Задачи, содержание и система работы по формированию грамматического строя речи в условиях специального обучения

Задачи этого раздела можно рассматривать в трех на правлениях:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

МОРФОЛОГИЯ

Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный – (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

В СИНТАКСИСЕ

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении.

 

Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знаний общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.

Пути формирования грамматически правильной речи:

1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

4. Исправление грамматических ошибок.

Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Особенности их структуры и методика проведения.

Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков:

1) по основной дидактической цели:

– уроки ознакомления с новым материалом;

– урок закрепления изученного;

– урок применения знаний и умений;

– урок обобщения и систематизации знаний;

– урок проверки и коррекции знаний и умений;

– комбинированный (смешанный) урок.

2) по основному способу проведения уроков: в форме беседы, лекции, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания различных форм занятий.

3) по основным этапам учебного процесса:

– вводные уроки;

– уроки первичного ознакомления с материалом;

– уроки усвоения понятий, законов, правил;

– уроки применения знаний на практике;

– смешанные или комбинированные уроки.

 

Общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе которых выделяются:

1) актуализация прежних знаний и способов действий;

2) формирование новых знаний и способов действий;

3) применение знаний и формирование умений и навыков.

Основные этапы урока:

1) организационный этап;

2) опрос и проверка домашнего задания;

3) объяснение нового материала;

4) закрепление изученного материала;

5) обобщение и систематизация материала;

6) постановка домашнего задания.

Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow