Анализ урока литературы

Сравните возможные схемы анализа урока литературы, распространенные в практике преподавания литературы:

Определить, соответствует ли содержание учебного материала, его объем, поставленные цели уровню подготовки учащихся, их возрасту? 

Какова организационная форма обучения?

 Как организуется чтение художественного произведения?  Какие приемы для пробуждения интереса к чтению использует учитель?

Учитывается ли индивидуальное восприятие детьми художественного текста? 

В чем своеобразие подхода к осмыслению художественного произведения? 

Как изучаются теоретико-литературные понятия?  Как осваиваются эстетические понятия? 

Как организована работа по развитию речи учащихся? 

Как осуществляется на уроке совместная деятельность учителя и учеников? 

Какова результативность урока (знания, умения, навыки)? 

Какие наглядные и технические средства используются на уроке? С какой целью?

Самоанализ урока.

Какие цели ставились на уроке?

Какой фактический материал был отобран для их достижения? 

Какие методы использовались и почему? 

Является ли избранная вами структура урока случайной? Могли бы вы построить урок по-другому или необходим именно этот вариант урока? 

Если бы снова пришлось давать урок, что было бы изменено?

 

Изучение истории литературы в школе.

Научить школьников вдумчиво и серьезно читать, т.е. мыслить вместе с автором, невозможно без проникновения в специфику литературы, без постижения теории литературы.

Необходимость и важность теоретического курса знаний еще в 19 веке подчеркивал В.А. Острогорский.

Теоретические понятия, являясь составной частью школьного курса литературы, вместе с тем образуют его научный каркас. Освоение литературоведческих понятий необходимо для того, чтобы многообразие сведений и впечатлений, полученных школьниками в процессе изучения литературы, объединить в систему лит. образности.

Интерес к вопросу изучения теории лит. возник еще во времена Ломоносова. Он написал пособие, в которое вошли знания по теории литературы, учение о жанрах и изобразительных средствах языка.

Свое развитие проблемы, связанные с изучением литературоведением, получила в работах Стоюнина, который выступал за целостное изучение литературы. Понятие теории литературы он предлагал вводить в процесс разбора художественного произведения. Этой же позиции придерживался и Водовозов.

Однако Острогорский выдвигал на 1 план в процессе изучения слов. теорию литературы и предлагал изучать ее как отдельный предмет параллельно с основным курсом.

Он первым предложил идею о создании учебника по теории литературы. В начале 20 века теория литературы была выделена в отдельный предмет и были напечатаны учебники Овсянниково-Куликовского, Ливанова, Смирновского.

После октября 17 года отдельный курс теории литературы был отвергнут. Теоретические сведения включены в общий курс литературы и освещались в процессе разбора художественного произведения. Но в 40-е годы курс ТЛ опять был введен отдельно.

В начале 50-х вновь был исключен из программы и до сегодняшнего времени изучается попутно с анализом художественного произведения.

В стандарте по литературе определен обязательный минимум теоретико-литературных понятий, который школьники должны усвоить в школе.

В программах ТЛ тоже уделяется особое внимание. В подавляющей части программ имеется рубрика-теория или теория литературы. Она служит для того, чтобы обозначать место введения данного понятия в процессе освоения курса.

В некоторых программах дается аннотация к понятию, где указаны основные его составляющие, подлежащие обязательному усвоению.

В отдельных программах (Кутузова) ТЛП являются основными при рассмотрении курса.

Принципы изучения ТЛП

1.Научность, т.е. трактовка любых осваиваемых школьниками понятий должна осуществляться на основе научных достижений современного литературоведения.

2. Усвоение ТЛП должно происходить на основе эстетического восприятия художественных текстов.

3. Принцип поэтапности освоения ТЛП.

Формирования понятия - процесс длительный и сложный.

Беленький.

1.Предварительное наблюдение над простейшими фактами.

2. Введение понятия, т.е. названия самого термина.

3. Расширение и обогащение понятия (разные виды эпитетов).

4. Использование понятия в самостоятельной деятельности учащихся.

Методы и приемы изучения. ТЛП могут быть различны (это зависит от содержания самого понятия, от уровня развития учащихся и от возможностей учителя).

1. Лекция (мини-лекция, рассказ).

2. Работа с учебником.

3. Работа с таблицами и схемами.

4. Сравнение различных явлений ТЛ (только при помощи сравнения дается понятие о жанрах, о средствах комического).

5. Наглядность.

6. Игры со словом:

-конкурс на лучший эпитет, сравнение,

-подбор рифм на заданное слово,

-восстановление порядка слов,

-соревнование с автором (подбор опущенных эпитетов),

-амплификация-распространение (открытый финал),

-сопоставление художественных текстов разных авторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: