Так же, как и в трёхголосной канонической имитации, четырехголосная каноническая имитация I разряда сочиняется в простом контрапункте. Если голоса вступают в равных интервальных и временных условиях, т.е. через равный промежуток времени и через одинаковый интервал, а последовательность вступления голосов последовательно сверху вниз или снизу вверх.
Если же изменяется интервал вступления голосов и /или порядок вступления голосов, то четырехголосная каноническая имитация I разряда сочиняется в сложном вертикально-подвижном контрапункте согласно избранному вертикальному показателю (Iv) с плюсовым или минусовым знаком. При этом начинающая пара голосов всегда является осеовным/первоначальным соединением, а следующая пара голосов как производное соединение и вся фактура в целом отвечает четверному контрастному контрапункту.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 42–44.
Техника сочинения четырехголосной канонической имитации II разряда такая же. как и в трёхголосной канонической имитации II разряда при помощи мнимой строчки (мнимой риспосты) и сочиняется в простом контрапункте.
|
|
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 45–46.
20. Двойные имитациив четырехголосии
Схема 12.
I. В простом контрапункте.
I.а.
I.b
II. В сложном вертикально-подвижном контрапункте
II.a
II.b
PI/PII = основное соединение Iv
RI/RII= производное соединение Iv
III.a. Однотемная тональная каноническая имитация (двухголосная) при вступлении второй пары голосов начальная пара голосов переосмысливается как двойная пропоста, а вторая пара воспринимается как двойная риспоста.
Схема 13.