Компании, как и люди непохожи друг на друга. Они отличаются по целям, по методам работы, по атмосфере внутри компании и т.д. У каждой компании своя корпоративная культура.
Корпоративная культура -это система ценностей, норм и правил, по которым работает компания.
Корпоративная культура - это то, как компания работает. Это совокупность писаных и неписанных законов, по которым живёт компания. Сюда же входят обычаи, традиции, мифы, легенды, анекдоты, шутки и т.п.
Она отвечает на вопрос: «Как мы себя ведём, работая в этой в компании?»
Нет никаких официальных документов предписывающих предприятию заниматься своей корпоративной культурой. Так называемая нематериальная (неценовая) основа успеха любой организации. Она имеет сугубо практическую направленность и если построена грамотно и умело, то способна способствовать успешному развитию бизнеса. Как?
Корпоративная культура призвана создать благоприятный производственный микроклимат, достойная оплата труда и льготы, возможности личного роста.
Получаем максимальную отдачу от человеческого капитала: снижается текучесть кадров, повышается их заинтересованность в эффективности и качественности своей деятельности на благо компании.
Появляется возможность повысить уровень оказываемых на рынке услуг или качество создаваемой продукции.
Что в свою очередь ведёт к завоеванию рынка и созданию высокой репутации на рынке.
Это является гарантом прибыльности и эффективности предприятия как на данный момент, так и на перспективу.
Виды корпоративной культуры.
1. Формальная (осознанная, официальная, управляемая, поддерживаемая руководством, закреплённая в официальных документах).
2. Неформальная ( не осознанная, стихийная, создаётся под влиянием неформальных лидеров)
Компоненты корпоративной культуры.
Ценности (система), миссия, философия.
Ценности – истинный босс компании. Это приорететы, которые выделяет компания в своей деятельности.
Именно ценности являются ядром, определяющим корпоративную культуру в целом.
Ценности определяют:
· стили поведения в компании;
· стили общения с коллегами и клиентами;
· уровень мотивированности персонала;
· активность персоналаи другое.
Каждый сотрудник, на любом уровне, в любое время, в любой ситуации, принимая любое решение, руководствуется ценностями компании. Меньше всего в мотивации нуждается тот сотрудник, у которого личностные ценности полностью совпадают с корпоративными. В определение корпоративных ценностей обязательно надо учесть род деятельности организации.
Виды ценностей: удовлетворённость клиентов, надёжное партнёрство, качество товара и услуг, скорость выполнения заказов, первенство в новейших технологиях, безопасность, экологичность, насыщение рынка, низкие цены, высокие элитные цены, высокий сервис, высокое качество обслуживания и т.д.
Так, для компаний, работающих в сфере услуг, принципиально важно особое отношение к людям. Первостепенное значение в этой сфере имеет искренняя любовь к клиенту. Только она может побудить клиента в ответ любить компанию и пользоваться ее услугами. «Клиент всегда прав»
Корпоративная культура компаний, работающих на рынке услуг, должна быть проникнута атмосферой взаимного уважения, творчества, инициативы.
Сотрудники производственных организаций больше всего ценят стабильность. Это связано с тем, что на производстве действия персонала ориентированы в первую очередь на процессы. Главный фактор успеха при этом – стабильность
Но выходя на рынок, особенно на рынок с большой конкуренцией, компании необходимо продумать, а зачем клиентам могут понадобиться именно её товары или услуги, и почему среди множества предложений люди должны обратить внимание именно на эту компанию. Чем она хочет привлечь клиентов?
На эти вопросы призвана ответить миссия организации.
Миссия компании - это корпоративная идеология, которой соответствуют сотрудники компании и которая отражается в их работе.
Когда компания выходит на рынок первое зачем она это делает - это получение прибыли. И миссия организации должна помогать компании в этом.
Задача руководства - четко определить причину существования и цель деятельности, найти изюминку организации.
- Правила поведения в компании
Корпоративные правила – это точное определение того, что следует делать сотрудникам организации в конкретной ситуации. (Корпоротивный кодекс, корпоративное руководство).
В некоторых компаниях их называют справочником работника (сотрудника), правилами поведения в компании и т.д. Создание такого документа отражает стремление первых лиц компании приучить свой персонал действовать по установленным правилам.
Документ должен выдаваться сотруднику в первый день прихода на работу, и руководитель сотрудника принимает зачет по знанию правил работы в компании, избегая формального подхода (иначе завтра столкнется с непреодолимыми трудностями).
В западных компаниях корпоративные правила считаются законом, обязательным для выполнения. Причем за их соблюдением следят все: сами сотрудники, линейные и топ-менеджеры