Каноническую секвенцию II разряда мы сочиняем в простом контрапункте при помощи «мнимой строчки» / «мнимой риспосты». Для этого первый блок А Proposta (P) переносим на «мнимую строчку» от звука Proposta(P)1, т.е. от нового звена Proposta – на интервал обратный интервалу Proposta(P)–Pisposta(R), т.е. интервал х над или под последним блоком мелодического звена (в зависимости от порядка вступления голосов). Последний блок мелодического звена секвенции сочиняется как два двухголосия: одна пара голосов с предпоследним блоком мелодического звена, вторая пара – с блоком А на мнимой строчке. Далее просто переписывается мелодическое звено в голосах (не менее трех звеньев, как и в канонической секвенции I разряда).
Схема 8:
Та же техника применения «мнимой строчки» / «мнимой риспосты» применяется в трехголосной канонической имитации II разряда, только мнимую строчку продолжаем, пока длится каноническая имитация.
Каноническая имитация I разряда.
В первом разряде всех канонических форм (канонические имитации и канонические секвенции) ВСЕ ГОЛОСА вступают через РАВНОЕ ВРЕМЯ.
|
|
Трехголосные канонические имитации I разряда в
ПРОСТОМ контрапункте
Если голоса вступают последовательно сверху вниз или снизу вверх через равный интервал и во времени, и звуковысотный интервал (x=y), то такая каноническая имитация первого разряда сочиняется в простом контрапункте.
Схема 9.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 31–33.
Трехголосные канонические имитации I разряда