Компетенция гос органов в сфере природопользования и охраны окр среды (ст. 71, 72, 114)

- В ведении Российской Федерации находятся:

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

р) метеорологическая служба (атмосфера),  стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

- Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской...

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

 Правительство Российской Федерации:

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 

7. Общая характеристика Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Он определяет правовые основы гос политики в области охраны окр среды, обесп сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окр среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окр среды и обеспечения экологической безопасности.

Предмет регулирования: природоохранные отношения, включающие сохранение, предупреждение вредного влияния и оздоровление и улучшение качества окр среды

центральная тема ФЗ - человек, охрана жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окр среды.

Человек:

* как субъект воздействия на окр среду, несущий ответственность за свои действия

* Объект воздействия

Генеральная линия ФЗ состоит в научно обоснованном сочетании экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окр среды под приоритетом ох

+ран здоровья человека.

Нормы ФЗ закрепляют механизм исполнения его предписаний, который состоит из системы, включающий экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране окр среды в сочетании с мерами правового воздействия на нарушение эколого-правовых предписаний.

Окружающая среда ( ст.1) - совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, етс.), природных (природный ландшафт, экосистема) и природно-антропогенных объектов (природный объект, изменённый в результате хоз и иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное назначение), а также антропогенных объектов.

ж

8. Экологическая доктрина Рф

Она определяет цели, задачи и принципы проведения в Рф единой гос политики в области экологии на долгосрочный период.

Цели - сохранение природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации и обеспечения экологической безопасности страны.

Направления:

* обеспечение устойчивого природопользования

* Снижение загрязнения окр среды

* Сохранение и восстановление природной среды

Задачи:

* сохранить и восстановить природные системы

* Обеспечить устойчивое природопользование и равный доступ к природным ресурсам

* Добить благоприятного состояния окр среды

Пути и средства реализации доктрины:

* развитие системы гос управления охраной окр среды и природопользованием

* Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

* Экономические и финансовые механизмы

* Экологический мониторинг и информационное обеспечение

* Экологическое образование и просвещение

* Региональная политика в области экологии

* Международные сотрудничество

9. Климатическая доктрина РФ

Она представляет собой систему взглядов на цель, принципы и пути реализации единой гос политики в отношении изменений климата.

Цель - обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации.

Принципы:

* глобальный характер интересов РФ в отношении изменений климата

* Приоритет национальных интересов в разработке и реализации гос политики в области климата

* Ясность и информационная открытость политики РФ в области климата

* Предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и гос от неблагоприятных последствий изменений климата

Задачи политики РФ в области климата:

* кхукрепоерие и развитие информационной и научной составляющей в области климата

* Разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата

* Разработка и реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат

* Участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанны с с изменениями климата

Направления:

* развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организация гос регулирования в области изменений климата

* Развитие экономических механизмов по адаптации и смягчениям антропогенного воздействия

* Научное обеспечение мер по адаптации и смягчении антропогенного воздействия на климат

* Кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и мхсмыгчению антропогенного воздействия

* Международное сотрудничество

* Информационное обеспечение

10. Экологическое управление: понятие виды и система органов.

Управление в сфере ООС - совокупность предпринимаемых соотв. субъектами действий, направленных на исполнение требований зак-ва об ОС.

Управляющие S в эколог.управлении: РФ, S РФ, МО, ЮЛ, специальноуполном. ОГВ.

Виды управления в сфере ООС:

Государственное — деятельность гос.органов по организации ООС, использованию природных ресурсов, осуществляемая на основае зак-ва, в соотв. с постановленными целями и задачами.

Ведомственное

Производственное

Общественное

Содержание управления в сфере ООС:эколог.контроль, эколог.экспертиза., нормирование, гос.эколог.мониторинг, эколог.аудит., эколог.страхование., эколог.сертификация и др.

Гос-ва реализует свою эколог.функцию через совокупность гос.органов, кот. имеют свои задачи, наделены полномочиями и выполняют эколог.функции в соотв. с зак-вом.

 

По объему и характеру компетенции:

Общей:ПРФ, Правительство РФ (S РФ), ОМС.

Специальной: Указ Президента от 15 мая 2018 года.

►Министерство природных ресурсов и экологии РФ

►Министерство здравоохранения РФ

►Министерство сельского хозяйства РФ

►Министерство РФ по делам ЧС, ГО и ликвидации последствий стихийных бедствий.

►Фед.служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

►Фед.агенстство по техническому регулированию и метрологии

►Фед.служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

11. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

В ФЗ «ООС» (2002) закреплены методы экономического регулирования (гл. IV).

В нем подробно рассматриваются методы эконом. регулирования в области ООС, порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области эколог.развития РФ и с учетом предложений граждан и общ.объединений.

Закреплены такие экономические методы регулирования как:

1) разработка и проведение мероприятий по ООС в целях предотвращения причинения вреда ОС;

2) разработка гос. прогнозов соц.-экономи. развития на основе экологических прогнозов;

3) разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области ООС S РФ;

4) установление платы за негативное воздействие на ОС;

5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия;

6) проведение экономической оценки природных и природноантропогенных объектов;

7) проведение экономической оценки воздействия хоз. и иной деяте-ти на ОС;

8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осущ. иных эффективных мер по ООС в соответствии с законод-вом РФ; 9) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деят-ти, в т.ч. экологич. страхования, направленной на ООС;10) возмещение вреда ОС и др. Зак-вом РФ, законами и НПА S РФ м/б установлены др. механизмы эконом. регулирования ООС. Важными элементами регулирования эконом.механизма являются планирование и финансирование материально-технического обеспечения мероприятий по ООС.

12.  Нормативы в области охраны окружающей среды: понятие, виды, порядок установления.

Нормирование - это установление 1)нормативов качества ОС, 2)нормативов допустимого воздействия на неё при осуществлении хоз и иной деятельности, иных нормативов в области охраны ОС, а также 3)фед норм, правил и НПА.

Нормативы качества ОС - нормативы, которые установлены в соотв с физ, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окр среды при соблюдении которых обеспечивается благоприятная среда.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

* нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

* нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

* нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

* иные нормативы качества окружающей среды.

 

Нормативы допустимого воздействия - нормативы, которые уст в соотв с показателями воздействия хоз и иной деятельности на ОСНОВЕ, при соблюдении которых реализуются нормативы качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: