Использование педагогической диагностики при обучении литературе в школе

Педагогическая диагностика — это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Используя педагогические средства, педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе. Прежде всего, этих специалистов интересуют уровень обучаемости детей как их способность к школьному обучению и уровень обученности как реальный уровень знаний, умений и навыков. Педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении его с определенными социальными нормами и эталонами; что часто обусловливает оценочное отношение к личности ученика и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон. Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Знание ребенка, человека вообще, являющегося объектом воспитания, — необходимое условие педагогической культуры. Об этом говорили великие педагоги прошлого — Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, Я. Корчак и др. Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят с известными законами и тенденциями педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Объектом диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относится взаимодействие участников процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов, возникающее в процессе взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления. Предмет диагностической деятельности — причинно-следственные связи между условиями и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования. Иначе говоря, предмет диагностики — это состояние свойства, характеристики воспитанника или образовательного процесса, а также определенная результативность профессиональной деятельности педагога. Цель педагогической диагностики — получение объективной информации для управления качеством педагогического процесса, повышение эффективности педагогической деятельности. Педагогическая диагностика помогает решать следующие важнейшие учебно-воспитательные задачи: получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программам разного уровня сложности; оценка возможностей учеников начальной школы и определение готовности их к обучению в классах среднего звена, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации; изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на основе самопознания; изучение уровня воспитанности учащихся; 10  изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников для организации профессиональной ориентации старшеклассников; получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя в целях управления жизнедеятельностью педагогического коллектива, создания хорошего психологического климата в коллективе, совершенствования стиля деятельности отдельных учителей; диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов и организация на ее основе коррекционной работы с ними и др. Таким образом, педагогическая диагностика — деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития, субъектов педагогического взаимодействия, направленного на улучшение качества образовательного процесса. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: