Условия труда более благоприятны, если ракета приходит с завода в заправленном состоянии. При заправке в частях опасность интоксикации увеличивается. Причины поражения – нарушение правил техники безопасности и неправильное использование средств индивидуальной защиты.
Меры профилактики:
1.Герметизация оборудования при работе с КРТ.
2. Зонирование военных городков: а) техническая территория; б) санитарная зона; в) жилая, не менее 3 км от технической зоны.
3. Рабочие помещения должны быть просторными, светлыми с хорошей вентиляцией. Подводиться достаточное количество воды, необходимой для смыва и разведения КРТ.
4. Рабочие места оборудуются отдельной вентиляцией.
5. На объектах устанавливаются гардеробы с вентиляцией. Для просушивания и дегазации одежды устраивают сушильные шкафы с вытяжкой.
6. Индивидуальные защитные средства:
а) изолирующе-защитный костюм КР-1, в нем трудно работать из-за теплового нагрева;
б) кислотностойкий костюм изолирующего типа из спец. ткани МВКШ.
|
|
При работе в костюме ракетчика обливают каждый час летом для охлаждения (30% раствором хлористого кальция).
в) противогаз ракетных войск – ПРВ, кроме того, применяются изолирующие противогазы – ИП-46 и шланговые противогазы. Необходимо проводить дегазацию одежды.
Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда в военной авиации. Технический прогресс в авиации и гигиенические проблемы. Средства спасения и жизнеобеспечения при аварийных ситуациях в авиации. Их медицинская оценка.
В авиационной и космической медицине под перепадом барометрического давления принято понимать увеличение или уменьшение давления в окружающей воздушной среде. С физической точки зрения перепадом давления считают фактическую разницу между давлением в герметической кабине самолета или космического летательного аппарата и давлением вне ее, т. е. в окружающей среде, в каждый данный момент.
Увеличение атмосферного давления называется компрессионным перепадом, уменьшение – декомпрессионным. Воздействию декомпрессии летчик подвергается при подъеме на высоту, при аварийном нарушении герметизации кабины, при отказе двигателя (когда прекращается наддув кабины), во время барокамерных испытаний, воздействию компрессионного перепада – при снижении (пикировании). Когда самолеты имели негерметические кабины, сравнительно небольшие высоты полета (7000–8000 м) и малую скороподъемность, существенное влияние на организм летчика оказывал компрессионный перепад, так как на этих самолетах можно было достичь значительных вертикальных скоростей (а, следовательно, значительного и быстрого изменения барометрического давления) только на снижении. В современных же условиях, когда почти все самолеты оборудованы герметическими кабинами, имеют большую вертикальную скорость подъема и совершают полеты на высотах более 10 000 м, неизмеримо возросло значение воздействия на летчика декомпрессионного перепада.
|
|
Перепады барометрического давления характеризуются величиной, продолжительностью, скоростью и кратностью.
Под величиной перепада понимают разницу (в миллиметрах ртутного столба) между барометрическими давлениями в кабине самолета до и после ее разгерметизации. Продолжительность перепада определяется временем, необходимым для полного выравнивания давления в кабине с давлением в окружающей атмосфере на определенной высоте полета.
Скорость перепада изменение давления в кабине самолета в миллиметрах ртутного столба за одну секунду.
Кратность перепада выражает отношение давления в кабине до ее разгерметизации к давлению в окружающей атмосфере.
На организм членов экипажей ВС большое влияние оказывают резкий
сдвиг часовых поясов и быстрая смена климатических зон.
Воздействие дефицита времени и стрессовых ситуаций
Результаты исследований показали, что по мере усложнения
авиационной техники возрастает и напряженность физиологических систем
организма, особенно при работе в условиях дефицита времени и
стрессовых ситуациях.
Работа членов экипажей ВС связана с эксплуатацией аппаратов тяжелее воздуха, которые являются источниками не только повышенной, но и постоянной опасности, при этом средств индивидуального спасения в случае возникновения аварийной и особенно катастрофической ситуации члены экипажей ВС ГА не имеют. К опасным факторам относятся возникновения аварийных или катастрофических ситуаций, связанных с движением ВС на земле и в полете, возможность столкновения с земной поверхностью или препятствиями на земле и в полете по различным причинам:
- ошибок собственных или ошибок диспетчеров УВД;
- отказов авиационной техники;
- воздушного пиратства;
- возникновения пожара;
- разгерметизации кабины;
- разрушения конструкции ВС;
- поражения ВС грозовыми разрядами;
- отравления при работе с ядохимикатами в сельском хозяйстве.
Особый характер труда характеризуется глубоким снижением
психофизиологических и биологических резервов здоровья, вызываемых
неустранимыми специфическими факторами отрыва человека от земли:
- измененной гравитацией;
- угловыми кориолисовыми ускорениями;
- большими величинами перепада атмосферного давления;
- пустым полем бесконечности для зрительного восприятия;
- зрительными, вестибулярными, тактильными иллюзиями
пространственного положения в процессе рабочей деятельности.
Средства спасения и жизнеобеспечения при аварийных ситуациях в авиации.