Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Зимние изменения в природе»

Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания зимней природы.

Задачи:

· опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения;

· работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь, развивать творческое мышление через использование в речи учащимися выразительных средств языка;

· воспитание интереса к писательскому слову, искусству, музыке; стремления ярко и образно выражать собственные мысли в сочинении; развитие речевой культуры обучающихся.

Оборудование.

 

Ход урока.

Оргмомент.

Учитель читает стихотворение.

Разукрасилась зима: На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, Звездочек-снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках, Льет вокруг сиянье, Шепчет заклинанье: -Лягте, мягкие снега, На леса и на луга, Тропы застелите, Ветви опушите! На окошках, Дед Мороз, Разбросай хрустальных роз Легкие виденья, Хитрые сплетенья. Ты, метелица, чуди, Хороводы заводи, Взвейся вихрем белым В поле поседелом! Спи, земля моя, усни, Сны волшебные храни: Жди, в парчу одета, Нового рассвета!

 

Какое настроение, какие чувства пробудило в вас стихотворение? А о чём вам рассказали загадочные, сказочные строки стихотворения М.Пожарова?

Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы. И тема нашего урока – Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Зимние изменения в природе».

 

Тема урока

-Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку.

Я предлагаю вам создать свою Зимнюю книгу, в которой будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас.

-Как же нам это сделать? (написать сочинения).

- Каковы же цели нашего урока? (чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал).

 

Слова К.Г.Паустовского

Начать бы мне хотелось со слов К.Г.Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать».

- Как вы понимаете эти слова?

- Кто будет являться писателем в нашем случае?

Но, прежде чем написать хорошее сочинение, нам необходимо составить его план.

 

Составление плана сочинения, подготовка рабочих материалов.

Запишите в тетрадях заголовок «План».

-Как вы думаете, с чего начинается любое сочинение? (вступление).

Итак, первый пункт нашего плана – вступление. Его нужно озаглавить. Для этого давайте подумаем, с чего нужно начать.

-Будем мы в этой части отражать свои наблюдения, впечатления? (нет).

Нужно сказать о зиме как о времени года.

-Что происходит с приходом зимы? (снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы).

У каждого человека своя зима. Люди стремятся передать её красоту с помощью звуков, красок, слов. Давайте теперь обратимся к другому виду искусства – живописи. Рассмотрите репродукции картин.

- Нравятся они вам?

-Чем они притягивают нас?

-С помощью чего художник сумел передать своё настроение?

-Какие краски преобладают?

Глядя на такую красоту, невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты.

-Ребята, какие стихотворения о зиме вы знаете?

Вспомним стихотворение А.С.Пушкина: Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.   Вопросы: -Какое настроение вызывает у поэта зима? -Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? -Как называет А.С.Пушкин зиму? -Какие слова помогают описать так ярко, образно зимний пейзаж?    
А помните стихотворение Фёдора Тютчева: Чародейкою Зимою, Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой...  Вопросы: -Каков зимний лес у Тютчева? -Как поэт называет зиму? -Ребята, а какую зиму вы любите? -Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Опишите его. -Какие зимние забавы, игры вы любите? -Какие чувства вызывает у вас зима?

 

Я в зимнем лесу.

А в написании этой части сочинения вам помогут репродукции картин, которые мы рассматривали, а строки стихотворений вы можете использовать как цитаты.

-Конечно, у нашего сочинения должна быть заключительная часть.

-О чём нужно написать?

-Заключение всегда созвучно вступлению, значит, мы должны сделать вывод.

 

5.Зима – прекрасное время года!

Действительно, прекрасное, ведь сколько всего хорошего мы сказали о ней.

- Перечислите, что замечательное происходит зимой («мороз и солнце», «день чудесный», Новый Год, Рождество, подарки, каникулы).

- Запишите эти слова как опорные для заключительной части.

 

Работа с текстом.

Чтобы помочь вам интересно написать сочинение, я предлагаю работу с прозаическим текстом. Возьмите карточки голубого цвета. Прочтём текст вслух.

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов (И.С.Соколов-Микитов).

-Ребята, определите тип речи этого текста (описание).

-Наша задача – найти опорные слова, которые помогут и вам описать зимний лес.

-На слова каких частей речи нам нужно обращать внимание? (существительные + прилагательные, ведь это описание).

-Прочитаем первое предложение.

-Какие слова вам могут пригодиться? Подчеркните их.

-А теперь найдите такие слова во всех остальных предложениях.

Карточки останутся у вас и помогут в написании сочинений.

 

Игра «Кто быстрее».

А сейчас я предлагаю вам игру «Кто быстрее». Записываю на доске слова лес, снег, деревья. Участники – по три человека с каждого ряда. Это должны быть такие ученики, которые хорошо дружат со словом. Вам нужно подобрать и записать на доске по три прилагательных-определения к своим словам. Победит тот ряд, ученики которого справятся с заданием не только быстро, но и интересно.

-Подведём итоги.

-А теперь внимательно посмотрите на наши прилагательные и назовите орфограммы в словах, над которыми нужно подумать при написании.

 

Подведение итогов.

Итак, ребята, мы собрали материал к сочинению, составили его план. Не страшно теперь вам писать такую работу?

Я желаю вам удачи!

 

Домашнее задание.

Написать сочинение.

Разработать различные варианты разнообразной подготовки к восприятию нового произведения на уроке литературного чтения (И. А. Бунин Стихотворение «Листопад»). Дать теоретическое обоснование.

Тема: «Листопад». И. А. Бунин (4 класс)

Цель: знакомство с поэтическим лирическим произведением.

Задачи:

образовательные:

− вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

− познакомить учеников с понятием «лирика» и с лирическими произведениями.

развивающие:

− научить анализировать стихотворное произведение;

− определить представление об игровом поэтическом творчестве;

− сформировать навык выразительного чтения.

воспитательные:

− научить ответственно относиться к выполнению поставленных заданий.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: ученикам предлагается картина с изображением осеннего леса и им необходимо про него рассказать и описать.

II. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: учитель прочитывает ученикам стихотворение, одновременно предлагая детям ассоциировать его с картиной осеннего леса, который они видят.

Проверка первичного восприятия:

Задаются вопросы: каким описывал лес автор? Что автор хотел передать своим описанием?

Вторичное чтение и анализ произведения: учитель, читая стихотворение повторно, делает акценты на интонацию прочтения, на причины той или иной интонации, подготавливая, таким образом, учеников к выразительному чтению.

Вторичное восприятие произведения: ученикам самим необходимо выразительно прочитать стихотворение.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя по пройденному уроку.

Домашнее задание: написать сочинению по произведению.

Различные варианты разнообразной подготовки к восприятию нового произведения на уроке литературного чтения (И. А. Бунин Стихотворение «Листопад»). Составить основные группы вопросов к художественному произведению с учетом уровня понимания текста.

1) Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, можно ли по названию сказать о чем оно?

2) Чтение стихотворения И.А.Бунина “Листопад” учителем. Какие чувства у вас возникли?

3) Каким настроением проникнуто стихотворение? Какая интонация должна возникнуть при чтении?

4) – Какие цвета называет поэт, чтобы передать свое восхищение, красотой осеннего леса?

– Что напомнил осенний лес поэту?

– С чем сравнивает он его? (сообщение учителя о тереме: Терема строили в древней Руси. Сохранились каменные терема. Но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском для царя был построен деревянный теремной дворец. Он был украшен резьбой. Вот осенний лес напомнил поэту такие терема).

– Листья какого дерева по мнению поэта похожи на резьбу, украшавшую терема?

– Какие деревья напомнили ему вышки?

– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов?

Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме.

– Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.

Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы мы лучше могли представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в тексте

– Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы?

– Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени?

– Какова Осень в представлении поэта: веселая или грустная? Как вы догадались?

– Грустят вдовы, грустит Осень. Как вам кажется, о чем она грустит?

– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная?

– Почему стало тихо в лесу осенью?

– Какие слова помогают представить лесную тишину?

-Что нарушает тишину?

Прочитайте строки так, чтобы зашуршали листики.

– Какие звуки будем выделять?

Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово «сегодня».

– Что хотел сказать Бунин своим читателям?

– Как выдумаете, почему повторил поэт начало стихотворения в его завершении?

Проанализировать упражнения учебника по русскому языку и выявить их эффективность в плане формирования орфографической зоркости учащихся («Правописание слов с глухими и звонкими согласными»).

Вот некоторые упражнения из учебника Рамзаевой¯

 

 

 

Все представленные упражнения в учебнике соответствуют данной теме. Орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Данные задания подходят для развития умения орфографической зоркости, поскольку они имеют разноплановый характер (не только буквы в слова вставляют). Задания ориентированы на фронтальное и индивидуальное выполнение, причем акцент лучше сделать именно на самостоятельности, потому что зоркость только так и вырабатывается. Есть задания на списывание, запоминание и письмо по памяти, подбор проверочных слов, составление рассказа по картине – все это охватывает все стороны письменной речи ученика.

Выделить, на основе учебника русского языка основные этапы урока знакомства с новым грамматическим понятием («Главные и второстепенные члены предложения»). Дать теоретическое обоснование.

Учебник Рамзаевой. 3 класс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: