Сложный горизонтально-подвижной контрапункт

Сложный горизонтально-подвижной контрапункт – такой контрапункт, в котором мелодии в производном соединении перемещаются друг относительно друга только по времени, сохраняя своё звуковысотное положение как и в основном соединении (по С.И. Танееву – построении (ПКСП, с. 217).

Примечание: если мелодии перемещаются по тактам, то сохраняются сильные и слабые времена тактов, а если перемещение в производном соединении происходит со смещением сильных и слабых долей такта, то этот важный момент необходимо учитывать при сочинении основного соединения.

Мерой горизонтального (т.е. временн ó го) перемещения является ТАКТ. Таким образом, I ndex h orisontalis – Ih= +- 1; 1/2;1/3; 1/4 такта.

Схема 3а.

Схема 3б.

При сочинении сложного горизонтально-подвижного контрапункта используются две методики.  Обе методики предполагают, что это фрагменты = заготовки (которые необходимо будет переписать отдельно) для какой-либо полифонической формы, например, строфы, которые прозвучат или подряд (через связующий фрагмент), или на расстоянии. То есть сочиняются сразу, одновременно и основное, и производное соединения.

I. Методика «мнимой строчки» или «мнимой Rispost ы» с Cantus firmus.

Действие 1. Берем в основу мелодию – или сами сочиняем мелодию как Cantus firmus.

Действие 2. Сразу решаем – на какое время мы переместим её в производном соединении и помещаем в новой временн ó й позиции на отдельную («мнимую») строку в том же голосе на той же звуковысоте.

Действие 3. Сочиняем контрапункт к обеим временн ы м позициям Cantus firmus – или сразу два двойных ( двухголосных ) контрапункта.

Схема 4.

Действие 4. Переписываем как основное и производные соединения (см. Схему 1) и помещаем в запланированное место произведения.

II. Другая методика сочинения сложного горизонтально-подвижного контрапункта, по т.н. «спирали» подробно изложена и показана Г.И. Литинским в учебнике «Образование имитаций строго письма» и наиболее удобна также и для сочинения сложного вдвойне-подвижного контрапункта (как и использование методики «мнимой строчки» с Cantus firmus). По этой методике мы так же сочиняем два одновременно и основное, и производное соединения мелодий, но уже сразу и, в сущности, по технике канона (канонической имитации), т.е. по тактовым «блокам». «Спираль» возникает, если соединить одной линией порядок действий одновременного сочинения основного и производного соединений на разных нотоносцах.

Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 16–17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: