101. Биологический возраст, его определение, показатели, значение при оценке физического развития детей и подростков
Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития
Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
С возрастом степень информативности показателей биологического возраста меняется. От 6 до 12 лет основными показателями развития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. Между 11 и 15 годами наиболее информативны показатели годовой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторичныхполовых признаков и возраст наступления менструаций. В 15 лет и позднее очень важным показателем развития становится появление вторичных половых признаков, а показатели длины тела и развития
|
|
зубов утрачивают информативность.
Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.
Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков.
Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому.
Биологический и паспортный возраст. Проблема «школьной зрелости». Методы изучения, оценка.
Биологический возраст — совокупность морфофункциональных осо
бенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и
развития
Паспортный возраст – это возраст, тождественный его календарному.
Отставание от паспортного возраста является признаком ретардации. Такие дети менее активны на занятиях, отвлекаются и быстро утомляются. У них чаще отмечается перенапряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой и нервной систем. Дети также нуждаются в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебнооздоровительных мероприятий.
|
|
Школьная зрелость -это достижение ребенком такого уровня физического,социального и психического развития, при котором они становятся восприимчивы к систематическому обучению и воспитанию.
К медицинским критериям оценки зрелости ребёнка относят: состояние его здоровья на период осмотра, уровень биологической зрелости и заболеваемость за предшествующий период.
Антропометрические показатели физического развития детей. Методы их определения. Стандарты физического развития, их структура, значение.?
Красный учебник ст 362
Соматомерические
-Измерение длинников
-измерение окружностей
-определение массы тела
Физиометрические показатели
-ЖЕЛ
-измерение мышечной силы рук
-измерение становой силы
Соматоскопические показатели
-состояние оподно-двигательного аппарата (костяк, позвоночник,осанка)
-форма грудной клетки(цилиндриеская, плоская, Коническая)
-форма ног
-Форма стопы
-развитие мускулатуры
-степень жироотложения
-состояние кожи
Составляющие суточного режима (ритма) жизни ребенка различных возрастных периодов. Их значение в развитии и формировании здоровья детей.
Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическим
возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока). Трудовые операции направлены в основном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т.д.).
В возрасте 10—12 лет (5—7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамотой; изготовляют несложные полезные изделия для школы. При выборе профиля обучения и характера практических работ для школьников этого возраста отдается предпочтение работам, связанным с динамическими усилиями, которые менее утомительны, чем статические.
Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможности девочек ввозрасте 10—12 лет уступают возможностям мальчиков. Так, разницав мышее ной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5—3 кг. Свозрастом эти различия увеличиваются. Установлено, что физические возможности 13—14-летних девочек составляют 86% от возможностей мальчиков, в 15-16 лет - 80%, а в 17-18 лет - только 77%. Это послужило основанием для дифференцированного подхода к трудовомуобучению с учетом пола и созданию для девочек специальной программы, которой предусматривается более легкий физический труд,
Учащиеся средних (5—7-е классы) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов
могут выполнять работы в мастерских школ, УПК, участвовать в сборе урожая, уборке кабинетов и мастерских, ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия.
Важным моментом при планировании объема работ является пра
вильное, с учетом возраста, нормирование труда. Оно осуществляется
исходя из почасовых норм взрослых: чем младше школьники, тем
меньше норма выработки. Для учащихся 13—14 лет (7—8-х классов) она
составляет не более 50% почасовой нормы взрослых, а для школьни
ков 16—17 лет (10—11-х классов) — 75%