Проблема организации чтения художественного произведения. Виды чтения

Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.

Изучение художественного произведения начинается с чтения его. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком.

Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно.

Учителя - практики различают следующие виды комментариев: предварительный, историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, лексико-фразеологический, идейно-стилевой, коннотативный (контекстуальный), подытоживающий.

Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.

Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником.

В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли.

Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся. Поэтому одним из действенных средств организации чтения является доброжелательный, заинтересованный и серьезный анализ итогов чтения.

Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы:

1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.

2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.

3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.

4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.

 

Виды чтения.

Чтение - один из рецептивных видов деятельности. На понимание при чтении влияют факты:

-информационная насыщенность текста,

-композиционно-логическая структура,

-выраженность логической, эмоциональной и другой информации текста,

-степень приближения лексики, грамматики и речи читающего с аналогичными параметрами текста,

-организация направленности внимания при восприятии текста,

-индивидуально-психологические особенности учащихся.

В методике преподавания литературы выделяют несколько видов чтения, при этом их классифицируют на разных основаниях.

1. По степени помощи учащимся (подготовленное/неподготовленное),

2. По форме учебной организации работы (индивидуальное, фронтальное, классное, домашнее),

3. По целевой направленности (аналитическое, просмотровое, поисковое, реферативное),

4. Выделяют громкое/тихое чтение, хоровое чтение, выразительное чтение.

Подготовленное Ч - используется на этапе анализа/синтеза, это результат либо анализа, либо специальной подготовки учителя.

Неподготовленное - Ч с листа учебных/художественных текстов. Исп. при несложном тексте и организуется по цепочке.

Громкое Ч вслух используется на разных этапах, м.б. индивидуальным, хоровым.

Чтение про себя - без внешнего озвучивания текста. Цель - получить информацию из текста.

Выборочное Ч- получить представление о содержании Т, о теме.

Поисковое Ч. Цель- найти конкретную информацию.

Домашнее Ч – форма организации внеклассной учебной работы. Учащиеся читают рекомендованные им тексты. Такое чтение должно направляться и контролироваться.

Индивидуальное чтение- чтение учащимися разных текстов.

Аналитическое Ч- учебный вид чтения, ориентированный на раскрытие содержания Т и его структуры. Внимание направлено на детали восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: