Система налогов и сборов. Порядок установления и введения федеральных, региональных и местных налогов и сборов

 Система налогов и сборов РФ включает в себя федеральные, региональные и местные налоги.

 Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами РФ, вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие их нормативными актами и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

 Виды налогов и сборов в РФ:

1) федеральные налоги (статья 13 НК РФ):

· Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ);

· акцизы (глава 22 НК РФ);

· НДФЛ (глава 23 НК РФ);

· Единый социальный налог (глава 24 НК РФ);

· Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ);

· Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ);

· Налог на наследование или дарение (глава 28 НК РФ);

· Водный налог (глава 25.2 НК РФ);

· Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ);

· Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ);

2) региональные налоги (статья 14 НК РФ):

· Транспортный налог (глава 28 НК РФ);

· Налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ);

· Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ);

 3) Местные налоги (статья 15 НК РФ):

· Земельный налог (глава 31 НК РФ);

· Налог на имущество физических лиц (глава НК РФ).

 

 Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ); упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ); налог на единый вмененный доход по отдельным видам деятельности (глава 26.3 НК РФ); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

 

  Установление налога – это принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налог определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государст­ва. Это своего рода законодательное провозглашение, юридичес­кое «создание» налога как обязательного платежа. Установление налога непосредственно предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны либо отдельной территории (для региональных и местных нало­гов).

 Установить налог – это не значит назвать его. При установ­лении налога должны быть определены существенные элементы налогообложения – объект, налоговый период, ставка налога, порядок и сроки уплаты и т.д. (п. 6 ст. 3, ст. 17 НК РФ). Таким образом, налог может считаться законно установленным, только если законом зафиксированы, описаны все существенные элементы налогообложения.

 Введение налога – это принятие соответствующего норматив­ного акта, устанавливающего обязательность уплаты данного на­лога.

 Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически уплачен налогоплательщиком или изыскан с него, сначала его нужно установить (т.е. предусмотреть возможность его взимания и определить элементы налогообложе­ния), а уже затем ввести, т.е. установить обязанность налогопла­тельщиков уплачивать данный налог.

 Наличие двух этих этапов, предшествующих реальному взи­манию налога, закреплено в ст. 1 и 2 НК РФ.

Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа.

  На первом этапе в соответствующей главе Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель определяет плательщиков налога и все основные элементы налогообложения, а для налоговой ставки и срока уплаты налога определенные рамки и основные правила.

  На втором этапе региональный или местный законодатель устанавливает на основе и в рамках главы Налогового кодекса Российской Федерации конкретные налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налога. Только после этого региональный или местный налог считается установленным на территории субъекта РФ или муниципального образования (если налог местный).

 

  Отмена налога есть прекращение взимания налога и исклю­чение его из налоговой системы на основании соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате при­нятия представительными органами власти закона, прекращаю­щего взимание того или иного налога. Прекращение взимания на­лога может происходить также в связи с истечением срока действия нормативного акта, которым был введен налог.

 

Понятие и значение государственного и муниципального кредита.

Государственный кредит - урегулированные нормами права обществен­ные отношения в сфере предоставления Российской Федерацией денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации (национальный государственный кредит).

Значение государственного (муниципального) кредита

    1. На внутреннем рынке - служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания.
    2. На международной арене - предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией Российской Федерации. Субъекты Россий­ской Федерации и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: