Нововавилонский период (ок. 1004—539 гг. до н. э.)

Первые три - четыре столетия I тысячелетия до н. э. в истории страны иногда называют вавилонскими «Темными веками». Деградация государственной системы достигла пика. Магнаты окончательно подчинили царя своему влиянию, а Вавилония превратилась в своеобразную республику, где реальная власть оказалась в руках олигархии. Отныне царственность стала подобием магистратуры: владыка Вавилонии должен был каждый праздник Нового года (аккад. akītu) переизбираться, проходя обряд касания рук статуи Мардука. Могущество олигархии зиждилось на крупных земельных владениях — латифундиях, распространение которых приводило к стагнации экономики, усилению социальной напряженности и ухудшению положения рядовых граждан — основы вавилонской армии. Ситуация усугублялась и вторжением кочевников — арамеев и халдеев, которое приняло характер стихийного бедствия. В итоге, страна оказалась в неуправляемом состоянии и со временем потеряла независимость.

Около 1004 г. до н. э. II династию Приморья, сменила VI династия касситской племенной группы Бит - Бази. Затем, после кратковременного царствования «эламита» Мар – бити – апла - уцура (VII династия), вавилонский трон занимали представители VIII династии или династии Э, объединявшей разных по происхождению правителей. Из - за продолжавшихся набегов кочевников, цари порой не могли покинуть город, чтобы принять участие в ритуале Нового года; регионы и вовсе оказались предоставленными самим себе. При Мардук – закир - шуми I внутриполитическая борьба привела к расколу государства: против царя восстал его младший брат Мардук – бел - ушати. К тому времени в среде вавилонской олигархии вероятно уже сложилась партия, ориентированная на Ассирию, военная машина которой могла бы обеспечить выгодный для местной знати социальный порядок. Во время мятежа Мардук – бел - ушати ассирийцы пришли на помощь Мардук – закир - шуми I: Салманасар III подавил мятеж, привел к покорности халдеев и развернул широкую идеологическую кампанию, позиционируя себя восстановителем древних храмов страны и защитником братского народа (ассирийцы и вавилоняне говорили на одном языке, исповедовали общую религию и были носителями единой культурной традиции). С этого времени Вавилония фактически стала вассалом своего северного соседа; попытки последующих вавилонских царей изменить это положение опираясь на союз с бывшими врагами — халдеями — имели лишь временный успех. К середине VIII в. до н. э. в Ассирии наступил период временного упадка, что заставило ее отвлечься от нижнемесопотамских дел. Предоставленная самой себе Вавилония стала все глубже погружаться в бездну анархии: источники того времени сообщают о бессилии центральной власти, независимости местных чиновников, мародерстве, захвате земель и ночных побоищах на улицах городов. Для достижения своих целей в условиях ожесточенной внутриполитической борьбы, олигархия всё чаще опиралась на вооруженные отряды кочевников; как следствие, роль этих племен (особенно халдеев) в политической жизни страны неуклонно росла. Уже в 60 - х годах VIII в. до н. э. трон Вавилона при неясных обстоятельствах занял Эриба - Мардук — представитель халдейского племени Бит - Якин, его сменил Набу – шума - ишкун из племени Бит - Даккури. Череда халдейских правителей Вавилона прервалась с воцарением Набонасара, поддержку которому оказали ассирийцы во главе с Тиглатпаласаром III; однако уже сын Набонасара, Набу – надин - зери был свергнут, процарствовав всего около двух лет. Последовавшей неразберихой воспользовались халдеи: в 732 г. до н. э. вавилонский трон захватил Набу – мукин - зери, вождь племени Бит - Амукану (основатель новой смешанной династии — IX); против халдеев вновь выступил Тиглатпаласар III. Разгромив противника, ассирийский правитель решил пойти на исключительный шаг по отношению к покоренной территории: в 729 г. до н. э. он короновался как вавилонский царь под именем Пулу, став одним из представителей IX династии этой страны и объединив таким образом всю Месопотамию в рамках личной унии.

Последующее вековое правление ассирийских царей не принесло ожидаемого успокоения стране. Завоевателей поддерживала прежде всего олигархия, выгодное положение которой обеспечивалось мощью ассирийского оружия. Проблемы рядового населения Вавилонии так и не были решены и как следствие, эта часть общества все чаще ориентировалась на халдеев как единственную значимую силу. В 722 г. до н. э. Вавилон захватил вождь племени Бит - Якин Мардук – апла - иддин II, заключивший союз с Эламом. В 721 г. до н. э. выдвинутые против этого нового вавилонского царя войска Саргона II были разгромлены эламитами у города Дер; на десять лет ассирийцы оставили Вавилонию. Однако сопротивление Мардук – апла - иддину II оказывала местная знать, в том числе жречество, недовольное конфискациями храмовых ценностей на содержание войска. Царь отвечал репрессиями: многие знатные вавилоняне были уведены в плен в Халдею. В 710 г. до н. э. Саргон II вновь двинул войска в Нижнюю Месопотамию и местная знать встретила его как освободителя. Восстановив и расширив привилегии местной олигархии, Саргон короновался как вавилонский царь. После его смерти, Мардук – апла - иддин II вновь попытался воспользоваться положением, что вынудило сына и наследника Саргона — Синаххериба — совершить поход в Нижнюю Месопотамию.

В правление Синаххериба (ок. 705 — 680 гг. до н. э.) произошел резкий поворот в той политической линии которую его предшественники проводили по отношению Вавилонии. Новый правитель опирался на военные круги, так называемую ассирийскую партию, которая на первое место ставила обогащение за счет завоеваний и не считала нужным выстраивать долгосрочную экономическую политику в регионах. Существование дуалистической монархии шло вразрез с интересами этой группировки и Синаххериб приступил к кампании по ограничению самостоятельности и экономического значения Вавилонии. Отразив набег халдеев, он отказался принять титул вавилонского царя; со временем он также приступил к изменению направлений торговых путей таким образом, чтобы ослабить экономическое значение Вавилона. Все эти действия не остались незамеченными и уже в 703 г. до н. э. вавилоняне подняли восстание, возведя на престол Мардук – закир - шуми II, представителя местной знати. Не процарствовав и года Мардук – закир - шуми II был свергнут Мардук – апла - иддином II, войска которого вновь занял священный город. Халдеи становятся главной антиассирийской силой в стране; Мардук – апла - иддин II создает масштабную коалицию из этих семитов, а также арамеев и только появлявшихся на политической сцене Ближнего Востока арабских племён. Однако в 702 г. до н. э. ассирийцы нанесли сокрушительное поражение войскам союзников в битвах при Куту и Кише; в том же году Синаххериб вступил в Вавилон, захватил дворец с придворными и имуществом халдейского вождя, но самому Мардук – апла - иддину II удалось сбежать. В последующее время город стал оплотом антиассирийских восстаний: около 700 г. до н. э. Бел - ибни, ставленник Синаххериба на вавилонском троне, вступил в сговор с халдеями и отложился от Ассирии; после подавления мятежа Синаххериб поставил в Вавилоне собственного сына и наследника Ашшур – надин - шуми, но в 694 г. до н. э. он был свергнут эламитами, которые возвели на престол Нергал - ушезиба. Разгромив мятежников у города Ниппур ассирийский царь захватил Нергал - ушезиба в плен, но около 693 г. до н. э. в Вавилоне закрепился другой независимый правитель — Мушезиб - Мардук. В 691 г. до н. э. Синаххериб выступил в очередной поход против мятежного города. После битвы у города Халуле, он по неясным причинам приостановил продвижение; но в 689 г. до н. э., ассирийцы появились у стен Вавилона. После отказа жителей города сдаться добровольно, Синаххериб взял его силой; царь Мушезиб - Мардук был взят в плен. Солдаты ворвались в город и устроили массовую резню; уцелевших горожан продавали в рабство или выселяли в другие области Ассирийской державы. Армия грабила Вавилон, реликвии вывозились в Ассирию. Обезлюдевший город был подвергнут тотальному разрушению; солдаты уничтожали храмы, дворцовые сооружения, жилые дома, некоторые постройки срывали под фундамент; зарево пожара было видно за десятки километров. Наконец, по приказу Синаххериба, по улицам Вавилона были пущены воды Арахту, превратившие эту территорию в болото, а сама земля, на которой стоял священный город, была проклята на 70 лет. Было ликвидировано и Вавилонское царство; его земли в основном были разделены между халдейскими княжествами, Синаххериб возглавляет войско во время похода в Вавилонию. Зарисовка с рельефа во дворце Синаххериба в Ниневии.

Разрушение Вавилона имело негативные последствия для ассирийской власти. Многие, прежде лояльные представители местной знати перестали поддерживать Ниневию, а в сознании рядовых жителей Месопотамии действия Синаххериба выглядели кощунством. Опора царя на военные круги, больше заинтересованные в сиюминутном обогащении, чем в долгосрочной экономической политике, привела к тому, что Ниневии все труднее было находить сторонников из числа региональной элиты, для которой Ассирия все больше приобретала образ кровавой тирании, жившей за счет террора и ограбления подвластного населения. В самой Ассирии все отчетливее проступали черты общего кризиса: разорение рядовых земледельцев, разложение армии, ассимиляция коренного населения пришлыми арамейскими племенами (формирование современных ассирийцев), нарастающий сепаратизм и конфликты внутри правящего дома — заставляли царя искать выход и союзников на местах. В последние годы Синаххериб резко изменил внутреннюю политику, назначив наследником Асархаддона, за которым стояла другая, так называемая вавилонская партия, опиравшаяся на аристократию, жречество и крупный бизнес.

После убийства Синаххериба в 680 г. до н. э. у власти закрепился Асархаддон. Возрождение ассиро - вавилонского дуализма могло стабилизировать государство, привлечь на сторону царя могущественную и более многочисленную нижнемесопотамскую аристократию, укрепить подорванную экономику; поэтому Асархаддон сразу начал кампанию по восстановлению Вавилона. Работы заняли около 20 лет; для их осуществления было привлечено большое количество ресурсов и лучшие архитекторы Ассирийской державы; многие здания отстраивались даже с большей пышностью в сравнении с тем обликом, который они имели до разрушения. При этом семидесятилетнее проклятье удалось обойти, истолковав начертание соответствующего числа как «10». В город постепенно возвращались уцелевшие жители, знать восстанавливалась в привилегиях, происходило возрождение общественных институтов. За столетия потрясений численность этнических вавилонян сократилась; они все больше смешивались с халдеями, которые уже составляли большинство населения Нижней Месопотамии. К тому времени халдеи сильно вавилонизировались; смешение же двух народов привело к тому, что в соседних странах вавилонян все чаще именовали халдеями. На народном собрании 678 г. до н. э. многие халдеи, обладавшие крупными земельными владениями, получили права вавилонского гражданства, влившись таким образом в ряды местной элиты. Тем временем, действия Асархаддона наталкивались на сопротивление ассирийской партии, и впоследствии военные заставили царя назначить своим наследником младшего сына, Ашшурбанапала, в обход старшего, Шамаш – шум - укина. Это событие осложнило ситуацию; в Лаббанате (пригород Вавилона) группа магнатов предприняла попытку мятежа, но власти оперативно ликвидировали угрозу. В 670 г. до н. э. Асархаддону удалось назначить Шамаш – шум - укина наследником вавилонского трона; однако это шаг оказался политическим просчетом: вместо единого наследника двух престолов, появлялось два разных; фактически, это закладывало основу для последующего раскола державы.

Преемник Асархаддона, Ашшурбанапал, продолжал политику отца в сложных условиях, пытаясь сохранить единство страны на фоне противодействия военных и особенно непростой ситуации со статусом Вавилонии, где в 668 г. до н. э. царем официально стал Шамаш – шум - укин. С этой даты начинается отсчёт истории Второго Вавилонского или Нововавилонского царства, образованного заново, на месте ликвидированного Синаххерибом. Стремясь предотвратить раскол державы, Ашшурбанапал выстроил управление Вавилонией таким образом, что все более - менее значимые дела там решались самим ассирийским царем в обход Шамаш – шум - укина. Город продолжал восстанавливаться и общая стабилизация была в интересах многих его жителей, однако часть олигархии была недовольна политикой Ашшурбанапала и тайно готовила мятеж; под влиянием этой группы находился и вавилонский царь. Весной 652 г. до н. э. началось восстание. Оно оказалось неожиданностью для жителей Вавилонии и в стране произошел раскол: многие крупные города, такие как Кута, Ур, Урук, а также ряд халдейских княжеств остались верны Ассирии; Шамаш – шум - укина поддержали прежде всего Борсиппа, Сиппар и Ниппур, вавилонскому царю также удалось заключить союз с арабами, Эламом, Лидией и Египтом; в столице основная масса граждан также долго колебалась. После двух лет тяжелейших боев, ассирийцы смогли разгромить основные силы противника и весной 650 г. до н. э. подошли к Вавилону. Мощные укрепления защищали город и осада затянулась на два с половиной года. За это время в Вавилоне начались голод и эпидемии, процветала спекуляция хлебом, имело место людоедство. В 648 г. до н. э. после падения Борсиппы, что находилась у пригорода столицы, положение Шамаш – шум - укина оказалось безнадежным, и он вместе с семьей и частью придворных покончил жизнь самоубийством. Ассирийцы сразу начали штурм и взяли город; началась резня и грабежи. Основным объектом террора стали активные сторонники Шамаш – шум - укина, видное место среди которых занимала вавилонская знать. Мятежникам вырывали языки, а тела скармливали животным; часть вавилонян была переселена. Уничтожив противников, Ашшурбанапал привёл город в порядок и в праздник Нового (647) года коснулся рук Бела - Мардука, став новым вавилонским царем под именем Кандалану (в старой литературе Кандалану часто считали отдельным правителем). Ашшурбанапал распространил права вавилонского гражданства на уцелевших жителей Сиппара и Куты, то есть практически на всю область Аккад; он также ликвидировал все племенные княжества халдеев. Истребление во время репрессий значительного числа местных магнатов уменьшило роль крупных землевладений. Итогом всех этих процессов стало оздоровление вавилонской экономики и общественных отношений; возрождалось мелкое землевладение, а с ним — гражданство и армия, исчезали барьеры между рядовыми жителями страны.

Политика Ашшурбанапала получила поддержку в Нижней Месопотамии, но вызвала недовольство ассирийской партии, и в 631 г. до н. э. военные при поддержке сыновей царя подготовили государственный переворот. В Ассирийской державе вспыхнула гражданская война: страна оказалась расколотой между воюющими группировками; часть городов поддержала Ашшурбанапала/Кандалану, который сохранил и вавилонский трон. Однако правление Кандалану оказалось недолгим: уже через несколько лет он, находясь в преклонном возрасте, умер. Воспользовавшись смертью престарелого царя, в одну из ночей 627 г. до н. э. ассирийские военные захватили Вавилон, но горожане вскоре подняли восстание и выбили солдат противника из столицы. Одновременно, узнав о смерти Кандалану, в Приморье отложился наместник Ниневии, халдей Набу-апла-уцур (Набопаласар). Его армия захватывала один город за другим, выбивая оттуда вражеские гарнизоны. 12 числа месяца ташрит (10 октября) 626 г. до н. э. ассирийцы были разбиты вавилонянами на подступах к священному городу. Отсутствие царя после смерти Кандалану вполне устраивало вавилонскую олигархию, однако осознавая необходимость объединения сил, имущие слои были вынуждены обратиться к Набопаласару. 26 арахсамна (23 ноября) последний торжественно вступил в Вавилон, где был провозглашён новым царём. Он стал основателем X династии которую также называют халдейской.

Венчание Набопаласара в священном городе ещё не означало восстановления независимости страны. В течение долгих последующих лет продолжалась тяжелейшая война с Ассирией, в которой стратегическая инициатива неоднократно переходила из рук в руки. Окончательная победа антиассирийской коалиции была одержана в 612 г. до н. э., когда мидийцы, скифы и вавилоняне взяли Ниневию, разграбили и разрушили основные города Ассирии. Остатки войск противника были позже разбиты у Харрана и в 609 г. до н. э. война была закончена.

Правление Набопаласара занимали постоянные войны: после разгрома Ассирии царство вступило в борьбу с Египтом за гегемонию в Передней Азии. В такой обстановке Набопаласар не мог уделять достаточного внимания столице: благоустройство Вавилона продолжалось, но многие действия преследовали временные цели, имели половинчатый эффект. Известно, что Набопаласар вел работы по реконструкции центрального святилища — Эсагилы, начал перестройку стен Имгур - Энлиль и Немет - Энлиль, вокруг которых сооружался оборонительный ров, построил временный дворец на берегу Евфрата. Однако большинство мероприятий в столице царь завершить не успел.

Смертью престарелого Набопаласара в 605 г. до н. э. попыталась воспользоваться вавилонская олигархия, однако ее действия натолкнулись на сопротивление новой политической силы — халдейской военной верхушки. Под давлением военных олигархия признала царем сына Набопаласара — Набу – кудурри - уцура (Навуходоносора II), который в том же году получил царственность из рук Бела - Мардука.

Правление Навуходоносора II стало важной вехой не только в истории города, но и в жизни всего Ближнего Востока. Новый правитель сумел превратить свое царство в одну из величайших держав в истории Древнего Востока, а Вавилон — в важнейший экономический, политический и культурный центр тогдашнего мира. Само имя Навуходоносора II — царя и полководца — надолго осталось в памяти народов Востока, а через них стало известно и европейской культуре.

Новый царь всячески украшал и укреплял столицу; при Навуходоносоре II Вавилон пережил настоящий строительный бум. Важнейшие улицы мостили кирпичом и плиткой из импортных горных пород — розовой брекчией и белым ливанским известняком. Барельефами покрывались стены дворцов, храмов, богатых домов. Царь приступил к строительству настоящей набережной Евфрата; через эту же реку, ширина которой в черте Вавилона порой достигала 150 м, началось возведения моста для соединения Западного и Восточного города. Мост возводился на массивных быках из блоков известняка и обожженного кирпича, достигал 115 м в длину, 6 м в ширину и имел съемную часть. Навуходоносор II продолжал украшать и перестраивать храмы. В частности, была завершена реконструкция Эсагилы, облик которой приобрел необычайную пышность. Закончилась отделка «Вавилонской башни» — зиккурата Этеменанки. Большое внимание царь уделял обороне города; в условиях ухудшения отношений с бывшим союзником, Мидией, это приобретало особую актуальность. Была завершена перестройка стен Имгур - Энлиль и Немет - Энлиль, которые стали выше и мощнее. Толщина Имгур - Энлиль достигла 6,5 м; через каждые 20 м в ней чередовались большие поперечные и малые продольные башни. Немет - Энлиль приобрела толщину до 3,75 м и также была снабжена крепостными башнями. Навуходоносор завершил строительство рва, по внутреннему периметру которого была выстроена третья, так называемая стена рва. Сам ров соединялся с Евфратом, который заполнял его водой. Не довольствуясь тройным кольцом стен, царь возвел две мощных крепости - замка у главного, северного входа в город, возле ворот Иштар, по обе стороны от дороги Процессий. Более того, вокруг всего Восточного города, царь построил еще одну, Внешнюю стену длиной около 18 км, охватывающую предместья на левом берегу Евфрата. Наконец, вблизи всей этой сложной фортификационной системы проходила масштабная линия укреплений — 150 километровая Мидийская стена, которая защищала центральные области страны от угрозы со стороны восточного соседа.

Беспрецедентного размаха достигло дворцовое строительство. Вместо временной резиденции Набопаласара, разрушенной одним из паводков, Навуходоносор II возвел новый роскошный дворец в северо - западном углу Восточного города. Окруженный мощными фортификационными сооружениями, этот, так называемый Южный дворец состоял из пяти комплексов построек, каждый из которых представлял собой отдельную крепость внутри общей дворцовой крепости. Для защиты этого комплекса от вод Евфрата, прямо в середине русла реки был выстроен мощный бастион. Согласно традиции, для одной из своих жен — мидийской царевны Амиитис — царь приказал возвести знаменитые Висячие сады — второе из Семи чудес света. В ближайшем к Евфрату замке, что располагался у Ворот Иштар, Навуходонсор II за пятнадцать дней выстроил ещё один, так называемый Центральный дворец. Последний играл роль своего рода музея, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе и в Ассирию. Наконец, третий, Северный или Летний дворец был выстроен в районе предместий. По форме он представлял мощную крепость, охранявшую северный вход в предместья на линии внешней стены. Довольно быстро область в округе Северного дворца превратилась в элитный район Бит – шар - Бабили (аккад. Bīt – šar - Bābili «Дом царя Вавилона»), застроенный виллами вельмож и богачей.

Вавилон, изначально бывший видным центром борьбы против ассирийской тирании в VI в. до н. э. стал центром такой же империи, практикующей террор, ограбление подвластных земель и массовые переселения покоренных народов. Сюда стекались многочисленные богатства: разнообразные товары, предметы роскоши, драгоценные материалы, реликвии; здесь бился пульс экономической и культурной жизни всей Передней Азии. Развитие ремесла и товарно - денежных отношений достигло высокого уровня: Вавилон имел славу города, где можно было купить или продать любой товар, известный древнему миру. Процветали разнообразные виды ростовщичества и аренды (особенно недвижимости), получили распространение крупные торговые организации, такие как дом Эгиби и дом Мурашу, формировались зачатки банковских институтов (комменда). Наряду с относительно законными методами заработка, в были широко распространены разнообразные формы нелегальной деятельности: аферы, спекуляции, вымогательство и грабежи. Город был известен беспрецедентно высоким уровнем преступности; в источниках упоминается о существовании сетей организованного криминалитета, порой в масштабах целой страны. По ночам на улицах Вавилона было настолько небезопасно, что стало обычным разъединять мосты с наступлением сумерек. В городе проживало много приезжих, в том числе чужеземцев — арамеев, арабов, египтян, евреев. Соприкосновение с ценностями и бытом этой древней цивилизации, в своём развитии давно отошедшей от патриархально - родовых идеалов древнееврейского общества, оказало на представителей последнего неизгладимое впечатление.

В 562 г. до н. э. после 42 лет царствования умер Навуходоносор II и между двумя группировками — вавилонской олигархией и халдейскими военными возобновилась борьба за власть. При поддержке военных престол занял старший сын покойного царя — Амель - Мардук, однако олигархия подготовила переворот. В августе 560 г. до н. э. Амель - Мардук был убит заговорщиками во главе с зятем Навуходоносора II, военачальником Нергал – шар – уцуром (Нериглиссаром); последний и стал новым царем. Нергал – шар - уцурпродолжал мероприятия Навуходоносора по благоустройству столицы: возведение набережной, украшение Эсагилы. Однако уже в 556 г. до н. э. царь скончался и борьба за власть возобновилась с новой силой. Халдеи возвели на вавилонский престол несовершеннолетнего сына Нергал – шар - уцура — Лабаши - Мардука; спустя некоторое время олигархия выдвинула своего претендента — видного аристократа, сановника и дипломата Набу – на ида (Набонида), этнического вавилонянина. Борьба закончилась победой последнего и в июне 556 г. до н. э. Лабаши - Мардук был убит.

В первые годы правления Набонид продолжал политику своих предшественников: благоустраивал город, одаривал его храмы. После победы над киликийским царством Хуме, царь пожаловал Эсагиле, и двум другим важнейшим святилищам страны около 3 т серебра, 160 кг золота и 2850 пленников. Вместе с тем, Набонид осознавал, что могущество вавилонской олигархии представляет угрозу стабильности и суверенитету государства. Как только власть царя окрепла, а на внешних границах державы стало относительно спокойно, Набонид начал борьбу с олигархами. В этой борьбе большое значение имела «археологическая» деятельность царя: стремясь обрести поддержку в провинциях, он принялся с необычайной пышностью перестраивать храмы в Харране, Сиппаре, Ларсе, Уруке, Уре и других центрах. В провинциальных городах страны царь ставил у власти лояльных ему людей. В противовес жречеству Мардука он выдвигал местные культы — Сина, Шамаша и др. С целью ослабления экономической роли Вавилона, Набонид решил взять под контроль торговые пути, идущие из Африки и Восточного Средиземноморья через Сирийскую пустыню к нижнемесопотамским городам. Для этого он инициировал войну с арабскими племенами, в ходе которой захватил обширную территорию вплоть до города Ятрибу (Медина). Для предупреждения попыток государственного переворота царь назначил своего сына Бел – шар - уцура (Валтасара) соправителем; последний находился в Вавилоне, командуя преданным ему халдеями и пресекал попытки мятежа. Набонид прекратил празднование Нового года в столице, лишив таким образом олигархию возможности законным образом избрать нового царя. Сам Набонид не появлялся в Вавилоне, а сделал своей резиденцией арабский город Тему (совр. Тейма). Борьба продолжалась десять лет; в итоге олигархия была вынуждена капитулировать. В 543 г. до н. э. царь вернулся в Вавилон, однако к тому времени обстановка на внешних границах державы кардинально изменилась.

К середине VI в. до н. э. в соседней Мидии развернулась внутриполитическая борьба: против царя Астиага выступила часть местной знати. В 553 г. до н. э. в Аншане, одной из областей Мидийской державы, подняли восстание племена персов, возглавляемые вождём по имени Кураш (Кир II); часть мидийской знати, недовольная Астиагом, перешла на сторону восставших и уже в 550 г. до н. э. Кир взял столицу Мидии, Экбатаны. Огромная держава внезапно перестала существовать; Кир стремительно приводил к покорности территории, некогда входившие в её состав. В 547 г. до н. э. под ударами персов пала другая крупная держава Ближнего Востока — Лидия. К 539 г. до н. э. Кир завершил завоевание Малой Азии и весной 539 г. начал поход на Вавилонию. В этих условиях недовольная Набонидом олигархия вновь подняла голову. Полагая, что переход на сторону персов позволит избавиться от ненавистного царя, избежать кровопролитной войны и закрепить свое выгодное положение в обществе, олигархия организовала масштабную идеологическую кампанию, целью которой была дискредитация Набонида. В стране широко распространялись разного рода памфлеты, слухи, порочащие царя, активно работали персидские эмиссары. Уже в самом начале войны Набонида предал правитель области Гутиум Угбару. Опасаясь перехода месопотамских городов на сторону врага, летом 539 г. Набонид приказал увезти в Вавилон идолы богов из ряда областей, расположенных вне зоны укреплений. Дальнейший ход событий неясен, но опираясь на современные тем событиям письменные источники, ученые реконструируют следующую картину.

Коренную территорию страны защищала масштабная Мидийская стена. Возведённая еще при Навуходоносоре II, она протянулась на 150 км от Сиппара до Упи (Описа) и проходила вблизи Куты и Вавилона. Опис был одним из ключевых городов этой оборонительной линии: он контролировал переправы в месте, где восточный край укреплений подходил к естественной преграде — глубоководной реке Тигр; взятие Описа могло иметь решающее значение в войне. При приближении персидских войск город восстал против Набонида, однако мятеж подавил Бел – шар - уцур (Валтасар). Вскоре подошло войско Кира; в разыгравшейся битве (август 539 г. до н. э.) персы нанесли сокрушительное поражение силам Бел – шар - уцура. Путь в сердце страны оказался открыт; войско Кира обошло Мидийскую стену и осадило Сиппар. Набонид лично возглавил оборону города однако гарнизон Сиппара защищался крайне неохотно. Вскоре царь был вынужден отступить в Вавилон; 10 октября Сиппар оказался в руках персов, а уже через два дня, 12 октября 539 г. до н. э. пал и сам Вавилон.

Подробности взятия Вавилона остаются недостаточно ясными. Геродот и Ксенофонт приводят легенду согласно которой персы отвели воды Евфрата и ночью, когда ничего не подозревавшие горожане отмечали праздник, вошли по безводному руслу в город. Берос указывает, что Набонид командовал основными силами вавилонян, был разбит и отступил в Борсиппу. Кир взял Вавилон и велел разрушить внешние стены города, ибо последний показался царю очень грозным. Затем Кир организовал осаду Борсиппы, но Набонид прекратил сопротивление и добровольно сдался в плен. Совершенно легендарные сведения приводятся в Книге Даниила, создание которой исследователи относят к позднему времени (II в. до н. э.). Согласно этому источнику, по воле Яхве Навуходоносор был свергнут с царского престола, отлучен от людей и уподобился животному, живя с дикими ослами и питаясь травой. Однажды его сын, царь Валтасар, пируя в Вавилоне, приказал подать сосуды Иерусалимского храма, из которых Валтасар, его вельможи и наложницы стали пить вино. Внезапно на стене дворца появились пальцы руки чертившие по - арамейски: «Мене, мене, текел, упарсин». Валтасар созвал мудрецов и пообещал награду тому, кто разгадает это знамение. Лишь еврейский пророк Даниил сумел истолковать знамение: Бог сосчитал дни царства Валтасара, измерил последнего, нашел легковесным и решил разделить его царство между завоевателями — мидянами и персами; в ту же ночь Валтасар, «царь халдейский» был убит, а его царство принял некто Дарий Мидийский. Эта же история пересказывается Иосифом Флавием. Источники, современные падению Вавилона, указывают на то, что город был взят без боя. Вавилон был необычайно хорошо укреплен и его осада могла отнять у противника много времени и сил; вместе с тем, столь быстрое взятие города противоречит такому сценарию. Археологические раскопки также не обнаружили следов пожаров или насильственных разрушений в соответствующих слоях. По всей видимости олигархия, настроенное ею рядовые граждане, а также другие слои, недовольные политикой Набонида, сами открыли ворота Угбару и персам. Согласно Вавилонской хронике, Набонид был захвачен в плен; вошедшие в город войска окружили ворота Эсагилы и обеспечили соблюдение порядка. Спустя месяц, 29 октября 539 г. в священный город вступил сам Кир; население Вавилона, согласно указанному источнику, торжественно встретило персидского царя. Кир помиловал Набонида и отправил его в почетную ссылку наместником Кармании; Бел – шар - уцур был казнен; Вавилония вошла в состав державы Ахеменидов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: