Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности

Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку»,

«Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

Учимся видеть слова среди других букв – «Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов), «Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов) – причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. - вот вам и межурочная связь.

Чтение слов с усложнением – «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.

Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

 

Послоговое чтение (по догадке):

По мнению Егорова ребенок сразу переходит к чтению слогами. Но существует промежуточный вариант: белка – ребенок прочитает так бе-л-ка. Это чтение слияниями и звуками, находящимися вне слияния. Чтение по слогам сложнее, т.к. зрительно охватывается большее количество знаков. Это продуктивное чтение, позволяет быстрее прочитывать слова, позволяет прочитанные слоги сливать в короткие и длинные слова. Слоги на этой ступени быстро опознаются читающим. На этой ступени единицей чтения становится слог. Ребенок прочитывает слог, соотносит с ментальным лексиконом, запоминает, та же операция со следующим слогом, далее в памяти происходит объединение слогов, их синтез и полученное слово должно соотнестись с существующим эталоном слова. У детей на этой ступени начинает формироваться смысловая догадка. Чаще всего она возникает на конце читаемого слова. Если на этом этапе не обратить внимание на наличие этой догадки, то на следующем этапе можно обнаружить угадывающее чтение. На этой ступени у детей остаются трудности синтеза слогов в целое слово, это будет касаться сложных слов. Этот этап в одном случае будет указывать на то, что формирование идет хорошо, в другом случае будет указывать на дислексию. Если слоговое чтение длительно время остается отрывистым слоговым и ребенок не улучшает своих показателей, то ребенок в дальнейшем может показать дислексию. Если ребенок медленно читает слоги, но слитно – то, это будет говорить о том, что ребенок не будет страдать дислексией. Продуктивное чтение – слитное, плавное, непродуктивное чтение – отрывистое, неплавное чтение. Частые повторы при чтении сложных незнакомых слов, трудности становления грамматических связей между словами в предложении. Т.к. техника чтения несовершенна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: