«Каноническая секвенция – это такая имитация, в которой голоса взаимно имитируют друг друга» [Арнольд Арнольдович Бренинг, профессор Казанской, затем Саратовской консерватории].
В канонической секвенции имеется только ОДНО мелодическое звено, (в отличие от Простой полифонической секвенции, в которой каждый голос имеет своё самостоятельное мелодическое звено, а все они связаны простым или сложным (Iv; Ih; Iv+Ih) контрапунктом), которое канонически перемещается из голоса в голос.
ПРИМЕЧАНИЕ 1: В КАНОНИЧЕСКОЙ СЕКВЕНЦИИ I РАЗРЯДА ВСЕГДА ПРИМЕНЯЕТСЯ Сложный вертикально-подвижной контрапункт!
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Каноническая секвенция I разряда всегда состоит из ДВУХ равных по времени БЛОКОВ (А и В), сколько бы тактов в блоке не содержалось.
Схема 6: КС I: или
Так как «блоки» Канонической секвенции I разряда постоянно перемещаются друг относительно друг друга ПО ВЕРТИКАЛИ, т.е. имитируется только ОДНО единственное (!) «двухблочное» мелодическое звено! И «блок» “А” постоянно перемещается – то НАД блоком “B”, то ПОД ним, возникает Сложный вертикально-подвижной контрапункт, показатель (Iv= - 7; Iv = - 9; Iv= -11) которого мы уже изначально избираем при сочинении (или определяем прианализе данного фрагмента в музыкальном тексте).
Поэтому:
вспоминаем формулу Двойного (двухголосного) Сложного вертикально-подвижного контрапункта, когда мы делим Iv на два интервала – перемещении мелодий “А” и “В” (которые мы условно обозначаем как “x” и “ y”).
Помним формулу: Iv=x+y.
x=Iv-y;
y=Iv-x.
Но в Канонической секвенции I разряда перемещается по голосам только одна мелодия = одно мелодическое звено, состоящее из двух блоков “А” и “В”.
А раз это Каноническая секвенция, то она перемещается по звуковысоте, что обозначается как ШАГ СЕКВЕНЦИИ (обозначим шаг секвенции каким-то символом, например буквой “h”). ПРИМЕЧАНИЕ: если шаг секвенции равен «нулю», то мы получаем т.н. «бесконечный канон».
Если же секвенция движется (вверх или вниз), то необходимо определить два «неизвестных», ИБО: при написании/сочинении Канонической секвенции I разряда УЖЕ известно или ДАНО:
1. Сложный вертикально-подвижной контрапункт: Iv= -
2. Шаг секвенции: h =
3. Количество голосов Канонической секвенции I разряда = k
НЕ ИЗВЕСТНО:
1) Интервал между вступлением Proposta (P)–Pisposta(R) (обозначим этот интервал символом “x”);
2) Интервал между вступлением Pisposta(R) –Proposta1 (P1) (обозначим этот интервал символом “y”).
Это самые важные и определяющие ТРИ ТОЧКИ = начинающие звенья Канонической секвенции звуки: P R P1.
x y
А так как у нас Каноническая секвенция I разряда и она должна передвигаться на определенный/заданный шаг секвенции, то, естественно, звуковысотные интервалы “x” и “y” НЕ равны именно на ШАГ секвенции.
Схема 7.
Примечание: если х=y, то мы получаем т.н. «бесконечный канон», т.е. шаг секвенции равен 0, – или: каждое мелодическое звено в каждом голосе остаётся на первоначальной (исходной) звуковысоте.
Логически рассуждая, для того, чтобы узнать хотя бы одно неизвестное, т.е. интервал “x”, нам надо просто«приравнять» оба неизвестных “x” и “y” (а разница у них как раз в ШАГЕ секвенции).
Поэтому логично возникает формула: Раз Iv (сумма интервалов перемещения голосов (разных мелодий (в Сложном вертикально-подвижном контрапункте) или одной и той же мелодии (в канонической секвенции) разделяется на ДВА звуковысотных интервала, а в Канонической секвенции эти интервалы изначально/заданно НЕ равны на ШАГ секвенции, то, чтобы получить хотя бы ОДНО «неизвестное», нам надо их условно «приравнять»:
х= Iv-h
k
и мы узнаём ОДНО «неизвестное».
А далее – по «формуле Iv = x+y (см. выше).
Примечание: я, для наглядности, обнаружила «антропоморфность» и этой сферы контрапункта: РУКА (как и объясняю студентам).
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 27 и 28–29.