирование материально-технического обеспечения мероприятий по ООС.
12. Нормативы в области охраны окружающей среды: понятие, виды, порядок установления.
Нормирование - это установление 1)нормативов качества ОС, 2)нормативов допустимого воздействия на неё при осуществлении хоз и иной деятельности, иных нормативов в области охраны ОС, а также 3)фед норм, правил и НПА.
Нормативы качества ОС - нормативы, которые установлены в соотв с физ, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окр среды при соблюдении которых обеспечивается благоприятная среда.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
* нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
* нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
* нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
* иные нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия - нормативы, которые уст в соотв с показателями воздействия хоз и иной деятельности на ОСНОВЕ, при соблюдении которых реализуются нормативы качества.