Формирование грамматического строя речи у учащихся младших классов

Формирование грамматического строя речи учащихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является одним из обязательных разделов коррекционной работы на протяжении всего времени обучения. Если проследить динамику формирования речи у учащихся, то окажется, что аграмматизм, постепенно исчезая из обиходной повседневной речи, остается неизменной принадлежностью письменной речи. Каждая вновь появляющаяся грамматическая конструкция вызывает значительные затруднения у детей, требует дополнительной работы по ее освоению. Многие грамматические конструкции усваиваются детьми с тяжелыми нарушениями речи неосознанно и не могут быть использованы в построении самостоятельных высказываний. Кроме того, недостаточность речемыслительной деятельности - языкового анализа, синтеза, способности к языковым обобщениям - затрудняет практическое усвоение грамматики родного языка на дотеоретическом уровне в виде целостной системы так, как это происходит в норме.

Специфика работы по формированию грамматического строя речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии - умении анализировать языковой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами языка, обобщать полученные знания. На этой основе у детей формируется представление о различных грамматических формах и конструкциях. Происходит работа по уточнению значений известных грамматических единиц и способов их употребления. Работа по формированию грамматического строя осуществляется на всех уроках и во внеурочное время. Однако цели и задачи, методы и приемы, виды упражнений варьируются в зависимости от содержания и дидактической цели урока или внеклассного мероприятия.

Уроки развития речи занимают особое место в системе формирования навыков общения. Упражнения, выполняемые на этих уроках, носят двоякую направленность: с одной стороны, они готовят учащихся к применению знаний в процессе общения, с другой - создают предпосылки для освоения языковой системы, компенсируют отсутствие языкового чутья у детей.

Специальные грамматические упражнения включаются в урок или занимают его полностью. К отбору языкового материала предъявляются следующие требования:

• предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям учащихся данного возраста

• на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление подбирается хорошо известный материал, усвоенный лексически, а вновь вводимая и закрепляемая лексика может и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют. Новые же грамматические формы предъявляются на базе хорошо известной лексики. Новая лексика и новая грамматическая тема на одном уроке не вводятся;

• предъявляемый материал должен укладываться в основные правила грамматики языка, исключения из правил заучиваются как лексические единицы;

• должна соблюдаться последовательность упражнений: упражнения на восприятие всегда предшествуют упражнения на самостоятельное употребление, языковые упражнения речевым, причем упражнения первого типа направлены на запоминание грамматических единиц, а вторые - на тренировку в употреблении их в речи, т. е. автоматизацию навыков пользования этими языковыми единицами;

• на уроках развития речи изучаются грамматические конструкции и формы только в практическом плане без грамматической терминологии (она появляется в 3-м классе при условии, что ученики хорошо усвоили значение слова и используют в самостоятельной речи).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: