Задачи этого раздела можно рассматривать в трех на правлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
МОРФОЛОГИЯ
Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный – (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).
|
|
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.
В СИНТАКСИСЕ
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении.
Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знаний общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.
Пути формирования грамматически правильной речи:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
4. Исправление грамматических ошибок.
Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Особенности их структуры и методика проведения.
Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков:
1) по основной дидактической цели:
– уроки ознакомления с новым материалом;
– урок закрепления изученного;
– урок применения знаний и умений;
– урок обобщения и систематизации знаний;
|
|
– урок проверки и коррекции знаний и умений;
– комбинированный (смешанный) урок.
2) по основному способу проведения уроков: в форме беседы, лекции, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания различных форм занятий.
3) по основным этапам учебного процесса:
– вводные уроки;
– уроки первичного ознакомления с материалом;
– уроки усвоения понятий, законов, правил;
– уроки применения знаний на практике;
– смешанные или комбинированные уроки.
Общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе которых выделяются:
1) актуализация прежних знаний и способов действий;
2) формирование новых знаний и способов действий;
3) применение знаний и формирование умений и навыков.
Основные этапы урока:
1) организационный этап;
2) опрос и проверка домашнего задания;
3) объяснение нового материала;
4) закрепление изученного материала;
5) обобщение и систематизация материала;
6) постановка домашнего задания.
Весь процесс учения на уроке ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.