Приступая к изучению материала темы, необходимо уяснить, что называется рабочим циклом двигателя; их каких последовательных, периодически повторяющихся в каждом цилиндре процессов он состоит; что процесс, происходящий за один ход поршня, называется тактом.
Обратите внимание на принципиальные отличия в рабочих циклах различных типов двигателей. Усвойте преимущества и недостатка карбюраторных и инжекторных двигателей по сравнению с дизельными.
Обратите внимание на различные значения давления сжатия у дизельных и карбюраторных двигателей. Усвойте преимущества и недостатки четырехтактных двигателей по сравнению с двухтактными, карбюраторных по сравнению с дизельными двигателями.
|
|
Изучите, как протекает работа многоцилиндрового двигателя. Уясните, что называется порядком работы двигателя, от чего он зависит. Что такое интервал работы двигателя?
Уясните, какие существуют способы расположения цилиндров в многоцилиндровом двигателе, дайте оценку различных способов расположения цилиндров.
Наглядное представление о работе многоцилиндрового двигателя даёт таблица чередования тактов.
Форма таблицы приводится в рекомендованной литературе. Прежде чем приступить к построению таблицы, надо выяснить через какие интервалы следуют одноимённые такты; порядок работы двигателя, т.е. порядок чередования одноимённых тактов в цилиндрах.
Интервал между одноимёнными тактами выражается углом поворота, который определяете делением полного угла поворота коленчатого вала за цикл (7200 для четырехтактного двигателя) на число цилиндров.
Зная порядок работы двигателя и угол поворота коленчатого вала, через который следуют такты, разносят по таблице сначала только один такт (лучше раб. ход), затем заполняют таблицу для каждого цилиндра в отдельности, откладывая по вертикали вниз в масштабе длительность каждого такта (условно 1800) в градусах, соблюдая последовательность протекания тактов.
Источники: О.1,с.1, с.8-27; О.2, с.23-39; Д.3, с.13-28; Д.10.
Вопросы для самопроверки
1. Что, называется рабочим циклом двигателя?
|
|
2. Что, называется тактом?
3. За сколько оборотов колен. вала осуществляется рабочий цикл в четырёхтактном двигателе?
4. Какой двигатель внутреннего сгорания называется четырёхтактным?
5. Как протекает рабочий цикл четырёхтактного карбюраторного двигателя?
6. Как протекает рабочий цикл четырёхтактного дизельного двигателя?
7. В чём заключается принципиальное отличие между рабочими циклами
дизельного и карбюраторного двигателей?
8. Преимущества и недостатки карбюраторного двигателя по сравнению с дизельным.
9. Какие существуют способы взаимного расположения цилиндра в многоцилиндровом двигателе?
10. Какие преимущества имеет многоцилиндровый двигатель по сравнению с одноцилиндровым?
11.В чём преимущество V-образного расположения цилиндров перед однорядным?
12.Что называется порядком работы двигателя?
13.Какой порядок работы двигателей ВАЗ-2110, ЗМЗ-406, ЯМЗ-236, КамАЗ-740?
Тема 4. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Содержание
Назначение кривошипно-шатунного механизма. Устройство кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Устройство деталей КШМ. Блок-картер (блок цилиндров). Цилиндры двигателя. Головка цилиндров. Поршни. Поршневые кольца. Поршневые пальцы. Шатуны. Шатунные и коренные подшипники. Коленчатый вал. Маховики. Подвеска силового агрегата.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Следует уяснить, что кривошипно-шатунный механизм (К.Ш.М.) - это основной механизм двигателя.
Запомните, что кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное движение поршней, воспринимающих давление газов, во вращательное движение коленвала и состоит из двух групп деталей: подвижных и неподвижных.
Изучите назначение и устройство каждой детали механизма, а также их взаимодействие в работе.
Уясните, как уплотняются мокрые гильзы в блоке двигателей изучаемых автомобилей.
Запомните, как правильно устанавливать кольцо на поршне, соединять поршень с шатуном, а затем установить в гильзу цилиндра. При изучении устройства коленвала обратите внимание, как он устанавливается в блоке, как фиксируется от осевых, смещений, на уплотнение его концов в блок-картере двигателя. Обратите внимание на особенность устройства кривошипно-шатунного механизма У-образных двигателей.
Источники: О.1, с.28 – 42; О.2, с.29-57; Д.3, с. 29-494; Д.10
Вопросы для самопроверки
1. Объясните назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма.
2. Объясните назначение и устройство цилиндров двигателя.
3. Объясните назначение, устройство и материал изготовления головки блока.
4. Объясните формы камер сгорания, их сравнительную оценку. Объясните, как уплотняются гильзы цилиндров в блок-картере двигателей.
5. Объясните назначение, условия работы и устройство поршня.
6. Объясните какую форму имеет поршень двигателя?
7. Объясните назначение и устройство поршневых колец и пальцев.
8. Объясните назначение и устройство шатунов
10. Объясните конструктивные особенности шатунов дизеля ЯМЗ-236.
11. Объясните назначение, устройство и материал изготовления шатунов и коренных вкладышей.
12. Объясните назначение и устройство коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя.
13. Объясните особенности устройства колен. валов дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-740.
14. Объясните, какими способами фиксируется колен. вал от осевых смещений?
15. Объясните, как устроено уплотнение концов колен. вала в картере двигателя?
16. Объясните назначение и устройство маховика.
17. Объясните способы крепления изучаемых двигателей на раме.
Тема 5. ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Содержание
Назначение газораспределительного механизма (ГРМ). Общее устройство и принцип работы ГРМ различных типов, их сравнительная оценка. Устройство деталей ГРМ. Распределительный вал. Толкатели. Устройство деталей клапанной группы.
|
|
Зазор в механизме и устройства для его регулировки. Фазы газораспределения, их влияние на работу двигателя. Механизмы изменения фаз газораспределения и подъема клапанов.