Особенности обмена веществ у детей и подростков. Роль продуктов животного и растительного происхождения, физиологические нормы питания

В различные возрастные периоды характер обмена веществ меняется. В период роста и развития он характеризуется наибольшей интенсивностью, что обеспечивает пластические и структурные процессы. Потребность в белке в период роста в расчете на единицу массы тела существенно больше, чем у взрослых.

Величина основного обмена у детей в 1,5—2 раза превышает основной обмен взрослого человека. Относительная величина основного обмена (в килокалориях на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается: у детей 2-3 лет — 55, 6—7 лет — 42, 10—11 лет — 33,12—13 лет — 34, у взрослых — 24.

Детский и подростковый периоды характеризуются относительно высоким расходом энергии. Энерготраты взрослого человека в среднем составляют 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте

1—5 лет — 80—100 ккал, у подростков 13—16 лет —50—65 ккал. Повышенные основной обмен и энерготраты у детей и подростков диктуют необходимость особого подхода к организации их питания.

 

Рациональное соотношение белков и жиров в питании детей 1:1.

Приблизительное содержание белков, жиров и углеводов в пище 1:1:3 для детей младшего возраста и 1:1:4 — старшего возраста.

 В период роста и развития важна пластическая функция минеральных элементов, являющихся составной частью клеток и тканейорганизма, а также биокатализаторами обменных процессов. Особоговнимания заслуживает кальций, являющийся структурным элементом костной ткани. Лучшими источниками усвояемого кальция являются молоко имолочные продукты.

 

Полноценное питание должно обеспечивать организм достаточным количеством основных питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды. Оно должно включать незаменимые, не синтезируемые в организме вещества, к которым относятся незаменимые аминокислоты, некоторые полиненасыщенные жирные кислоты, большинство витаминов и минеральных веществ. Питание должно

полностью покрывать энерготраты организма. Рацион должен включать вещества в сбалансированном соотношении, что обеспечивается за счет продуктов, хорошо усваиваемых детским организмом.

Питание должно быть адекватным возрастным возможностям организма, в частности развитию пищеварительного аппарата.

 

Основные критерии физиологической потребности организма детей в энергии и пищевых веществах. Принципы организации питания детей в дошкольных учреждениях с учетом особенностей для отдельных возрастных групп.

 В различные возрастные периоды характер обмена веществ меняется. В период роста и развития он характеризуется наибольшей интенсивностью, что обеспечивает пластические и структурные процессы. Потребность в белке в период роста в расчете на единицу массы тела существенно больше, чем у взрослых.

Величина основного обмена у детей в 1,5—2 раза превышает основной обмен взрослого человека. Относительная величина основного обмена (в килокалориях на 1 кг массы тела) с возрастом

уменьшается: у детей 2-3 лет — 55, 6—7 лет — 42, 10—11 лет — 33, 12—13 лет — 34, у взрослых — 24.

Детский и подростковый периоды характеризуются относительно высоким расходом энергии. Энерготраты взрослого человека в среднем составляют 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте

1—5 лет — 80—100 ккал, у подростков 13—16 лет —50—65 ккал.

Повышенные основной обмен и энерготраты у детей и подростков диктуют необходимость особого подхода к организации их питания

 

 

В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и энергетической цен ности приема пищи. Этот переход должен осуществляться постепенно.

1- й прием пищи — завтрак — составляет 25% суточной энергетической ценности. Он должен состоять из овощных салатов и2 горячих блюд: первое — каши, картофельные и овощные блюда, яйца, творог, второе — горячие напитки (молоко, кофе с молоком, какао на молоке, чай).

2- й прием пищи — обед — составляет 30—35% суточной энергетической ценности. Он должен включать не менее 3 блюд: первое —суп, второе — мясное или рыбное блюдо с гарниром и третье —сладкое.

3- й прием пищи — полдник — должен обеспечить потребность ребенка в жидкости, так как дети после обеда и дневного сна испытывают жажду. На полдник приходится около 15—20% суточной энергетической ценности. Он состоит из жидкости, фруктов, ягод, сластей,печенья, сдобы.

4-й прием пищи — ужин — составляет около 20% суточной энергетической ценности и должен включать не менее 2 блюд: первое — обязательно горячее в виде творожных, овощных, крупяных и другихблюд, второе — молоко, кисель, кефир, простокваша

 

Меню составляют таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда дети получали в 1-й половине дня, так как продукты, богатые белком, повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Эти продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, и при этом требуется большая пищеварительная активность.

 

Физиологические основы режима питания детей. Организация его в дошкольных детских образовательных учреждениях ДДОУ для детей различных возрастов.

При 14-часовом – круглосуточном пребывании ребенка в ДОУ:

завтрак - 25%

обед - 40%

полдник - 10%

ужин - 25%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: