История развития гигиены, как науки в России. Выдающиеся ученые-гигиенисты и их вклад в развитие гигиены

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

По гигиене для студентов 3 курса педиатрического факультета

Определение гигиены, как науки. Цели, задачи, методы исследований. Место гигиены среди медицинских наук. Дифференциация современной гигиены.

Гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, на его работоспособность, на продолжительность жизни, и разрабатывающая профилактические мероприятия, и нормативы, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Основная цель – изучение совместно с экологией сложных проблем взаимодействия человека и биосферы для оздоровления человеческой популяции.

Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения.

Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышения сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок.

В гигиене широко применяются физические, химические, бактериологические, физиологические и другие экспериментальные методы исследований:

1) Гигиенические обследования и наблюдения или " санитарные описа­ния ". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2) Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3) Метод санитарного обследования – заключается в обследовании и описании по специальным программам различных объектов (промышленных предприятий, спортивных сооружений).

4) Экспериментальный метод – применяется для искусственного воспроизведения условий окружающей среды, и изучения их влияния на организм человека или животных. Для оценки используют лабораторные методы.

5) Метод физиологического наблюдения – изучения функционального состояния органов человека, находящегося в различных условиях.

6) Метод клинического наблюдения – изучение в условиях клиники сдвигов в организме, возникающих под действием неблагоприятных факторов.

7) Статистический метод – позволяет получить представление о положении или отражении сдвигов в состоянии организма при проведении лечебных мероприятий.

Связь: В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией. В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др. В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

Дифференциация (плакат): 1) Коммунальная гигиена (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы, гигиена жилищ и населенных мест); 2) гигиена Питания + клиника лечебного питания; 3) Гигиена детей и подростков; 4) Гигиена труда + клиника профессиональных заболеваний

+Гигиена города, села, радиационная, больничная, тропическая, личная гигиена и гигиена одежды, военная, морская, авиационного, железнодорожного транспорта, космическая, гигиена полимеров и пестицидов.

 

Санитария – определение, цели, задачи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения.

Санитария – комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления, и сохранения их здоровья.

Цель -профилактика заболеваний и создание оптимальных условий для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Задачи - внедрение в практику разработанных гигиеной норм, нормативов и правил.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей.

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы.

Полномочия: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Структура представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены: 1) управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, им подчинены территориальные отделы.

2) Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ/

3) Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, по железнодорожному транспорту

4) Научно-исследовательские институты и центры;                          5) Противочумные учреждения;

6) Санэпидслужбы министерств и ведомств.

 

Значение знания гигиены и экологических проблем для врачей педиатров. Понятия «первичная» и «вторичная» профилактика. Место и роль врача-педиатра в решении задач профилактической медицины.

1) Для правильного понимания и участия в осуществлении и развитии профилактических мероприятий.

2) Для оценки условий труда, быта, питания пациентов, обслуживаемых врачами.

3) Для обоснования принципов использования благоприятных для укрепления здоровья условий окружающей человека среды, выявления «факторов риска», ограничения или устранения неблагоприятные для здоровья факторов и их комплексов.

4) Для осуществления профилактического комплексного лечения.

5) Для правильного подбора рекомендации по вопросам питания, выбора профессии, трудоустройства людей с нарушениями здоровья или физическими недостатками.

6) Врачи всех специальностей должны организовать (осуществлять) на основе гигиенической и эпидемиологической диагностики в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф мероприятия по размещению, питанию и водоснабжению людей, а также проводить инструментальные исследования и изучение факторов риска ухудшения работоспособности и здоровья населения в этих условиях.

7) Знание гигиены должно помогать врачу в постановке правильных диагнозов, при врачебно-трудовой экспертизе, решении вопросов об этиопатогенезе нарушений здоровья, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и во всех остальных отраслях народного хозяйства.

8) Для пропаганды гигиенических знаний среди населения, пропаганда ЗОЖ.

Первичная профилактика (экология, социология, соц мед, ЗОЖ). – система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.

Вторичная Профилактика (хирургия, терапия, онкология, гинекология), нацеленна на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений.

Профилактика

Вторичная

Гигиена

Первичная
  Терапия, Хирургия, Педиатрия, Стоматология, Гинекология, Онкология   Врач   Врач   Экология, Социальная медицина, Санология, Здоровый образ жизни  
       

История развития гигиены, как науки в России. Выдающиеся ученые-гигиенисты и их вклад в развитие гигиены.

Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX века.

МУДРОВ МАТВЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1776 - 1831 ) впервые в истории медицины начал читать в Московском университете самостоятельный курс военной гигиены. Заслуга М. Я. Мудрова заключается в обобщении и разработке целой системы гигиенических мероприятий по предупреждению болезней. Учил врача исходить не из теоретического, отвлечённого принципа лечения болезней, а из принципа «лечить не болезнь, а больного».

ДОБРОСЛАВИН АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1842 - 1889) Отечественный гигиенист, один из основоположников экспериментальной гигиены в России. Основатель и руководитель первой в стране самостоятельной кафедры гигиены в медико-хирургической академии (1871 г.). А. П. Доброславин опубликовал около 100 научных работ, посвящённых вопросам физиологии и гигиены питания. А. П. Доброславин внёс большой вклад в развитие отечественной военной гигиены.

ЭРИСМАН ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (1842 - 1915) Один из основоположников гигиены в России, швейцарец по происхождению. Первый профессор кафедры гигиены Московского университета. Эрисманом организована и создана первая в России городская санитарная станция. Под руководством Ф. Ф. Эрисмана в 1879- 1885 гг. было проведено углубленное обследование санитарно - гигиенического состояния фабрик и заводов Московской губернии. Ему принадлежит около 100 научных работ на русском и немецком языке, учебники по гигиене.

СЫСИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1879 - 1956) Выдающийся советский гигиенист, заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член АМН СССР (с 1944 г.). Организатор и директор Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР

АНДРЕЕВА - ГАЛАНИНА ЕВГЕНИЯ ЦЕЗАРЕВНА (1888 - 1975) Ученица Г. В Хлопонина. В 1937 г. она создала первую в СССР лаборатории по изучению вибрации. Значительный вклад внесла в разработку проблем вибрационной патологии. Она первая дала полное описание клинической картины вибрацион­ных поражений, ввела понятие «вибрационная болезнь», которое вошло в медицинскую практику. Ею впервые разра­ботаны физиологически обоснованные гигиенические нормы предельно допусти­мых величин вибрации ручных механизи­рованных инструментов комплекс мер по профилактике вредного действия этого фактора

ЛАЗАРЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1895 - 1974) Заслуженный деятель науки РСФСР, своими исследованиями теоретически обосновал и экспериментально доказал значение физико-химических свойств веществ для их токсичности. Эти работы легли в основу определения токсичности новых химических веществ, так называемыми расчетными методами. Под его редакцией вышел справочник «Вредные вещества в промышленности».

КРОТКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1896 - 1983) По его инициативе и при его непосредственном участии в 1957 году создаётся первая в стране кафедра радиационной гигиены в ЦОЛИУВ Ф Г Кроткое внёс большой вклад в решение многих гигиенических проблем, особенно по обеспечению радиационной безопасности профес­сиональных групп.

МЕДВЕДЬ ЛЕВ ИВАНОВИЧ (1905 - 1982) Внёс значительный вклад в развитие гигиены сельскохозяйственного труда и токсикологии пестицидов.

 

Важнейшие эколого – гигиенические проблемы современного мира. Основные группы факторов внешней среды, изучаемые гигиеной. Характер и особенности изменений окружающей среды в ХХI веке.

Проблемы: 1) глобальное потепление климата (парниковый эффект) Уровень Мирового океана за счет таяния льдов повысится к 2050 году на 30–40 см, а к концу столетия – от 60 до100 см. Это создаст угрозу затопления.

2) истощение озонового слоя, расположенного в стратосфере на высоте около 25 км, защищает Землю от агрессивного воздействия жесткого, коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца, поглощая его на 99%. Основным разрушителем озонового щита считают синтезируемые людьми соединения – фторхлоруглеводороды (ф реоны), используемые в холодильниках, в средствах пожаротушения, в аэрозольных упаковках. Фреоны летучи, они поднимаются в стратосферу, где разлагаются, высвобождая атомарный хлор, который разрушает озон. В 1985 г. мировое сообщество ввело ограничение на выбросы фреонов (Венская конвенция об охране озонового слоя);

3) загрязнение воздуха (в т. ч. проблема кислотных осадков). Кислотные осадки – это дождь, туман, снег, водный раствор которых имеет значение водородного показателя рН менее 5,6. В составе кислотных осадков обнаруживается серная и азотная кислоты, которые образуются в результате соединения оксидов азота и диоксида серы с атмосферной влагой. Оксиды азота и диоксид серы попадают в атмосферу при сжигании топлива (угля, нефти, газа), при работе промышленных предприятий, транспорта.

4) загрязнение Мирового океана Основной причиной современной деградации природных вод Земли является антропогенное загрязнение. Главными его источниками являются: сточные воды. К наиболее опасным загрязнителям относятся соли тяжелых металлов, фенолы, пестициды и другие органические яды, нефтепродукты, насыщенная бактериями биогенная органика, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) и другие моющие средства, минеральные удобрения.

Масштабы и темпы загрязнения гидросферы намного выше, чем других природных сред.

5) сокращение биоразнообразия (в т. ч. истребление лесных массивов).

+ загрязнение воздуха токсичными веществами, радоном; низкое качество питьевой воды; свалки опасных отходов; аварийные разливы нефти; ГМО.

Факторы внеш среды: 1. Физические: температура, влажность, движение воздуха, солнечная радиация, радиоактивность. Могут оказывать и отрицательное и положительное воздействие.

2. Химические: химические вещества, элементы, содержащиеся в воде, воздухе, пищевых продуктах. Среди них многие необходимы для жизни.

3. Биологические: бактерии, вирусы, грибы, гельминты. Вызывают различные заболевания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow