Классификация контрапунктов

КРАТКИЙ КУРС КОНТРАПУНКТА

«СТРОГОГО СТИЛЯ»

В формулах и схемах

(план-конспект)

Астрахань

2016-2018

Содержание

1. Система. Мелодика…………………………………………………………….5

2. Классификация контрапунктов ……………………………………………….8

ПРОСТОЙ КОНТРАПУНКТ

3. Правила простого двойного контрапункта …………………………………..9

4. Правила простого тройного контрапункта………………………………….11

5. Правила соединения голосов в многоголосии ……………………………...11

СЛОЖНЫЕ КОНТРАПУНКТЫ

6. Сложный вертикально-подвижной контрапункт ….……………………….12

7. Сложный горизонтально-подвижной контрапункт ………………………...13

8. Сложный вдвойне-подвижной контрапункт ………………………………. 15

ИМИТАЦИИ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ КОНТРАПУНКТЕ

9. Классификации имитаций………………………………………………… 17

10. Простая двухголосная имитация ………………………………………… 17

11. Трехголосная простая имитация в простом контрапункте ………………19

12. Двухголосная каноническая имитация …………………………………….19

13. Двухголосная каноническая секвенция I разряда ………………………...20

14. Двухголосная каноническая секвенция II разряда………………………...23

15. Трехголосная каноническая имитация I разряда 

в простом контрапункте ………………………………………………………..23

16. Трехголосная каноническая имитация I разряда в сложном

вертикально-подвижном контрапункте………………………………………...24

17. Трехголосная каноническая имитация II разряда………………………….25

18. Двойные имитации в четырехголосии в простом и в

сложном вертикально-подвижном контрапункте……………………………..27

Список произведений для анализа……………………………………………..29

 

 

От Автора

 

ПРЕДЕЛЬНО СЖАТАЯ ТЕОРИЯ КОНТРАПУНКТА

(«СТРОГИЙ СТИЛЬ») ПО «ШКОЛЕ»

1

0.0. СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ: вариативная комбинаторика на всех уровнях многомерной системы.

0.1. Ладовая система: диатоническая. Используются древние / церковные лады: ионийский, дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский. (Исключаются лады, включающие увеличенную кварту и уменьшенную квинту, т. е. лидийский и гипофригийский).

0.2. Метро-ритмическая система: крупная, минимальная счётная ритмическая единица – половинная. 4/1; 4/2; 5/1; 5/2; 6/1; 6/2; 8/1; 8/2 ets.

0.3. Структурная единица первого порядка: строфа.

0.4. Структурная единица второго порядка: такт.

0.5. Временнáя организация: арсис – тесис = сильное и слабое время такта как координирующий и структурообразущий фактор.

0.6. Аккордовая вертикаль: «Гармония строго письма, в которой каждый аккорд мог следовать за каждым другим, хотя и на диатонической основе, еще не имела формующего элемента тональности»… «тональная связь может совершенно отсутствовать» [Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959. С. 8; с. 9. Вступление]).

 

I. МЕЛОДИКА.

 

1.1. Ладо-интонацинная система: диатоника. («Мелодии строгого письма носят следы происхождения от основных песнопений католической церкви и отличаются всеми свойствами этих песнопений. Они строго диатоничны, принадлежат церковным ладам, и в них нет ходов на трудно интонируемые интервалы: нону, септиму, интервалы увеличенные, уменьшенные и т.п.» [Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959. С. 7. Вступление]). Исключаются интонации, включающие тритоны, увеличенные и уменьшенные интервалы; ходы на диссонирующие интервалы, прежде всего на септиму, нону. Примечание: кварта в мелодике диссонансом не считается. В каденции (два последних звука в мелодической фразе) разрешается использовать полутоны – верхний и/или нижний вводные тоны.

1.2. В мелодике всего два элемента: поступенное движение и скачок. Т.е. терция уже скачок. (По Л. Бусслеру: «3. Скачки вниз не должны превышать чистой квинты, скачки вверх – малой сексты. 6. Запрещаются паузы и повторения кряду одного и того же звука. 7. Объем мелодии не должен превышать октавы, и мелодия не должна выходить за пределы пятилинейой строчки, в каком бы ключе она ни была бы написана» [Бусслер Л. Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта. Имитации, фуги и канона в церковных ладах. Перевод с немецкого С.И. Танеева. М., 1925. С. 3-4]). Примечание: скачок на октаву – редкость, как правило используется при сопряжении мелодико-вербальных фраз со сменой текста.

1.3. Закон равновесия и компенсации: после поступенного движения вверх следует или поступенное движение вниз или скачок вниз. Если скачок вверх, то следует далее поступенное движение или скачок вниз. ЗАПРЕТ: поступенное движение и скачок в одну сторону, скачок и поступенное движение в одну сторону, два скачка в одну сторону исключаются.

1.4. Лиги. Ритмические длительности лигуются в соотношении 1:1 и 2:1 (т.е. одинаковые или бóльшая /вдвое/ с меньшей). Исключение: в многоголосии только бóльшая с меньшей.

1.5. Формообразование мелодики. Структурной основой является строфа, состоящая из ряда мелодических фраз. Мелодические фразы строятся из рядов интонем. (Последовательные ряды интонем стабильные или вариативные). Сами интонемы состоят из элементов, которые варьируются: ритмически; звуковысотно; звуковысотно и ритмически. Последовательность интонем даже при стабильности ряда может менять их звуковысотное сопряжение.

1.6. При ориентации композиторов на определенную тональность, в формообразовании мелодики наблюдается переменность мелодических опорных и ладово-опорных (ладово устойчивых) тонов как в каждой интонеме, так и в интонемном ряду; наблюдаются ладовые варианты (варианты ступеней) на протяжении строфы, одной мелодической фразы или даже в одной и той же интонеме (см. О. Лассо!).

1.7. Каждый мелодический голос в многоголосной партитуре имеет свой интонемный ряд = интонационную драматургию, свою форму-структуру (поэтому при анализе необходимо детально анализировать каждый голос партитуры мелодически, осознавая затем их все в гармоничном единстве и гармоническом /вертикальном/ многомерном пространстве при единой временной координате).

    Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 1–2.

Классификация контрапунктов

Определение контрапункта: это соединение двух и более разных мелодий в одновременном звучании в разных голосах.

Классификация контрапунктов проводится по следующим параметрам.

I.0. По количеству голосов:

I.1. Двойной (два голоса, две мелодии).

I.2. Тройной (три голоса, три мелодии).

I.3. Четверной (четыре голоса, четыре мелодии).

I.4. Пятерной (пять голосов, пять мелодий).

I.5. Шестерной (шесть голосов, шесть мелодий) и т.д.

II. Контрапункты подразделяются также на простой (II.1.0.) и сложные (II.2.0.)

Схема 1.

Простой контрапункт – такой контрапункт, в котором мелодии соединяются только один раз, без их повторения.

    Сложные контрапункты.

Сложные подвижные контрапункты: мелодии соединяются два или несколько раз, меняя соотношения друг относительно друга, поэтому всегда есть первоначальное (основное) соединение мелодий и одно или несколько производных соединений тех же мелодий. Внимание! В сложных подвижных контрапунктах мелодии сами по себе не изменяются!

Сложные симметричные контрапункты имеют ось симметрии и мелодии изменяются относительно оси: в обратимом контрапункте в производном соединении мелодии обращаются (ходу вверх соответствует ход вниз); в ракоходном контрапункте в производном соединении мелодии движутся от последнего (конечного) звука к первому (начальному), сохраняя местоположение в голосахпартитуры.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: